Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:53, лекция
§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации……………………………………………………………………6
§2. Формирование муниципальной собственности……………….12
§3. Управление муниципальной собственностью…………………22
§4. Приватизация муниципальной собственности……………...…27
§5 Защита прав муниципальной собственности………………..…33
§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации
§1. Понятие и состав
муниципальной собственности. Ее разграничение
между субъектами по законодательству
Российской Федерации………………………………………………………
§2. Формирование муниципальной
собственности……………….12
§3. Управление муниципальной
собственностью…………………22
§4. Приватизация муниципальной
собственности……………...…27
§5 Защита прав муниципальной собственности………………..…33
§1. Понятие и состав
муниципальной собственности. Ее разграничение
между субъектами по законодательству
Российской Федерации
1.1 Состав муниципальной
собственности
Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[5], Гражданский кодекс РФ[6], Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»[7], а также нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии со ст.
29 Федерального Закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ» в состав
муниципальной собственности
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Все законы субъектов
Российской Федерации о местном
самоуправлении закрепили нормы
о муниципальной собственности.
В большинстве из них определено
понятие муниципальной собственности,
ее состав, порядок формирования и
управления. Например, в Рязанской
области установили, что имущество,
принадлежащее на праве собственности
муниципальным образованиям, является
муниципальной собственностью. Определен
состав муниципальной собственности,
порядок ее формирования и распоряжения.
В большинстве субъектов
Разграничение собственности
Процесс формирования
муниципальной собственности во
многом зависит от решения проблемы
разграничения собственности
Разграничение собственности
на государственную и
Кроме того, право
государственной собственности
и право муниципальной
Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.
Постановлением ВС
РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена
возможность передачи объектов, находящихся
в государственной
В ряде субъектов
Российской Федерации вопросы, связанные
с формированием
Различия муниципальной
собственности и
·
по субъектам. Субъектом государственной
собственности является народ РФ
и органы государственной власти,
а субъектом муниципальной
·
по объектам. Объектом права государственной
собственности может быть любое
имущество, а объектом муниципальной
собственности – любое
· по основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);
·
по содержанию. Права собственника
муниципальной собственности
Субъекты
муниципального права
Осуществление от имени
соответствующего муниципального образования
собственника его правомочия в соответствии
со своей компетенцией не делает их
собственниками соответствующего имущества.
Как и государственные органы, органы
муниципальных образований могут выступать
в имущественном обороте и в качестве
самостоятельных юридических лиц - муниципальных
учреждений, обладающих самостоятельным
вещным правом оперативного управления
на закрепленное за ними имущество (ст.
296 Гражданского кодекса РФ). Частью этого
имущества - денежными средствами - они
будут отвечать по своим обязательствам.
При осуществлении ими правомочий собственника
муниципального образования - они получают
возможность в той или иной мере распоряжаться
имуществом этого собственника, поступающим,
выбывающим или составляющим его казну,
и именно имущество казны, в первую очередь
средства соответствующего бюджета, составляет
базу самостоятельной имущественной ответственности
такого муниципального (публичного) собственника
по своим долгам.
В связи с этим
муниципальное имущество, подобно
государственному, также делится
на две части (ст. 215 п.3 Гражданского
кодекса РФ). Одна часть закрепляется
за муниципальными предприятиями и
учреждениями на самостоятельных, хотя
и ограниченных вещных правах хозяйственного
ведения и оперативного управления,
а другая, нераспределенная часть
составляет казну соответствующего
муниципального образования. С точки
зрения интересов имущественного оборота
такое разделение муниципального имущества
имеет значение, прежде всего, для обоснования
раздельной имущественной ответственности
муниципального образования и созданных
им юридических лиц по их долгам.[12]
Признав гражданскую
правосубъектность
В гражданско-правовых
Наиболее важны
из всех прав, осуществляемых муниципальным
образованием как субъектом гражданских
правоотношений, права собственника
муниципального имущества.
Субъектами права
муниципальной собственности
Однако и Гражданский
Кодекс РФ, и Федеральный закон "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации"[14] устанавливают, что
права собственника муниципального
имущества осуществляются от имени
муниципального образования. Следовательно,
субъектом права муниципальной
собственности является только муниципальное
образование, а не органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления,
действующие в соответствии с
законом, и не юридические лица или
граждане, действующие по специальному
поручению, которые являются лишь представителями
муниципального образования в отношениях
по поводу муниципального имущества. Этот
вывод подтверждает п. 2 ст. 212 Гражданского
кодекса РФ, устанавливающий, что
имущество может находиться в
собственности граждан и
А. Уваров, анализируя
соотношение прав пользования и
распоряжения муниципальной собственностью,
принадлежащих населению муниципального
образования и органам (должностным лицам)
местного самоуправления, указывает: "Владение,
пользование и распоряжение муниципальной
собственностью, согласно п. 1 ст. 130 Конституции
РФ - это прежде всего право самого населения.
Но, учитывая высокую степень декларативности
данного положения в сфере его практического
применения, уставы отдельных муниципальных
образований закрепляют передачу права
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью от населения органам
и должностным лицам местного самоуправления.
Хочется верить, что подобные нормы не
могут трактоваться как абсолютный переход
права собственности от населения к другому
владельцу, так как, с одной стороны, власть
муниципальных органов и их должностных
лиц производна от власти местного населения,
и, следовательно, такая передача права
собственности, с точки зрения гражданского
права, не приводит к изменению муниципальной
формы собственности. С другой стороны,
появление таких норм не лишает население
возможности в любое время реализовать
это право от своего имени на местном референдуме".[15]