Проблемы эффективности правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в экономической и политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического федеративного государства. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Оно дает возможность перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы местного самоуправления…………………………...5
1.1 Сущность местного самоуправления………………………………………..5
1.2 Признаки местного самоуправления………………………………………...8
1.3 Система органов местного самоуправления……………………………….13
2. Исторические пути становления и развития местного самоуправления….15
2.1 Концептуальные основы местного самоуправления……………………...15
2.2 Зарубежный опыт местного самоуправления……………………………..18
2.3 Самоуправление в дореволюционной России……………………………..22
2.4 Советский этап развития местного управления и самоуправления……...31
2.5 Местное самоуправление в Российской Федерации: современное состояние…………………………………………………………………………33
3. Проблемы эффективности правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………….40
3.1 Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………….40
3.2 Предложения по совершенствованию местного самоуправления……….42
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………...51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая местное самоуправление.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические  основы местного самоуправления…………………………...5

1.1 Сущность местного  самоуправления………………………………………..5

1.2 Признаки местного  самоуправления………………………………………...8

1.3 Система органов местного самоуправления……………………………….13

2. Исторические  пути становления и развития  местного самоуправления….15

2.1 Концептуальные  основы местного самоуправления……………………...15

2.2 Зарубежный  опыт местного самоуправления……………………………..18

2.3 Самоуправление в дореволюционной России……………………………..22

2.4 Советский  этап развития местного управления  и самоуправления……...31

2.5 Местное самоуправление  в Российской Федерации: современное  состояние…………………………………………………………………………33

3. Проблемы эффективности правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации…………………………………….40

3.1 Актуальные  проблемы формирования местного  самоуправления в Российской  Федерации………………………………………………………….40

3.2 Предложения  по совершенствованию местного  самоуправления……….42

Заключение………………………………………………………………………48

Список  использованных источников…………………………………………...51

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования определяется огромной ролью местного самоуправления в  экономической и политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического федеративного государства. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Оно дает возможность перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Формирование  «работающей» системы местного самоуправления в России и его правовых основ  происходит с большими трудностями как объективного, так и субъективного характера. Основные причины этого во многом кроются в отсутствии ясной, продуманной концепции развития местного самоуправления применительно к условиям современной России.

В настоящее  время российское законодательство находится в поиске оптимальной модели местного самоуправления, в связи с чем пересматривается отношение государства к данному социально-правовому феномену. Важно при этом учитывать происходящие перемены в общественной жизни. Эти и другие обстоятельства во многом определили выбор темы курсовой работы.

Исследование  поставленных в курсовой работе задач  не могло бы быть плодотворным без  анализа научного и практического  опыта в этой сфере, получившего  свое отражение в общетеоретических  и специальных (прикладных) работах по вопросам истории и теории государства и права, зарубежного и отечественного конституционализма, государственного управления, местного самоуправления, муниципального права. Среди них можно назвать труды С.А. Авакьяна, В.И. Васильева, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, Л.Е. Лаптевой, В.И. Фадеева и др.

В курсовой работе объектом исследования выступают общественные отношения по поводу местного самоуправления, отечественный и зарубежный опыт правового регулирования местного самоуправления.

Предметом исследования является практика становления и развития российского местного самоуправления.

Цель курсовой работы состоит в исследовании концепций  и моделей местного самоуправления, а также в выявлении проблем  закрепления и особенностей реализации этих концептуальных положений в действующем законодательстве о местном самоуправлении.

Эта цель определила следующие задачи работы:

1) раскрыть основы  местного самоуправления, проанализировав  истоки становления и развитие  идей самоуправления с учетом  российского и зарубежного опыта;

2) выделить важнейшие  концептуальные взгляды на понятие  местного самоуправления, особенности  различных концепций и моделей  местного самоуправления;

3) определить  действующую в России модель  местного самоуправления, рассмотрев  ее историческое развитие;

4) проанализировать  проблемы правового закрепления  и регулирования местного самоуправления  в Российской Федерации на  современном этапе;

5) выявить тенденции  развития местного самоуправления  в Российской Федерации и спрогнозировать  возможные варианты его правового регулирования.

В числе источников написания курсовой работы использовались монографии, научные статьи и обзоры, материалы научных дискуссий, публикации в журналах и газетах, политологические обобщения, иные аналитические материалы  по проблематике местного самоуправления.

