Совершенствование ы социально-экономической сфере системы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.2

Вложенные файлы: 1 файл

Главы+Закл+Список.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

В системе здравоохранения органы муниципального управления: формируют органы управления муниципальной системы здравоохранения; развивают сеть муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создают условия для развития частной системы здравоохранения; формируют целевые фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан; существованию граждан. Муниципальные органы выдают лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности на своей территории; осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учреждениями разных форм собственности; обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на своей территории; выявляют факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информируют о них население и проводят мероприятия по их устранению; осуществляют профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и природоохранные мероприятия и так далее.

В системе занятости населения  свои функции органы муниципального управления осуществляют в тесной связи  с центрами занятости населения в районах и городах, территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости. В период массового высвобождения рабочей силы органы муниципального управления: анализируют влияние этого события на рынок труда; координируют осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществляют посредническую роль при конфликтных ситуациях на предприятиях; оказывают финансовую помощь предприятиям планирующим массовое высвобождение; разрабатывают мероприятия по содействию занятости; готовят предложения по перепрофилированию и приватизации предприятий.

Органы  муниципального управления проводят следующие  мероприятия по защите прав потребителей: рассматривают жалобы потребителей; консультируют их по вопросам законодательства; анализируют договоры на предмет ущемления прав потребителей; осуществляют сбор информации о причинении вреда здоровью или имуществу, вызванного опасными товарами; предъявляют иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ муниципальной  политики в социально - экономической сферой (на примере Кулебакского района Нижегородской области)

 

 

2.1. Характеристика  муниципального образования Кулебакский  муниципальной район

 

 

 

Кулебакский муниципальный район – муниципальное образование, состоящее из 3 (трех) городских и 7 (семи) сельских поселений, объединенных общей территорией.

Правовой  статус района устанавливается настоящим  Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской  области.

Территория  района входит в состав Нижегородской  области.

В состав района входят территории следующих  городских и сельских поселений: город Кулебаки, рабочий поселок  Гремячево, рабочий поселок Велетьма, Мурзицкий сельсовет, Тепловский сельсовет, Ломовский сельсовет, Шилокшанский сельсовет, Саваслейский сельсовет, Михайловский сельсовет, Серебрянский сельсовет, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Административным  центром района является город Кулебаки.9

Социально-экономическое  положение района за три предыдущих года характеризовалось в целом  ростом промышленного производства, активизацией предпринимательской  и инвестиционной деятельности.

По оценке Министерства экономики Нижегородской области, Кулебакский район занимает 15 место среди районов области по основным социально-экономическим показателям (средний уровень) и 10 место среди промышленных районов.

Кулебакский район представляет собой промышленный центр Нижегородского региона, удельный вес промышленного производства в общем объеме материального производства составляет 90,5%.

В промышленности района на 01.01.2012 года действуют 29 организаций, из них крупных и средних – 6, малых –23. Занято в этой отрасли 6,6 тыс. человек или 36,1% от всех занятых в экономике.

Наибольший  удельный вес по объему выпускаемой  продукции в общем объеме промышленного  производства Кулебакского района –  ОАО «Русполимет» - 80,7 %.

Основным показателем экономического развития является объем валового продукта на территории района, который по итогам 2011 года оценивается в 4091,0 млн.руб., темп роста в действующих ценах к уровню 2010 года составил 125,3%.

Инвестиционная деятельность является необходимым условием устойчивого  экономического роста. Объем инвестиций за 2011 год в основной капитал составил 207,0 млн. рублей, рост в 2010 году на 24,0 % (рис. 2). Инвестиции в основной капитал направлены на модернизацию ОАО «Русполимет» и ОАО «Кулебакский завод металлических конструкций». Сумма инвестиций на 1 жителя в 2011 году достигла 3818рублей.

