Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования.
Институт местного самоуправления относится к основам конституционного строя Российской Федерации, является одним из элементов правового государства и служит важной гарантией обеспечения прав граждан на участие в управлении делами государства и местного сообщества. Особую роль этот институт играет в процессе становления гражданского общества.
Особое внимание российских ученых к данной проблематике стало проявляться с середины ХIХ века, когда общественная потребность в социальном институте самоуправления стала очевидной, и на повестку дня были поставлены вопросы о формах его практического воплощения в жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и содержание гражданского общества……….
§1. Гражданское общество: понятие, признаки, принципы…………
§2. Основные институты гражданского общества.............................
§3. Особенности гражданского общества в РФ………………….

Глава 2. Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ…..
§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления.....................................................................................
§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества….

Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 67.04 Кб (Скачать файл)

В 1990-х  годах в России появились новые  возможности гражданского участия, которые дали толчок возникновению  и развитию гражданского общества. На рубеже тысячелетий этот процесс стал объектом анализа не только в связи с завершением первого постсоветского десятилетия, но также и потому, что наступала новая эпоха, связанная с началом правления Владимира Путина. В то время был весьма популярен вопрос, будет ли Россия продвигаться к гражданскому обществу, и многие ученые отвечали на него довольно оптимистично . Между тем другие отнеслись к новой политической эпохе более осторожно, полагая, что те достижения, которых добилось российское общество за предшествующие несколько лет, возможно, подвергнутся испытанию на прочность . В последнее время Запад все больше утверждается во мнении, что Россия отклоняется от пути демократизации, и это вновь привлекает внимание к состоянию и перспективам развития российского гражданского общества. Но сегодняшние попытки подвести некоторые итоги дают в лучшем случае противоречивые результаты. Например, некоторые авторы утверждают, будто российское гражданское общество остается слабым и внутренне разобщенным, пребывает на низком уровне развития, ассимилируется или даже вообще не существует. В то же время другие исследования подчеркивают, что гражданское общество в России объективно существует и, более того, опирается на давние традиции. Многие соглашаются с тем, что российское гражданское общество трудно оценивать по западным стандартам. Как и прежде, использование этого термина в российских академических дискуссиях и официальной риторике порой затрудняет, а не облегчает осмысление обсуждаемых явлений21.

Категория "гражданское  общество" призвана отразить принципиально  новое качественное состояние общества. Оно должно основываться на развитых формах общественной самоорганизации  и саморегуляции, на оптимальном  сочетании публичных и частных  интересов при определяющем значении последних и при безусловном  признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод22.

Сегодня понятие "гражданское общество" стало  своего рода знаком времени, или концептуальным знаком эпохи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Местное самоуправление в системе  гражданского общества РФ

 

§1. Понятие, принципы и полномочия органов местного самоуправления

 

Местное самоуправление не является частью системы  государственной власти и «в пределах свои полномочий» самостоятельно23.

Существует  несколько точек зрения ученых на толкование термина "система местного самоуправления". Так, например, С.И. Кулиева под системой местного самоуправления предлагает понимать "совокупность взаимодействующих между собой  самоуправляющихся систем, которые  выступают в качестве составных  частей" 24. Несколько иначе к определению системы местного самоуправления подходят И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов. По их мнению, система местного самоуправления - это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе отправления самоуправленческих функций25.

Местное самоуправление является составной  частью демократического правового государства. Демократия - власть народа. Например, А. Токвиль определял демократическое общество как «общество, которое правит собой само и для себя». Речь, безусловно, идет о принципе народовластия. «Местное самоуправление является не только способом лучшего удовлетворения местных интересов, но и орудием практического применения начала народовластия в кругу дел, непосредственно касающихся народа в его ежедневной жизни».

Наиболее  полной представляется точка зрения О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, в соответствии с которой под системой местного самоуправления следует понимать совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни26.

Понятие местного самоуправления как  непосредственной власти народа, официально вошло в  нашу жизнь в начале 1990х годов. До этого термин «местное самоуправление» отсутствовал даже в законодательстве государства. Официально институт местного самоуправления был  признан в законе СССР «Об общих  началах местного самоуправления и  местного хозяйства СССР», данный закон  четко определил роль и полномочия органов местной народной власти.  Однако правовая основа местного самоуправления была заложена Конституцией 1993 года, в  которой говорится об организации  народной власти местного уровня.

Теперь  рассмотрим принципы местного самоуправления.

Местное самоуправление в России – это  самостоятельная деятельность населении  по решению вопросов местного значения через органы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Можно выделить основные принципы местного самоуправления, закрепленных в Конституции РФ:

- местное  самоуправление может осуществляться  гражданами или выборными органами;

- границы  территорий муниципальных образований  изменяются по согласованию с  населением данного образования;

- местное  самоуправление является самостоятельным  в пределах принимаемых решений;

-население  определяет структуру избираемых  органов власти местного самоуправления;

-население  владеет, пользуется, распоряжается  собственностью муниципального  образования27.

