Лекции по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:53, лекция

Краткое описание

§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации……………………………………………………………………6


§2. Формирование муниципальной собственности……………….12


§3. Управление муниципальной собственностью…………………22


§4. Приватизация муниципальной собственности……………...…27


§5 Защита прав муниципальной собственности………………..…33

§1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Наделение населением муниципального образования органов  местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной  собственности означает лишь перераспределение  полномочий представителей одного и  того же собственника - муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу.  
 
 

§2. Формирование муниципальной  собственности 

2.1 Приобретение права  муниципальной собственности 

Право муниципальной  собственности возникает из оснований, предусмотренных законами и иными  правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок  предполагает волю одной стороны  – государства и реализуется  при издании акта органа государственной  власти.  Более отвечают интересам  местного самоуправления  способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры  и сделки. Муниципальное  образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских  прав. В этом случае учитывается  воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение  с контрагентом. 

Право муниципальной  собственности может быть приобретено  следующими способами: 

    в результате  разграничения государственной  собственности в РФ согласно  Постановлению ВС РФ[16] по процедуре  передачи, установленной распоряжением  Президента РФ от 18.03.92 № 114-рп. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять  муниципальным комитетам по управлению  имуществом в ГКИ РФ с целью  передачи объектов федеральной  собственности в муниципальную,  содержится в письме ГКИ РФ[17];  

    путем  изготовления (создания) новой вещи (например, недвижимого имущества); 

    путем  получения поступлений (доходов,  продукции, плодов) в результате  использования уже имеющегося  муниципального имущества;  

    на основании  договора купли-продажи, мены, дарения  или иной сделки об отчуждения  этого имущества;  

    по наследству  в соответствии с завещанием  или законом;  

    по решению  суда (например, в отношении бесхозяйного  недвижимого имущества);  

в установленном  порядке (к примеру, как находка  или как клад). 
 

2.2 Муниципальное  имущество 

Приобретение и  отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества  и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное  имущество подлежит обязательному  учету и пообъектной регистрации  в реестре объектов муниципальной  собственности. 

Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской федерации»[18] субъекты РФ обязаны передавать в собственность  муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между  субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.  

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной  собственности, в государственную  собственность субъектов РФ или  федеральную собственность может  осуществляться только с согласия органов  местного самоуправления либо по решению  суда.[19]   

Весьма важен вопрос о передаче из государственной в  муниципальную собственность нежилых  помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к  муниципальной собственности. В  соответствии с Приложением № 3 к  постановлению Верховного Совета[20] к объектам муниципальной собственности  относятся нежилые помещения, находящиеся  в управлении исполнительных органов  местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные  за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного  и бытового назначения.  

Согласно разъяснению  Высшего Арбитражного Суда РФ принадлежащие  государственным предприятиям нежилые  помещения переходят в муниципальную  собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.  

Разъяснение не может  быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капитальных вложений на строительство  объектов социально-культурного и  бытового назначения. Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ неоднократно признавал  их объектами муниципальной собственности  вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков  был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного  и бытового назначения.  

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в  п.4.5 Основных положений государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в  фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений, а также п.3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий.[21]  
 

2.3 Муниципальная  собственность на землю 
 

          Органы местного самоуправления  владеют, пользуются, распоряжаются  муниципальными землями и другими  природными ресурсами в интересах  развития муниципального образования  и социально-экономических интересов  его граждан[22].  

          В муниципальной собственности  находятся земельные участки: 

       которые признаны таковыми федеральными  законами и принятыми  в  соответствии с ними законами  субъектов Российской Федерации; 

       право муниципальной  собственности   на  которые  возникло  при  разграничении государственной  собственности на землю; 

       которые приобретены по основаниям,  установленным  гражданским законодательством. 

          В   муниципальной   собственности   могут   находиться   не предоставленные   в  частную  собственность   земельные  участки  по основаниям,  предусмотренным Федеральным законом  "О  разграничении государственной  собственности на землю"[23]. 

          В собственность муниципальных  образований  для  обеспечения  их  развития могут безвозмездно  передаваться земли,  находящиеся  в государственной собственности,  в том числе  за  пределами   границ муниципальных образований. 