 

1. Теоретические основы местного самоуправления

  • 1.1 Сущность местного самоуправления

  •  

    Одной из ключевых проблем функционирования местной  власти в современном российском обществе является раскрытие характера  ее взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

    Суть понятия «местное самоуправление» продолжает наполняться  более точным содержанием. Дело в  том, что до сих пор в российском обществе отсутствует однозначное  понимание роли института местной власти в государственном строительстве. В этой связи понимание термина «местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальных проблем. «Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина «местное самоуправление» [5, с.3].

    Местное самоуправление —  важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

    Термин «местное самоуправление»  имеет свою историю. В России он введен в оборот в 1785 г. Во второй половине XIX в. к местному самоуправлению относилось земское и городское самоуправление.

    С точки зрения содержания местным самоуправлением признавалась коллективная деятельность общины по решению вопросов, локального значения.

    Остановимся на наиболее распространенных определениях понятия «местное самоуправление».

    Так, по мнению российского  ученого Васильева Н.В., «самоуправление означает участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества».

    «Самоуправлением, называется такой порядок управления, при  коем местные дела и должности  заведуются и замещаются местными жителями» [16, с.105].

    Кряжков В.А. утверждал, что «самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением» [17, с.98].

    Определяя местное самоуправление в качестве части государственного управления, многие российские ученые и практики признавали, что управление это осуществлялось местными жителями.

    В. И. Фадеев полагает, что  «местное самоуправление» — это  система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение  населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории» [24, с.105].

    С. А. Авакьян справедливо  утверждает: «Абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление — это самостоятельное и под  свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения)» [5, с.5].

    Местное самоуправление —  это территориальное управление. Управлять же территорией, не имея властных начал, попросту немыслимо. Для этого  достаточно взглянуть на круг дел, встающих перед местным самоуправлением. А они, так или иначе, связаны с общими делами и проблемами, стоящими перед страной в целом, да иначе и быть не может.

    «Думается, вся концепция  местного самоуправления должна строиться  на следующем постулате: федеральная  государственная власть РФ, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление есть лишь разные организационные формы самоуправления народа» [5, с.5].

    В настоящее время идет поиск оптимальных вариантов  самоуправления, определения его  концепции. Разработка понятия «местное самоуправление» важна, поскольку это обусловлено необходимостью выбора оптимальной для России концепции местного самоуправления, в соответствии с которой можно строить систему законодательства о местном самоуправлении и развивать практику.

    В Российской Федерации местное  самоуправление закреплено на конституционном  уровне. В соответствии со ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С юридической точки зрения данное понятие объединяет в себе субъект и объект управления на местном уровне. В качестве субъекта выступают граждане, в качестве объекта — вопросы местного значения и муниципальная собственность. Муниципальная собственность выступает главным элементом экономической основы местного самоуправления. Из этого следует, что местное самоуправление реально только при наличии муниципальной собственности.

    Закрепленное в ст. 3 Конституции  РФ народовластие реализуется гражданами России как непосредственно, так и через формируемые органы государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление органически входит в систему конституционного строя Российского государства, будучи одной из форм народовластия.

    1.2 Признаки  местного самоуправления

     

    Для характеристики сущности местного самоуправления как  самостоятельного института гражданского общества необходимо выделить основные параметры, в которых оно проявляется.

    1. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, поскольку оно закрепляется в гл. 1 Конституции РФ, которая регулирует вопросы, относящиеся к основам конституционного строя [1].

    Речь идет о  следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве: признание и гарантированность местного самоуправления в Российской Федерации; самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий; организационная обособленность, отделенность местного самоуправления от государственной власти — органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; местное самоуправление — одна из форм осуществления народовластия; признание и защищенность муниципальной собственности, в том числе нахождение в этой собственности земли и других природных ресурсов; обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы.

    2. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, установленное Конституцией РФ, конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ [3]. Речь идет не об индивидуальном праве, а об общем коллективном праве граждан, праве местного сообщества на местное самоуправление. Поэтому Закон (ст. 3) устанавливает пределы его осуществления — городские, сельские поселения и другие муниципальные образования; определяет формы реализации этого права — прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

    К формам прямого волеизъявления относятся: участие в муниципальных  выборах; участие в местном референдуме; участие в собраниях (сходах) граждан; реализация права населения на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения; реализация права на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления; участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления.

    Под органами местного самоуправления понимаются:

    • выборные: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; иные выборные должностные лица местного самоуправления;
    • иные органы и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

    Информация о работе Проблемы эффективности правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации