Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:42, контрольная работа
идерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается
везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает
«вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в
современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов,
лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Теории лидерства
2.1. Теория черт
2.2. Концепции харизматического лидерства
2.3. Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
2.4. Теория конституентов и интерактивный анализ
2.5. Психологические теории лидерства
3. Управление лидерством в организации
4. Роль лидера в управлении организацией
4.1. Роль лидера в управлении организационной культурой
4.2. Роль лидера в управлении коммуникацией
4.3. Роль лидера в управлении персоналом
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
4.5. Роль лидера в управлении изменениями
Заключение
Список использованной литературы
мотивации, настроений, отношений и положения всех членов. Групповая динамика
определяет энергию развития группового
поведения и степень
решения группой стоящих перед ней задач.
Процессы групповой динамики закономерны для любой группы и организации вне
зависимости от ее численности, характера и особенностей лидерства. Лидер
может осуществлять свою деятельность с учетом особенностей групповых
процессов или игнорировать их. В последнем случае он закономерно отказывается
от наиболее эффективного способа решения стоящих перед ним задач. Только
управляя процессами групповой динамики на всех уровнях формальный лидер
обеспечивает возможности
своего лидерства.
Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития.
Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет
свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней
задачи. Таковыми являются:
1. Стадия формирования.
2. Стадия взрыва недовольства.
3.
Стадия выработки групповых
4. Стадия выполнения задания.
Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее
влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят
индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного
задания.
На первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды
обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит
сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием
индивидуальных мотивов
выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные
потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и
отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.
На этой стадии группа представляет собой конгломерат индивидов, которые по-
разному относятся к факту
Одни понимают ее целесообразность, но испытывают отрицательные эмоции. Другие
не в полной мере понимают цели и содержание групповой деятельности, но
проявляют положительные эмоции и готовность участвовать в составе группы.
Третьи никак не обозначают своего отношения и не испытывают каких-либо эмоций
по этому поводу.
Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему
членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания,
своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами
группы и оформлении отношений лидерства.
Потребность в лидерстве и руководстве становится общей для всех членов группы
на первой стадии ее создания. Поэтому управленческий лидер на этой стадии
должен:
· обеспечить лидерство;
· прояснить групповые цели и задачи, роли членов группы,
условия и т. п.;
· обеспечить положительное и отрицательное подкрепление;
· обеспечить неформальную коммуникацию, обмен информацией.
Стадия взрыва недовольства, к сожалению является обязательным элементом
группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии
могут варьироваться. Процесс обмена
информацией между членами
относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности
объективно характеризуется
несогласие обусловлено
амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о
цели задания и способах его выполнения.
Индивидуальные представления членов группы относительно их роли и влияния, а
также о характере групповой деятельности не сбываются. Мало того, усилия
группы сконцентрированы на борьбе за власть и влияние в группе, а не на
выполнении задания. Расхождение
между индивидуальными
реальностью выражается в росте разочарования и недовольства членов группы
результативностью ее деятельности и эффективности лидерства. Это недовольство
выплескивается в претензиях к официальному руководителю, организатору группы,
ее членам и сопровождается взаимными обвинениями. Неосознанное желание
каждого избавить себя от персональной ответственности за отсутствие
удовлетворенности групповым взаимодействием
и результативностью
приводит к поиску виноватого, так называемого «козла отпущения». Им и
становится в глазах большинства членов группы групповой лидер.
Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по
управлению группой
неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой
адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно
теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы
к первой стадии своего развития.
Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя
воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи,
а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в
коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности
членов группы к компромиссам. Задачами управленческого лидера на этой стадии
развития группы являются:
· обеспечение устойчивой и ясной связи между индивидуальными
интересами членов группы и целями группы;
· проявление интереса к потребностям и особенностям членов группы
· определение
критериев групповой
· мотивация членов группы к достижениям;
· разрешение конфликтов и противоречий;
· проявление
отношения к процессам
· прояснение индивидуальных и групповых задач.
Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к
пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов
эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная
ответственность членов за конечный
результат групповой
ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых
правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс
силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.
Внимание группы постепенно переключается с проблем групповой динамики на
проблемы выполнения задания. В этой связи перед формальным лидером возникают
следующие задачи:
· обеспечение связи декларируемых ценностей и норм с практикой;
· мотивация
развития взаимоотношений и
· уточнение задач и заданий;
· подчеркивание статуса группы и ее членов;
· развитие мотивации к достижениям;
· поощрение инновации и самостоятельности;
· поощрение развития групповой сплоченности и сработанности.
Лидерство в условиях групповой динамики и его эффективность определяется
способностями лидера воспринять и
удовлетворить специфические
группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в
соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание.
Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании
индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий
для выполнения задания.
Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в
проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия
руководителя по контролю и обеспечению обратной связи. Специалисты выделяют
два разных типа подчиненных:
· подчиненных, ориентированных на цель;
· подчиненных, ориентированных на задание.
Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с
лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и
ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план
мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно
изменяющейся среды и
Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера
детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения,
описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке,
при устоявшихся правилах и процедурах.
Типы подчиненных и
Особенности управления:
подчиненным, ориентированным
· Демонстрировать статус и власть
· Предоставлять право свободного графика работы
· Находить обратную связь и проводить оценки деятельности подчиненного по
результатам работы
· Обеспечить материальное стимулирование и выработать критерий оценки
эффективного достижения цели
· Поручать задания, требующие
творческого подхода и
· Дать право на ошибку
подчиненным, ориентированным на задание
· Избегать подчеркивания статуса и власти
· Обеспечить нормированный рабочий день
· Демонстрировать одобрение индивидуальных усилий по работе над заданием
· Дать ясные критерии стимулирования,
разработать систему
нематериального поощрения за выполнение задания
· Поручать рутинную работу, не предполагающую инновационные решения
· Обеспечить обсуждение деталей выполнения задания
Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического
подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала
любого сотрудника.
Если лидер не предпринимал специальных мер по отбору персонала, отвечающего
определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут
представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность лидера и
групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен
обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема
лидерства – поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и
групповых ценностей.
В результате взаимодействия членов
организации закономерно
противоречия и конфликты. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия
двух и более индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие.
В силу природы человека и социально-психологических закономерностей
взаимодействия людей
Поэтому задачей управленческого лидера является минимизация его
деструктивного потенциала.
В зависимости от характера конфликта, мотивов участников и влияния, которое
он оказывает на организационную деятельность, определяется роль
управленческого лидера в его урегулировании. Лидер может выполнять роль
посредника между
В первом случае он сосредотачивает свои усилия и усилия других конструктивно
настроенных членов организации на сближении позиций сторон, достижении
согласия по спорным вопросам. Лидер вмешивается в конфликт или переговоры с
целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.
Во втором случае лидер, опираясь на статусную власть и/или власть личностного
авторитета, оценивает ситуацию и
принимает решение о
конкретным способом. Он выносит окончательное решение об оценке действий
участников и мерах по стимулированию (отрицательному и положительному)
поведения заинтересованных сторон.
4.4. Роль лидера в управлении внешними связями
Интересы своей организации во внешней среде представляет, в основном,
формальный лидер. Взаимодействие управленческого лидера с руководителями и
лидерами других организаций, каждый из которых преследует совсем другие цели
(обладая не меньшим
влиянием), зачастую являются ключевым показателем силы самого лидера и
успешности деятельности организации в целом.
Во внешней среде лидер
– это объединение двух и более субъектов для достижения ощутимых результатов
своей деятельности. Партнерство – такое взаимодействие субъектов, при котором
совместная деятельность осуществляется на основе взаимных интересов и в
соответствии с заранее
Роль лидера в коалициях носит двойственный характер. Во-первых, он является