Местное самоуправление и Государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - раскрыть основы местного самоуправления, проанализировав истоки становления и развитие идей самоуправления с учетом российского и зарубежного опыта; выделить важнейшие теории возникновения местного самоуправления; определить действующую в России модель местного самоуправления, рассмотрев ее историческое развитие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3-4
Глава I. История становления и развития местного управления …..5
1.1. Основные теории возникновения местного самоуправления…...……5-9
1.2. Возникновение и развитие местного самоуправления……………..…10-13
1.3. Самоуправление в России до 1917г………………………………….…14-18
1.4. Возрождение местного самоуправления в современный период……19-22
1.5. Основные системы местного самоуправления за рубежом……….....23-28
Глава II. Местное самоуправление и Государство…………….…29-32
2.1.Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………………………33-36
2.2. Принципы и формы государственного регулирования деятельности местного самоуправления………………………………………………...…37-38
2.3. Государственная поддержка местного самоуправления……………...49-41
2.4.Взаимоотношение органов местного самоуправления с территориальными структурами органов государственной власти…………………………………………………….………………...…42-44
Глава III. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении…………………………………………………………….…45
3.1.Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе………………………………………………………………………45-47
3.2.Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами……………………………………………………………………48-49
Заключение………………………………………………………………….…50
Список использованной литературы…………………………........……51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая основы гму.docx

— 102.93 Кб (Скачать файл)

На территории муниципального образования действуют многочисленные территориальные подразделения  федеральных органов государственной  власти. Правовую основу их деятельности составляют отраслевые федеральные  законы и ведомственные нормативные  акты.

Для решения общих задач  между ними должно быть установлено  взаимодействие.

Муниципальное образование содействует государственным органам в аренде служебных помещений, выделении земельных участков, оказании социальных услуг для их работников (за их средства). Решения органов местного самоуправления по вопросам местного значения обязательны для государственных органов и их работников как жителей муниципального образования. К числу таких государственных структур относятся:

а) силовые, правоохранительные, фискальные органы (воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, исправительно-трудовые учреждения, налоговые и т.д.). Эти органы действуют в соответствии с поставленными перед ними задачами. Однако они обязаны, согласовываться с органами местного самоуправления акции, которые могут повлиять на жизнедеятельность населения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий может давать этим органам отдельные поручения (например, провести проверку, представить информацию и т.д.). Силовые органы информируют главу муниципального образования – при соблюдении необходимой служебной тайны – о состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих мероприятиях. Муниципальное образование оказывает содействие в их работе. В ряде случаев законодательство предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в решении задач территориальных федеральных органов (например, призыв на военную службу).

б) инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф, средства телекоммуникаций и др.). Большинство из них акционировались, но государство сохранило решающее влияние на их функционирование. Деятельность этих структур оказывает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообществ. Инфраструктурные ведомства могут выполнять отдельные поручения главы муниципального образования, данные в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать существенное влияние на деятельность естественных монополий и их ценовую политику; 

в) органы государственного надзора – федеральные службы, о которых говорилось выше. Их задача – проверять соблюдение законодательства и норм в соответствующих сферах всеми субъектами деятельности на территории муниципального образования, в  том числе и самими органами местного самоуправления. Органы государственного надзора обязаны информировать органы местного самоуправления о выявленных ими нарушениях, выдавать нарушителям предписания об их устранении. Органы местного самоуправления содействуют устранению нарушений. Они обязаны рассматривать адресованные им, а так же муниципальным предприятиям и учреждениям предписания и принимать соответствующие меры. Некоторые из органов государственного надзора наделены правом наложения штрафных и иных санкций в административном порядке;

г) территориальные подразделения Федеральной службы занятости. Эти подразделения во взаимодействии с органами местного самоуправления проводят большую работу по созданию и регулированию рынка рабочих мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в трудоустройстве, выплате пособий по безработице, снижая тем самым уровень социальной напряженности на местах;

д) территориальные органы Государственного пенсионного фонда, которые работают в тесном взаимодействии с органами социальной защиты населения;

е) органы государственной статистики. Федеральным законом 2003г. (ст.17) к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставления указанных данных органам государственной власти. В отсутствии муниципальных статистических органов сбор таких показателей является крайне сложной задачей. Со своей стороны, органы местного самоуправления заинтересованы в получении от государственных статистических органов сводной, обзорной и  аналитической информации и устанавливают с ними партнерские отношения;14

ж) по ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы государства и местного самоуправления, имеются органы двойного подчинения. Типичным примером органа двойного подчинения является милиция. На органы милиции возложена как борьба с преступностью, которая является государственным делом, так и охрана общественного порядка, которая относится по законодательству к вопросом местного значения. Во многих странах государственная и местная полиция разделены и имеют свой круг полномочий. По действующему российскому законодательству милиция является государственной, но местное управление (отдел) внутренних дел имеет двойное подчинение.