Рисунок 2. Инвестиционная деятельность Кулебакского района

За последние три года в районе происходят позитивные сдвиги в социально-экономическом  развитии. Отмечается ускоренная динамика промышленного производства, продолжает развиваться сфера малого бизнеса, существенный рост потребительского спроса, что благоприятно отражается на состоянии рынка труда и динамике показателей, влияющих на уровень жизни населения. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом:

- увеличились среднедушевые денежные  доходы населения (рост в 1,9 раза к уровню 2010 г.);

  • выросла среднемесячная заработная плата (на 165,7 %);
  • уровень бюджетной обеспеченности на 1 жителя в 2011 г. составил 6730 рублей или 2/3 средне областного показателя;

- уменьшились масштабы неполной  занятости (в 5 раз);

  • сократилась общая численность безработных граждан и уровень общей безработицы (соответственно с 3500 до 2900 человек; с 16,36 % до 16,11%);

- стабильно  низким остается уровень регистрируемой безработицы (в пределах 1,0 %).

Структура управления социальная сферой Кулебакского муниципального района представлена департаментами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта и другими. В их ведении  на территории района находятся 21 детское дошкольное учреждение,18 общеобразовательных школ, из них в городской местности - 10. В районе имеется школа-интернат на 200 мест и детский дом на 30 мест. В городе Кулебаки расположен Кулебакский металлургический колледж, в котором обучается 870 студентов, среднее профессионально-техническое училище, в котором в настоящее время обучается 560 человек. Ежегодный выпуск составляет свыше 200 специалистов. В городе открыт филиал Московского государственного открытого университета на 450 студентов. В Кулебакском районе функционирует 16 культурно-досуговых учреждений, из них - 11 в сельской местности; Парк культуры и отдыха; 17 библиотек, из них 7 - в сельской местности. Книжный фонд составляет около 280 тыс. экземпляров. В городе находится интересное по своей архитектуре здание - Народный дом, памятник деревянного зодчества. В учреждениях досуга функционирует 184 клубных формирований, из них 111 - для детей. Значительную роль в культурной жизни района играют 3 школы искусств и Детская художественная школа. В районе имеется 5 больничных учреждений на 700 коек, в том числе в городской местности - на 600 коек. За здоровьем населения наблюдают 5 амбулаторно-поликлинических учреждений с мощностью 1200 посещений в смену. На территории Кулебакского района расположены зоны отдыха. Детский оздоровительный лагерь им. А.П. Гайдара от ЗАО "Кулебакская швейная фабрика" на 300 мест разместил свои корпуса в сосновом лесу. Отдых и оздоровление детей организуется в 3 смены. Градообразующее предприятие ОАО "Кулебакский металлургический завод" также имеет свою базу отдыха "Дубрава". Детский летний отдых организован в 4 смены по 100 человек.

Современная социально-экономическая  ситуация в городе и районе диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики.

2.2. Анализ форм и методов муниципального управления в социально - экономической сфере

 

 

 

Основы  государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.

К ведению федеральных органов  относятся выработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории страны, координация деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия (приложение схема 1).

Образование, здравоохранение, доступное жилье – именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. В послании Федеральному Собранию Президент России сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах – качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья – и наметил пути социальной модернизации.

Приоритетные  проекты, их можно назвать «ближними  целями», - не отменяют определенные ранее  стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового, рынка жилья.

Федеральный закон 2003г. возлагает на органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов  в сфере жилищной политики две  главные задачи:

1) обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда на условиях социального найма;

2) создание условий для жилищного  строительства с целью приобретения жилья иными категориями граждан.

Введенный в действие приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя направления: «Развитие первичной  медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной  медицинской помощью». 10

Правовой  основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция  РФ, федеральные законы «О медицинском  страховании граждан в РФ»  и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения является, согласно закону, расходным обязательством федерального бюджета. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидимиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарного благополучия населения.

По  направлению «развитие первичной  медико-санитарной помощи» основными  показателями являются повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Целью направления «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2012 году до 55%.

Проект  «Образование» включает следующие направления:

  «Поддержка и развитие лучших  образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных  технологий», «Создание национальных  университетов и бизнес-школ мирового  уровня», «Повышение уровня воспитательной  работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» (приложение таб. 1).

Осуществляя контрольные функции в сфере  культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в  их ведении. Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемые, а некоторые (например, организация концертов популярных артистов, казино и др.) служат источниками пополнения доходов местных бюджетов.

В управлении развитием физической культуры и спорта органы муниципального управления исходят из принципа самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Основная цель — ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.

Важнейшее направление политики органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта составляет физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных  учреждениях.

Молодежная  политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн. человек.

Информация о работе Совершенствование ы социально-экономической сфере системы муниципального управления