Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:12, курсовая работа
В последующие годы масштабы деятельности Счетной палаты расширялись, накапливался практический опыт организации и проведения контроля за исполнением федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственности. За это время были налажены и получили дальнейшее развитие связи Счетной палаты со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля зарубежных стран и соответствующими международными организациями, что позволило Счетной палате значительно расширить возможности для многостороннего сотрудничества в рамках международных объединений.
Международные контакты и изучение зарубежного опыта финансового контроля позволили Счетной палате сделать более содержательной свою деятельность, критически оценить принятую за рубежом систему государственного финансового контроля, перенять некоторые методы работы.
Счетная палата является юридическим лицом. Юридическими лицами, в соответствии со ст. 48 ГК РФ, признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, а также могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (см. ч. 1 ст. 48 ГК РФ).
Ст.2 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» не устанавливает специального порядка регистрации Счетной палаты в качестве юридического лица, поэтому на нее в полной мере распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»25 с учетом особенностей некоммерческой организации, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».26
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»27 государственный герб РФ помещается на бланках Счетной палаты. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Местонахождение Счетной палаты - город Москва.
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами
Формирование системы внешнего финансового контроля, обеспечивающей единство контроля на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, остается одной из актуальных проблем эффективного управления общественными финансами.
В целях укрепления и развития единой системы внешнего финансового контроля Счетная палата взаимодействует с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании положений статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и статьи 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».28
Взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами осуществляется по двум основным направлениям: на основании соглашений о сотрудничестве между Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации; в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Двустороннее сотрудничество Счетной палаты с контрольно-счетными органами способствует организации и проведению совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, внедрению аудита эффективности использования государственных и муниципальных средств, развитию стратегического аудита, совершенствованию методического обеспечения, обеспечению функционирования и развитию государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) и повышению квалификации сотрудников.
Ассоциация объединяет Счетную палату, контрольно-счетные органы всех субъектов Российской Федерации и Союз муниципальных контрольно-счетных органов.
Счетная палата представлена в постоянно действующем органе управления - Президиуме Ассоциации, а также в таких рабочих органах как Научно-методический совет, Комиссия по правовому обеспечению деятельности контрольно-счетных органов, Экспертный консультативный совет и Комиссия по муниципальному финансовому контролю.
Счетная палата совместно с контрольно-счетными органами принимала непосредственное участие в разработке проекта Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В рамках Ассоциации Счетной палатой особое внимание уделяется формированию единых методологических подходов к осуществлению контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов. В 2012 году Счетной палатой утверждены Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Среди приоритетных направлений взаимодействия с контрольно-счетными органами выделяются следующие: 1) проведение совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 2) содействие становлению и развитию внешнего муниципального финансового контроля; 3) оказание помощи органам внешнего государственного и муниципального финансового контроля в создании региональных ассоциаций (советов) контрольно-счетных органов во всех субъектах Российской Федерации.
Успешная реализация поставленных задач способствует повышению эффективности системы внешнего финансового контроля и дальнейшему укреплению взаимодействия Счетной палаты с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По инициативе Счетной палаты Российской Федерации 8 - 9 декабря 2000 года в Москве состоялось Всероссийское совещание руководителей контрольно-счетных органов Российской Федерации, на котором была подписана Декларация о создании Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в целях укрепления взаимодействия контрольно-счетных органов Российской Федерации, повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля.
Председателем Ассоциации был избран Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин. В соответствии с п. 4.3.2. Устава Ассоциации ее Председателем по должности является Председатель Счетной палаты Российской Федерации.
Постоянно действующим органом управления Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации является Президиум Ассоциации, в целях укрепления взаимодействия контрольно-счетных органов Российской Федерации, направленного на повышение эффективности государственного и муниципального финансового контроля, созданы рабочие органы Ассоциации: Научно-методический совет, Экспертный консультативный Совет, Учебно-методический Совет, Этическая комиссия, Комиссия по правовому обеспечению контрольно-счетных органов, Комиссия по муниципальному финансовому контролю, Комиссия по содействию общественно-государственному контролю в сфере ЖКХ.