          В  субъектах  Российской  Федерации - городах федерального  значения    Москве   и   Санкт-Петербурге   земельные   участки   в муниципальную   собственность  при  разграничении   государственной собственности  на землю не передаются. 

       Право  муниципальной собственности  на земельные участки в этих  субъектах  Российской  Федерации   возникает при передаче земельных  участков  из  собственности   городов  Москвы  и Санкт-Петербурга в муниципальную   собственность   в  соответствии   с законами  этих субъектов Российской Федерации[24]. 

Органы местного самоуправления или по его поручению  местный комитет по земельной  реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка  в натуре (на местности). При этом учитываются экологические и  другие последствия предполагаемого  занятия земель, перспективы использования  данной территории и ее недр. 

          К полномочиям органов  местного  самоуправления  в  области  земельных  отношений относятся  изъятие,  в том числе путем  выкупа, земельных участков для  муниципальных нужд,  установление, с  учетом требований    законодательства    Российской    Федерации,   правил землепользования  и  застройки  территорий  городских  и  сельских поселений,  территорий других муниципальных  образований, разработка и реализация  местных программ использования   и  охраны  земель,  а также   иные  полномочия  на  решение   вопросов местного значения в  области использования и охраны  земель. 

          Органами  местного самоуправления  осуществляются управление и  распоряжение земельными участками,  находящимися в муниципальной  собственности. 

Землевладение бессрочное (постоянное) и временное пользование  земельными участками и их аренда являются платными. За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается  земельный налог[25].  
 

2.4 Бюджет муниципального  образования 

            Бюджет муниципального  образования  (местный  бюджет)  - форма образования  и расходования денежных средств,  предназначенных  для обеспечения   задач  и  функций,  отнесенных  к  предметам  ведения местного  самоуправления. 

Муниципальный бюджет является ведущим звеном местных  финансов. Слово «бюджет» происходит от английского и переводится  как «сумка с содержимым», «запас», «финансовая смета». С политической точки зрения бюджет представляет собой  одно из средств перераспределения  созданного на территории местного сообщества чистого продукта (национального  дохода). Он выполняет три функции. Во-первых, отражает политические приоритеты местного большинства. Во-вторых, является демократическим средством регулирования  политических планов и решений представительного органа, поскольку требует представления их в виде хозяйственной программы для исполнительных органов. В-третьих, сравнивая доходы и расходы, бюджет обеспечивает контроль финансового состояния местного сообщества и муниципальных предприятий, даёт представление о тенденциях развития муниципального хозяйства. 

            Доходы  местных  бюджетов  формируются  за счет собственных  доходов и доходов за счет  отчислений от федеральных и  региональных регулирующих налогов  и сборов. 

           В   местные   бюджеты   после  уплаты  налогов  и  сборов, предусмотренных  законодательством   о налогах,   в  полном  объеме поступают  доходы  от  использования  имущества,   находящегося  в муниципальной   собственности,   и   доходы   от   платных  услуг, оказываемых,   бюджетными   учреждениями,   находящимися  в ведении органов  местного самоуправления. 

Согласно статье 132 Конституции РФ «…органы местного самоуправления самостоятельно управляют  муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный  бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Важно, что к вопросам местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[26], в частности, отнесены «… местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов». 

 За счет налоговых  платежей и сборов формируются  финансовые ресурсы муниципального  образования, обеспечивается формирование  доходов бюджета, которые используются  органами местного самоуправления  для финансирования необходимых  расходов. Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  Российской Федерации. Налоги  имеют решающее значение в  доходах бюджетов всех уровней,  но при этом следует различать  местное налогообложение и государственное.  Если государственному налогообложению  присущ упор на фискальную  функцию, то местное налогообложение  во главу угла ставит функцию  регулирования развития местного  сообщества. 
 

 В соответствии  со статьей 15 Налогового кодекса  РФ к  местным налогам и  сборам отнесены: 

    земельный  налог;  

    налог  на имущество физических лиц;  

    налог  на рекламу;  

    налог  на наследование или дарение;  

    местные  лицензионные сборы.  

В соответствии с  Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации»[27] доходная часть  местных бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов. Доходная часть бюджетов также  может включать финансовую помощь в  различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки  муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. 

Информация о работе Лекции по "Муниципальному праву"