Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель работы - раскрыть основы местного самоуправления, проанализировав истоки становления и развитие идей самоуправления с учетом российского и зарубежного опыта; выделить важнейшие теории возникновения местного самоуправления; определить действующую в России модель местного самоуправления, рассмотрев ее историческое развитие.
Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава I. История становления и развития местного управления …..5
1.1. Основные теории возникновения местного самоуправления…...……5-9
1.2. Возникновение и развитие местного самоуправления……………..…10-13
1.3. Самоуправление в России до 1917г………………………………….…14-18
1.4. Возрождение местного самоуправления в современный период……19-22
1.5. Основные системы местного самоуправления за рубежом……….....23-28
Глава II. Местное самоуправление и Государство…………….…29-32
2.1.Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………………………33-36
2.2. Принципы и формы государственного регулирования деятельности местного самоуправления………………………………………………...…37-38
2.3. Государственная поддержка местного самоуправления……………...49-41
2.4.Взаимоотношение органов местного самоуправления с территориальными структурами органов государственной власти…………………………………………………….………………...…42-44
Глава III. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении…………………………………………………………….…45
3.1.Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе………………………………………………………………………45-47
3.2.Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами……………………………………………………………………48-49
Заключение………………………………………………………………….…50
Список использованной литературы…………………………........……51
Впервые дни революции стихийно возникли губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты, деятельность которых была закреплена Законом от 2 апреля 1917 г. в составе Министерства земледелия. Волостные продовольственные комитеты были упразднены с учреждением волостных земств Законом 21 мая 1917 г. Но решить продовольственную проблему на местах не удалось из-за жесткой продовольственной монополии, проводимой Временным правительством.
До октября 1917 г. существовали местные фабрично-заводские инспектора, которые выполняли функции сбора информации. Более активную роль играли другие органы Министерства труда – комиссары труда. Каждый комиссар возглавлял округ труда, включавший, несколько губерний и должен был активно сотрудничать с органами местного самоуправления. В ведении комиссара каждого округа находились не только фабрично-заводские инспектора, но и ряд других учреждений: примирительные камеры, третейские суды, биржи труда.
Реформу местного самоуправления в России предполагалось завершить зимой 1917 – весной 1918 г. Принять стабильное законодательство о местном самоуправлении должно было Учредительное Собрание России. Но Октябрьский переворот 1917 г. прервал конституционное развитие страны.
1.4. Возрождение местного самоуправления в современный период
После победы советской власти в составе советского правительства был создан специальный наркомат по делам местного самоуправления. Однако он просуществовал всего 3 месяца, после чего был взят курс на ликвидацию земств.
В феврале 1918г. было принято решение о роспуске городских и земских органов самоуправления, выступающих против советской власти, а остальные органы самоуправления вливались в состав местных советов. Таким образом, органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая, известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.
В основу советской системы
был положен принцип ее единства
на всех уровнях с жесткой
Однако необходимость
скорейшего преодоления разрухи
после гражданской войны
В 1925г. было принято «Положение о городских советах», а в 1926г.- «Положение о местных финансах», которыми четко определялись компетенция и финансовые ресурсы местных советов в хозяйственной сфере.
С 1927-1928гг. в СССР начался период «великого перелома», ускоренной индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, характеризующийся резким усилением централизации хозяйственной жизни. Была проведена административно- территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов были созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Установившаяся жесткая централизованная система государственного руководства сверху донизу была закреплена Конституцией СССР 1936г. и Конституцией РСФСР 1937г. и сохранилась почти без изменений до конца 1980-х годов.
Правовой основой для
утверждения новых начал
Следующий шаг в сторону местного самоуправления был сделан в 1992г. при внесении изменений в Конституцию РСФСР. Демократизация политической жизни и переход к рыночной экономике потребовали внесения соответствующих изменений в систему местной власти. Согласно этим изменениям государственная власть в Российской Федерации осуществлялась на двух уровнях – федеральном и субъектов Федерации, а местные советы провозглашались органами местного самоуправления.