 

 

 

 

Глава III. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

3.1.Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе

Признание местного самоуправления как особой формы власти и как  особого общественного института  означает признание того, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом  существует коллективный интерес местной общины, местного сообщества – муниципальный интерес. Этот интерес состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания на территории. Сам термин «муниципалитет»   происходит от латинских слов munis – тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio – беру, принимаю. То есть самоуправление – это бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Имеется виду что население (местное сообщество) и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества своей жизни, нежели государственные органы при централизованном управлении местными делами. Из признания государством местного самоуправления вытекает признание важности, весомости, значимости местных (муниципальных) интересов в реализации государственной политики.

Ориентация на учет местных  интересов предопределяет роль и  функции местного самоуправления в  современном обществе. Как известно, политологи разделяют общество на три  основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции:

первый сектор – власть (функция власти, политическая функция);

второй сектор – бизнес (хозяйственная функция);

третий сектор – гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач некоммерческого характера, требующих совместных усилий)

Если под этим углом  зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в  современном обществе оно выполняет  все три перечисленные функции.

Как одна из форм публичной  власти, местная власть проводит в  жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного  порядка, управляет муниципальной  собственностью, выполняет другие властные функции.15

Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции  по жизнеобеспечению местного сообщества, организует предоставление жителям  ряда важнейших услуг на местном  уровне. В дальнейшем мы будем называть такие услуги муниципальными услугами.

Как часть гражданского общества, местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в  решении вопросов местного значения, в управлении местными делами.

Таким набором функций  не обладает ни один другой сектор в  обществе.

Действительно, государство  выполняет политические функции  власти и частично хозяйственные  функции, но самоорганизация граждан -  не его дело. Общественные и  другие некоммерческие (негосударственные, неправительственные) организации  третьего сектора выполняют функцию  самоорганизации граждан и многие из них занимаются хозяйственной  деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три  функции.

Местное самоуправление решает такие задачи, до которых у государства  «не доходят руки». Оно освобождает  органы государственной  власти от «малых» дел и позволяет им сконцентрироваться на решении стратегических проблем. Местное самоуправление изыскивает и привлекает для решения своих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы.

В этом смысле местное самоуправление чрезвычайно выгодно и  важно  для государства.

На основе общих  принципов организации местного самоуправления:

  • осуществляется деятельность населения и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения – муниципальная деятельность;
  • формируется политика органов местного самоуправления по решению стоящих перед ним задач – муниципальная политика;
  • обеспечивается оказание населению жизненно важных услуг на местном уровне – муниципальных услуг;
  • формируется система муниципального управления как особый вид управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами

Местное самоуправление является системой органов власти, которые  наделены полномочиями, ответственностью с целью решения проблем местного уровня с учетом всей специфики данной местности. Например, учитываются территориальные  расположения населенного пункта, его  финансового состояния, материальное обеспечение, численность самого населения  и другие факторы, влияющие на выбор  и метод выражения голоса народа. Органы местного самоуправления формируются в пределах законодательной власти государства, обладают правом формирования собственного местного бюджета для реализации своих функций и контроля общественных процессов. Местное самоуправление как субъект Российской Федерации обладает правом управления общественными процессами на местном уровне.

Изучение  роли и места в системе органов  государственной власти местного самоуправления можно проводить с помощью  разных подходов:

  1. Органы самоуправления являются основным первостепенным звеном, связывающим население государства с высшими уровнями государственной власти;
  2. С помощью местного самоуправления реализуются прямые права населения на самостоятельное управление местными делами на местах;
  3. Население в лице органов местного самоуправления берет на себя в полном объеме ответственность за принятие ими решения в соответствии с местными традициями, историческими устоями конкретного населенного пункта;

Как самостоятельный субъект  Российской Федерации местное самоуправление состоит из совокупности институтов прямого управления и организационных форм, с помощью которых население может реализовать свои права. 

Граждане  имеют полное право на основании  Конституции Российской Федерации осуществлять самоуправление в своих населенных пунктах следующими методами:

  1. Путем общего схода граждан или организацией общих собраний населения, референдумов или прямых выборов, при этом используя право голоса;
  2. Путем избирания из общего числа населения в выборные органы местного самоуправления (домовые комитеты, советы микрорайонов).

Местное самоуправление как субъект управления общественными процессами формируется  на основании следующих принципов:

  1. Право самостоятельного принятия решений в пределах полномочий местных органов власти;
  2. Разграничение полномочий местных органов самоуправления в системе государственного – управления;
  3. Допустимость использования разных форм и методов выражения права голоса в процессе местного самоуправления;
  4. Соответствие полномочия органов местного самоуправления и существующей ресурсной базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Местное самоуправление составляет одну из основ демократического строя. Создание эффективной системы местного самоуправления является необходимым  условием становления правового  демократического государства в  России.

Местное самоуправление создает  условия для приближения власти к населению, для гибкой системы  управления на местах, хорошо приспособленной  к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление укрепляет  основы народовластия, создает условия  для обеспечения жизненных интересов  населения, стабилизирует политическую систему, является важным механизмом обеспечения  единства страны. «Именно развитое местное самоуправление может быть одной из наиболее надежных гарантий обеспечения целостности государства. Оно – тот цементирующий раствор, который скрепляет государственную  целостность России.

Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей».

Информация о работе Местное самоуправление и Государство