На этапе становления деятельность Ассоциации была сосредоточена на разработке концепции развития контрольно-счетных органов, создании во всех субъектах Российской Федерации региональных палат и их вхождении в Ассоциацию, создании отделений в федеральных округах. Образование Ассоциации заложило фундамент для формирования в стране «вертикали» внешнего финансового контроля.
В настоящее время Ассоциация представляет собой авторитетную, деятельную организацию, вносящую весомый вклад в совершенствование внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Ассоциацией регулярно проводятся конференции, семинары и совещания с руководителями и специалистами контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, на которых обсуждаются такие актуальные проблемы как первоочередные задачи органов внешнего финансового контроля в условиях финансово-экономического кризиса, анализ эффективности антикризисных мер и задачи контрольно-счетных органов, экспертно-аналитическая деятельность контрольно-счетных органов и перспективы развития, роль контрольно-счетных органов в реализации стратегий развития регионов и другие.
В 2006 году Ассоциация принимала непосредственное участие в подготовке и проведении комплекса мероприятий, посвященных 350-летию установления государственного финансового контроля в России, издании сборника «350 лет государственному финансовому контролю в России».
Ассоциацией обеспечивается участие руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в работе ежегодно проводимых Контрольным управлением Президента Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации совещаний по вопросам совершенствования системы государственного контроля.
Значительная работа Ассоциации связана с изучением, обобщением и распространением передового отечественного и зарубежного опыта организации аудита эффективности использования государственных средств, стратегического аудита, координацией работы членов Ассоциации в сфере научного и методического обеспечения контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иной деятельности, формированием единой базы нормативных и методических документов для осуществления государственного и муниципального финансового контроля.
Ассоциация содействует взаимодействию контрольно-счетных органов Российской Федерации с региональными органами внешнего контроля зарубежных стран в рамках Европейской организации региональных органов внешнего контроля государственных финансов (ЕВРОРАИ).
Новым направлением взаимодействия контрольно-счетных органов Российской Федерации в рамках Ассоциации является комплексный анализ деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации на предмет соответствия Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов, стандартам государственного финансового контроля и законодательству субъектов Российской Федерации.
Ежегодно анализируются результаты деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, и выпускается сводный Отчет о работе Ассоциации.
Глава 3. Полномочия Счетной палаты РФ
3.1. Общая характеристика полномочий
Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному собранию. В рамках полномочий, определенных законодательством РФ, Счетная палата, в соответствии со ст.14 ФЗ «О Счетной палате РФ»: 1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; 2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы; 3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики; 4) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля); 5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля); 6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков; 7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности; 8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; 9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований; 10) анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития РФ, а также критериев и методов их оценки и иные полномочия. Заметим, что ранее такое детальное описание полномочий отсутствовало.
Согласно ст. 14 ФЗ «О Счетной палате РФ» Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, ЦБР, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах.
Кроме того, внешний государственный финансовый аудит (контроль) может осуществляться в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета.
Также, Счетная палата получает функции по контролю и оценке эффективности предоставления налоговых льгот и преимуществ, бюджетных кредитов и законности предоставления государственных гарантий и поручительств. Вместе с тем, палата наделяется определенными полномочиями по обеспечению мер по противодействию коррупции, в том числе в сфере государственных закупок.
Важно отметить, что новый закон укрепляет правовые основы для обеспечения права парламента и - стало быть – конституционного права граждан на участие в управлении делами государства посредством внешнего государственного аудита, осуществляемого «агентом» парламента (а по существу, граждан) – Счетной палатой. С повышением ее статуса повышаются, по определению, возможности парламентского и общественного контроля.
Федеральный закон от 5.04.2013 г.N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» - это шаг на пути к созданию единой системы государственного финансового контроля на основе унифицированной методики, а Счетная палата, получив статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного контроля, теперь может проверить и проанализировать эффективность внутреннего аудита в тех организациях, которые находятся в поле ее внимания.
3.2. Полномочия в контрольно-ревизионной деятельности
Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих сферах контроля: 1) контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета; 2) контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; 3) определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью; 4) контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов; 5) контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.
Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности Счетной палаты РФ