В условиях распада СССР и провозглашения России самостоятельным независимым государством в начале 1990-х гг. началось проведение радикальных экономических реформ, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения. При этом демократически избранные советы всех уровней - от Верховного Совета РСФСР до местных советов - неизбежно вступили в конфронтацию с органами исполнительной власти, которые проводили реформы. Все это закончилось вооруженным противостоянием Верховного Совета РСФСР и Президента России в октябре, 1993 г., после чего советы всех уровней были распущены.
После разрешения острого политического кризиса в декабре 1993 г. на всеобщем референдуме была принята новая Конституция России, провозгласившая местное самоуправление одной из основ конституционного строя. Было определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако период до конца 1995г. характеризовался доминированием на местном уровне назначаемых органов исполнительной власти. Лишь в некоторых регионах были избраны по временным положениям представительные органы местного самоуправления с очень ограниченными полномочиями. Только после принятия в 1995г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №154 ФЗ7 началось действительное возрождение местного самоуправления в России.
В период 1995 – 2000г.г. местное самоуправление достигло определенных успехов. Государство оказало существенную поддержку органам местного самоуправления. Были приняты и в основном реализованы две федеральные программы государственной поддержки местного самоуправления, была создана система союзов и ассоциаций муниципальных образований, объединившихся в 1998г. в Конгресс муниципальных образований РФ. При Президенте Российской Федерации был создан и успешно функционировал Совет по местному самоуправлению.
Однако практическое применение
закона №154-ФЗ выявило ряд существенных
недостатков. Многие органы местного самоуправления
в сельской местности оказались
территориально отдаленными от граждан.
Недостаточно четко были разграничены
полномочия между органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Изменения в налоговом и
С 2002 г. в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным компонентом этой реформы стала реформа местного самоуправления. В 2003 г. был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ, который полностью вступил в силу с 1 января 2009 г. и начался период адаптации к требования нового законодательства.
1.5. Основные системы местного самоуправления за рубежом
Система местных органов самоуправления
зарубежных стран строится в соответствии
с административно-
Специфика муниципальных организационных
форм, взаимоотношения местных
Особенности развития муниципального законодательства в тех или иных странах определяются существованием различных типов местного самоуправления.
Англосаксонская система самоуправления (распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. странах)
Основными характерными чертами этой системы самоуправления являются:
Начало современной системы местного самоуправления в Великобритании было положено законом о попечительстве бедных 1834 г., которому предшествовало с 1689 по 1832 гг. более 200 актов правительства. Великобритания состоит из 4 регионов: Англия, Уэльс (советы графств, городов-графств и общин), Шотландия (советы территориальных единиц местного управления и советы общин) и Северная Ирландия (советы округов и приходов), со своими особенностями местного самоуправления.
В систему местного самоуправления Англии входят районные советы Лондона, советы городских округов и шести крупных агломераций (Манчестер, Западный Йоркшир и др.), советы графств и окружные советы.
Континентальная (Французская) модель местного управления (распространена в странах франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока)
Кроме англосаксонской системы за рубежом существует и используется французская модель местного управления. Основные принципы самоуправления на местах во Франции были заложены еще в конце XVIII – начале XIX веков. Для Франции всегда характерным являлась высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявилось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации между центром и местными коллективами.
Представителем правительства на местах, который определял все направления деятельности местных органов, был префект. Институт префекта появился после революции 1789 г., провозгласившей принцип единой и неделимой нации, а также с упразднением многообразия форм в системе местного управления. Жестко централизованная система управления просуществовала около 200 лет.
В 1982 году проведенная во
Франции реформа управления расширила
полномочия и предоставила большую
самостоятельность
Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны – более 36 тысяч, из которых 90 % насчитывают менее 2 тыс. человек. Коммуна избирает совет. Муниципальный совет может быть распущен указом президента. Из состава совета избирается мэра. Мэр работает под контролем совета и представителя государства в департаменте – префекта. При определенных условиях, деятельность мэра может быть на месяц приостановлена постановлением министра внутренних дел или мэр может быть отправлен в отставку по указу президента, одобренному Советом министров.
Для современной системы местного самоуправления Франции характерны: