Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:12, курсовая работа
В последующие годы масштабы деятельности Счетной палаты расширялись, накапливался практический опыт организации и проведения контроля за исполнением федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственности. За это время были налажены и получили дальнейшее развитие связи Счетной палаты со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля зарубежных стран и соответствующими международными организациями, что позволило Счетной палате значительно расширить возможности для многостороннего сотрудничества в рамках международных объединений.
Международные контакты и изучение зарубежного опыта финансового контроля позволили Счетной палате сделать более содержательной свою деятельность, критически оценить принятую за рубежом систему государственного финансового контроля, перенять некоторые методы работы.
В то же время анализ, проведенный Счетной палатой, показывает, что в экономически развитых странах в министерствах, ведомствах и организациях созданы и функционируют достаточно сильные службы внутреннего аудита, подчиняющиеся непосредственно руководителю соответствующего органа и в большинстве случаев функционально и организационно независимые от других структурных подразделений этого органа. Указанные службы осуществляют аудит и обзоры финансовой отчетности министерств, ведомств и организаций и докладывают о планируемых мероприятиях и результатах руководству данного органа. Службы внутреннего аудита действуют на основании стандартов, соответствующих международным стандартам внутреннего аудита. Высшие органы аудита критически оценивают работу указанных служб, за ними остается право полагаться на результаты внутреннего аудита служб или проводить самостоятельный аудит в данном органе.
Необходимо сконцентрировать усилия, направленные на формирование и развитие современной надежной системы внутреннего финансового контроля в Российской Федерации, учитывающей передовой международный опыт, с соответствующим нормативно-правовым, методологическим, технологическим, техническим, организационным и кадровым обеспечением.
Еще одним важным вопросом совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля является улучшение взаимодействия Счетной палаты с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Необходимо наладить взаимодействие Счетной палаты и Росфиннадзора прежде всего в части четкой координации планов проведения проверок и ревизий, обмена опытом и наработками в применении стандартов, классификаторов нарушений и других методических материалов, а так же в информационно-технологическом обеспечении деятельности двух органов. Эти
направления будут реализовываться в рамках Соглашения о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, подписанного 17 декабря 2012 года. Важное значение имеет улучшение взаимодействия не только между Счетной палатой и центральным аппаратом Росфиннадзора, но и между контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и территориальными органами Росфиннадзора, учитывая достаточно представительный кадровый потенциал Росфиннадзора в регионах.
Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются: 1) проверка - применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки; 2) ревизия - применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности. Результаты проверки и ревизии оформляются актом; 3) анализ - применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования; 4) обследование - применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля). Результаты анализа и обследования оформляются заключением; 5) мониторинг - применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии с программами, утверждаемыми в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты РФ.
Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.
По результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются отчеты, за достоверность которых члены Коллегии Счетной палаты несут персональную ответственность.
Отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты членами Коллегии, ответственными за их проведение. По результатам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывает председательствующий на заседании Коллегии Счетной палаты.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить органам государственной власти, иным государственным органам, руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ.
Представления Счетной палаты принимаются Коллегией Счетной палаты и должны содержать информацию о выявленных нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения. Заметим, что ранее указанный срок составлял 20 дней. О принятых мерах по результатам рассмотрения содержания представления Счетная палата уведомляется незамедлительно.
Согласно ст. 27 Закона о Счетной палате при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их рассмотрения, создания препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата имеет право направлять должностным лицам объектов аудита (контроля) обязательные для исполнения предписания.
Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимает Коллегия Счетной палаты и подписывает председатель Счетной палаты или его заместитель.
Предписание должно содержать указание на допущенные нарушения и основания вынесения предписания.
Напомним, что КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
Еще одной новацией Закона о счетной палате является возможность направления при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Введение данной нормы неразрывно связано с имениями в БК РФ, предусмотренными Проектом Федерального закона N 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ». Согласно данному нормативному акту под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения. В частности, к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения: 1) бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; 2) бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ; 3) бесспорное взыскание пени за несвоевременный возврат средств бюджета; 4) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций); 5) передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Заключение
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.
Именно поэтому в апреля 2013 года был принят новый федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», который расширил полномочия Счетной палаты, изменил ее задачи и функции и, следовательно, положений об ответственности стало больше. Сделаем несколько выводов относительно нового федерального закона. Во-первых, Счетной палате РФ придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля). Непосредственное осуществление такого аудита возложено на инспекторов Счетной палаты.
Во-вторых, установлен новый порядок выдвижения кандидатов на замещение должностей Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов. Пополнился список ограничений, налагаемых на указанных лиц.
В-третьих, значительно расширены полномочия и самой
Счетной палаты.
Так, она готовит предложения по формированию
системы ключевых национальных показателей
(индикаторов), определяющих уровень и
качество социально-экономического развития
России, занимается аудитом в сфере гос.закупок,
анализирует эффективность внутреннего
аудита объектов внешнего государственного
аудита (контроля). Кроме того, ведомство
наделено полномочиями по обеспечению
мер по противодействию коррупции. Значительное
место в деятельности Счетной палаты отведено
современным видам аудита, таким как финансовый,
стратегический, аудит эффективности
и др.
В-четвертых, предусматриваются следующие методы контроля. Это проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг. О результатах контрольных мероприятий Счетная палата обязана информировать обе палаты Федерального Собрания РФ. При наличии составов преступлений соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы. При этом последние обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе их рассмотрения и принятых решениях.
Список использованных источников
I.Нормативный материал
II.Специальная литература
Информация о работе Организационно-правовые основы деятельности Счетной палаты РФ