Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель работы - раскрыть основы местного самоуправления, проанализировав истоки становления и развитие идей самоуправления с учетом российского и зарубежного опыта; выделить важнейшие теории возникновения местного самоуправления; определить действующую в России модель местного самоуправления, рассмотрев ее историческое развитие.
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава I. История становления и развития местного управления …..5
1.1. Основные теории возникновения местного самоуправления…...……5-9
1.2. Возникновение и развитие местного самоуправления……………..…10-13
1.3. Самоуправление в России до 1917г………………………………….…14-18
1.4. Возрождение местного самоуправления в современный период……19-22
1.5. Основные системы местного самоуправления за рубежом……….....23-28
Глава II. Местное самоуправление и Государство…………….…29-32
2.1.Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………………………33-36
2.2. Принципы и формы государственного регулирования деятельности местного самоуправления………………………………………………...…37-38
2.3. Государственная поддержка местного самоуправления……………...49-41
2.4.Взаимоотношение органов местного самоуправления с территориальными структурами органов государственной власти…………………………………………………….………………...…42-44
Глава III. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении…………………………………………………………….…45
3.1.Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе………………………………………………………………………45-47
3.2.Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами……………………………………………………………………48-49
Заключение………………………………………………………………….…50
Список использованной литературы…………………………........……51
Роль общины в государстве в разных странах и в разные исторические эпохи то ослабевала, то возрастала. Предшественниками современного местного самоуправления можно считать демократии античного мира. В Древней Греции существовали города-государства - полисы, высшим органом власти в которых было народное собрание - агора. В Древнем Риме существовали местные общины, высшим органом которых так же было общее собрание граждан. Собрание избирало местные органы управления - муниципальные магистраты.2
В средние века особую роль играли самоуправляемые «вольные» города, как правило, портовые. Они имели свою административную и судебную власть, внешнеторговые связи, высокую степень финансовой самостоятельности от государственных феодальных властей. В сельской местности существовали достаточно самостоятельные сельские общины.
Местное самоуправление в
его современном понимании
К началу XXв. в основном завершилась становление местного самоуправления в большинстве стран Европы, а так же в отдельных государствах Америки и Азии. В течении последующих десятилетий основные изменения в законодательстве о местном самоуправлении были связаны с демократизацией избирательных прав населения, расширением автономии органов местного самоуправления, повышением социальной направленности их деятельности. Особое внимание уделялось усилению роли органов местного самоуправления в обеспечении развития народного образования, социальной поддержки беднейших слоев населения, содержанию больниц, библиотек, музеев, городских парков и т.д.
Дальнейший рост роли местного самоуправления в демократических государствах Европы и других континентов происходил после Второй мировой войны. В 1985г. Была принята Европейская хартия местного самоуправления. Для взаимодействия с региональными и местными властями европейских государств в Совете Европы была создана специальная структура - Конгресс местных и региональных властей Европы с двумя палатами- региональной и местной. Конгресс ставит своей задачей обеспечения участия местных и региональных властей в решении государственных вопросов, затрагивающих их интересы, в разработке в европейской политики в рамках Совета Европы, оказывает помощь государствам, недавно вступившим на путь демократического развития. Российская Федерация в 1996г. Вступила в Совет Европы и активно участвует в его работе, а в 1998г. Ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления.3
Европейская Хартия Местного Самоуправления - многосторонний договор между Европейскими странами - членами Совета Европы об общих принципах организации местного самоуправления. Целью Европейской хартии местного самоуправления является обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии. Хартия состоит из Преамбулы и трех частей:
Таким образом, за последние 200 лет местное самоуправление получило развитие во всем мире. Оно законодательно оформилось и накопило огромный опыт решения местных проблем, привлечения граждан к муниципальной деятельности. Детально отработанны все механизмы и процедуры самоуправления, сложились устойчивые традиции, отлажено взаимодействие с органами государственной власти, сформировались муниципальная наука и система подготовки муниципальных кадров.
1.3. Самоуправление в России до 1917г.
Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Далее оно сохранялось и у союзов общин, объединявшихся на основе экономических и политических интересов. Высшим органом самоуправления являлось народное собрание - вече. В городах были городские вече. Город делился на улицы со своими вече и избираемыми ими должностными лицами. Вече, как законодательный орган, выбирало и сменяло должностных лиц, ведало финансами (устанавливало налоги), объявляло войну и заключало мир, обладало высшей судебной властью, выбирало посадских и тысяцких, которые относились к исполнительной власти. Вече улиц, профессиональных общин и пригородов подчинялись решениям вече города, выбирали своих старост, организовывали сбор налогов, обработку земли, производство и, в ряде случаев, осуществляло судебные функции, как суд первой инстанции. В этот период самоуправление осуществлялось при непосредственном участии народа.
Принятие в 988 году христианства
расширило круг субъектов самоуправления,
добавив к ним монастырское и
церковное самоуправление. Наиб
Со временем Ивана Грозного,
уничтожившего Новгородскую и Псковскую
республики и в плоть до 1917г. в
России установилась жесткая система
централизованного
При Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в прочих городах - выборные магистраты и бурмистры, которые обладали определенной независимостью по отношению к губернаторам и уездным воеводам. Однако при наследниках Петра магистраты были упразднены, и все вернулось к назначенным чиновникам.
Следующий крупный шаг в сторону самоуправления был сделан при Екатерине II, которая приняла в 1785г. специальный акт – «Грамоту на права и выгоды городов Российской империи». Появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Вся система самоуправления строилась по сословному принципу. Сословным обществом было предоставлено право, избирать часть должностей губернской, уездной администрации и судов. Однако эта система функционировала под строгим контролем государственных чиновников - городничих и др. После смерти Екатерины процесс снова пошел вспять.
Этапным моментов в развитии местного самоуправления в России были земская (1864г.) и городская (1870г.) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и тр. Властное влияние общины («мира») на жизнь крестьянина было исключительно велико. Общинные (артельные) традиции вообще прочно укоренилось в сознании русского и близких ему народов.
Органами городского самоуправления являлись городская дума и городская управа. Большинство городов были центрами уездов, напоминающих нынешние административные районы. В уездах функционировали уездное земское собрание и уездная земская управа. Но параллельно с ними на местах существовали органы государственной власти. Земские и городские органы не были подчинены местной государственной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.
Однако даже эти весьма ограниченные права местного самоуправления вызвали недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и местных властей. Поэтому при Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены в сторону усиления государственного влияния на принятие решений.
Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917г. 21 мая 1917г. Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. Именно тогда в стране впервые стали создаваться бессословные органы земского и городского самоуправления с широкими полномочиями.
В ходе революции были освобождены от занимаемых должностей генерал-губернаторы, губернаторы, полицеймейстеры, исправники, становые приставы и т.д. Упраздненные должности и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом.
Задача организации местного самоуправления на новых началах вызывалась не только требованием населения и необходимостью выполнения программных обещаний, но и фактическим прекращением деятельности земских учреждений, которых отстранили стихийно созданные всевозможные организации, олицетворявшие новый режим и уверенно бравшие на местах власть в свои руки. Там, где земства сохранялись, они подвергались «демократизации» путем включения в их состав «революционного» элемента.
В сельских обществах и волостях образовывались сельские и волостные комитеты, избираемые на сходах жителей.
Общественные комитеты на
время стали, главными органами местной
администрации, заменив собой старые
земства. Они демонстрировали
Реформа местного самоуправления
принесла значительное облегчение правительственного
надзора за земской деятельностью.
Ограничивался надзор за целесообразностью
земских решений: губернские и уездные
комиссары могли
21 мая было
принято Временное положение
о волостном земском
География земского самоуправления была значительно расширена. К 1917 г. земства существовали в 43 губерниях и областях, остальные 53 губернии и области России оставались без местного самоуправления. Временному правительству удалось за 6 месяцев учредить земства дополнительно в 27 губерниях и областях, что свидетельствовало о высоких темпах реформы.
Земским учреждениям было
предоставлено право
Законом от 21 апреля 1917 г. одновременно с Главным земельным комитетом учреждались губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Местные земельные комитеты занимались сбором необходимых для земельной реформы сведений, составлением предварительных заключений и соображений по этим вопросам, приведением в исполнение постановлений центральных органов Министерства земледелия. В состав губернских и уездных земельных комитетов входили члены, избранные соответствующими земскими собраниями (губернскими или уездными) и городскими думами.