Так же можно  выделить и иные принципы:

-сочетание  представительной демократии с  формами прямого волеизъявления  граждан (выражается в органической  связи и взаимообусловленности  осуществления местного самоуправления  гражданами путем референдума,  выборов, других форм прямого  волеизъявления);

         -неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции;

         - обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;

         -приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);

        -гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления;

        -обеспечение органами государственной власти муниципальным образованиям минимальных местных бюджетов;

        -гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;

        -государственные гарантии и поддержка местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления закреплены в Федеральном законе Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Рассмотрим некоторые из них:

  • формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • владение, использование и управление муниципальной собственностью;
  • установление штрафов и организация сбора налогов на территории, подведомственной органам местного самоуправления;
  • иные вопросы местного значения28.

Составляющими элементами системы местного самоуправления можно назвать:

- формы  осуществления местного самоуправления  непосредственно жителями муниципального  образования;

- органы  местного самоуправления и их  деятельность;

- инициативные  формы участия жителей в местном  самоуправлении;

- муниципальные  служащие и их деятельность.

Так, О.В. Курганская определила местные органы как выборные органы и другие органы, наделенные полномочиями на решение  вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти29.

Местное самоуправление является системой органов власти, которые наделены полномочиями, ответственностью с целью решения проблем местного уровня с учетом специфики данной местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Политико-правовые проблемы взаимодействия местного самоуправления с другими институтами гражданского общества

Гражданское общество состоит из постоянно  взаимодействующих частных лиц, классов, групп, институтов, и характеризуется  сложной, многообразной структурой. В качестве его звеньев выступают  практически все элементы социальной, профессиональной, демографической, национальной, конфессиональной, культурной, духовной самоорганизации общества. Как отмечает К.С. Гаджиев, «гражданское общество –  это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют  между собой в качестве независимых  как друг от друга, так и от государства  индивидов. Это – система обеспечения  жизнедеятельности социальной, социокультурной  и духовной сфер, их воспроизводства  и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых  от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных  индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие  институты гражданского общества, как  семья, церковь, система образования, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д.»30.

Так, Джин Л. Коэн и Эндрю Арато  предпочитают не относить к гражданскому обществу экономические институты: «только реконструкция понятия гражданского общества в рамках трехчастной модели (отделяющей гражданское общество как от государства, так и от экономических структур) позволяет этому понятию не только играть оппозиционную роль в условиях авторитарных режимов, но и возрождать свой критический потенциал в условиях либеральной демократии.

  Под «гражданским обществом» мы понимаем сферу социальной интеракции между экономикой и государством, состоящую, в первую очередь, из сфер наиболее близкого общения (в частности, семью), объединений (в частности, добровольных), социальных движений и различных форм публичной коммуникации»31.

Существует достаточно много подходов к институтам гражданского общества. Одни исследователи относят к  ним различные экономические  организации, другие предпочитают ограждать  гражданское общество от экономической  сферы. Аналогичную ситуацию можно  наблюдать и с политической сферой, институты которой часто фигурируют в спорах о границах гражданского общества.

Э.П. Григонис сферу гражданского общества охарактеризовал следующим образом: «В политической сфере институтами  гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной  политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в  борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи). Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему  публичной власти, и является связующим  звеном между гражданским обществом  и государством. Все вышеуказанные  институты совместно с государством составляют политическую систему общества»32.

В основу политико-правовой концепции развития местного самоуправления России положен  принцип совершенствования всех демократических институтов публичной власти, стремящихся к достижению законности и порядка для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований в соответствии с Конституцией РФ. Суверенитет народа как высшая ценность проявляется не только на государственном уровне, но и реализуется посредством институционализации народного представительства, главной целью которой является создание системы местного самоуправления, обеспечивающей достойную жизнь и всестороннее развитие человека в условиях исторических, культурных, национальных, религиозных и других особенностей регионов33.

Развитие  местного самоуправления является противовесом автократической власти центра и  гарантом существования в обществе плюрализма. Местное самоуправление расширяет круг субъектов политической власти и одновременно ограничивает последнюю, тем самым оно способствует развитию свободы индивидуума.  

Именно  местное самоуправление предоставляет  широкие возможности для участия  граждан в политическом процессе. И здесь представляется особо  важным обеспечить максимальную доступность  органов местного самоуправления для  рядового гражданина, поскольку в  этом случае ему предоставляется  возможность играть активную политическую роль.  
Занимаясь координацией, интеграцией и инновациями, органы местного самоуправления в современных условиях занимают достаточно прочное положение в системе общественного управления и по мере развития демократии призваны играть все более важную роль в определении общенациональной политики и решения общенациональных проблем. Выступая с позиций управленческого лидера в местном сообществе, являясь живым носителем самой идеи сообщества, конструктивной гражданской активности, принципа субсидиарности, они являются центром притяжения для других институтов гражданского общества, функционирующих на территории данной местности, поскольку нередко только благодаря поддержке местных властей и с их непосредственной помощью негосударственные организации способны реализовать многие свои проекты.

Информация о работе Местное самоуправление в системе гражданского общества РФ