Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:46, курсовая работа
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.2
В системе здравоохранения органы муниципального управления: формируют органы управления муниципальной системы здравоохранения; развивают сеть муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создают условия для развития частной системы здравоохранения; формируют целевые фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан; существованию граждан. Муниципальные органы выдают лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности на своей территории; осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учреждениями разных форм собственности; обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на своей территории; выявляют факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информируют о них население и проводят мероприятия по их устранению; осуществляют профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемиологические и природоохранные мероприятия и так далее.
В системе занятости населения свои функции органы муниципального управления осуществляют в тесной связи с центрами занятости населения в районах и городах, территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости. В период массового высвобождения рабочей силы органы муниципального управления: анализируют влияние этого события на рынок труда; координируют осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществляют посредническую роль при конфликтных ситуациях на предприятиях; оказывают финансовую помощь предприятиям планирующим массовое высвобождение; разрабатывают мероприятия по содействию занятости; готовят предложения по перепрофилированию и приватизации предприятий.
Органы муниципального управления проводят следующие мероприятия по защите прав потребителей: рассматривают жалобы потребителей; консультируют их по вопросам законодательства; анализируют договоры на предмет ущемления прав потребителей; осуществляют сбор информации о причинении вреда здоровью или имуществу, вызванного опасными товарами; предъявляют иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителей.
2. Анализ муниципальной политики в социально - экономической сферой (на примере Кулебакского района Нижегородской области)
2.1. Характеристика
муниципального образования
Кулебакский муниципальный район – муниципальное образование, состоящее из 3 (трех) городских и 7 (семи) сельских поселений, объединенных общей территорией.
Правовой статус района устанавливается настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.
Территория района входит в состав Нижегородской области.
В состав района входят территории следующих городских и сельских поселений: город Кулебаки, рабочий поселок Гремячево, рабочий поселок Велетьма, Мурзицкий сельсовет, Тепловский сельсовет, Ломовский сельсовет, Шилокшанский сельсовет, Саваслейский сельсовет, Михайловский сельсовет, Серебрянский сельсовет, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Административным центром района является город Кулебаки.9
Социально-экономическое положение района за три предыдущих года характеризовалось в целом ростом промышленного производства, активизацией предпринимательской и инвестиционной деятельности.
По оценке Министерства экономики Нижегородской области, Кулебакский район занимает 15 место среди районов области по основным социально-экономическим показателям (средний уровень) и 10 место среди промышленных районов.
Кулебакский район представляет собой промышленный центр Нижегородского региона, удельный вес промышленного производства в общем объеме материального производства составляет 90,5%.
В промышленности района на 01.01.2012 года действуют 29 организаций, из них крупных и средних – 6, малых –23. Занято в этой отрасли 6,6 тыс. человек или 36,1% от всех занятых в экономике.
Наибольший удельный вес по объему выпускаемой продукции в общем объеме промышленного производства Кулебакского района – ОАО «Русполимет» - 80,7 %.
Основным показателем
Инвестиционная деятельность является необходимым условием устойчивого экономического роста. Объем инвестиций за 2011 год в основной капитал составил 207,0 млн. рублей, рост в 2010 году на 24,0 % (рис. 2). Инвестиции в основной капитал направлены на модернизацию ОАО «Русполимет» и ОАО «Кулебакский завод металлических конструкций». Сумма инвестиций на 1 жителя в 2011 году достигла 3818рублей.
Рисунок 2. Инвестиционная деятельность Кулебакского района
За последние три года в районе происходят позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии. Отмечается ускоренная динамика промышленного производства, продолжает развиваться сфера малого бизнеса, существенный рост потребительского спроса, что благоприятно отражается на состоянии рынка труда и динамике показателей, влияющих на уровень жизни населения. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом:
- увеличились среднедушевые
- уменьшились масштабы неполной занятости (в 5 раз);
- стабильно
низким остается уровень
Структура управления социальная сферой Кулебакского муниципального района представлена департаментами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта и другими. В их ведении на территории района находятся 21 детское дошкольное учреждение,18 общеобразовательных школ, из них в городской местности - 10. В районе имеется школа-интернат на 200 мест и детский дом на 30 мест. В городе Кулебаки расположен Кулебакский металлургический колледж, в котором обучается 870 студентов, среднее профессионально-техническое училище, в котором в настоящее время обучается 560 человек. Ежегодный выпуск составляет свыше 200 специалистов. В городе открыт филиал Московского государственного открытого университета на 450 студентов. В Кулебакском районе функционирует 16 культурно-досуговых учреждений, из них - 11 в сельской местности; Парк культуры и отдыха; 17 библиотек, из них 7 - в сельской местности. Книжный фонд составляет около 280 тыс. экземпляров. В городе находится интересное по своей архитектуре здание - Народный дом, памятник деревянного зодчества. В учреждениях досуга функционирует 184 клубных формирований, из них 111 - для детей. Значительную роль в культурной жизни района играют 3 школы искусств и Детская художественная школа. В районе имеется 5 больничных учреждений на 700 коек, в том числе в городской местности - на 600 коек. За здоровьем населения наблюдают 5 амбулаторно-поликлинических учреждений с мощностью 1200 посещений в смену. На территории Кулебакского района расположены зоны отдыха. Детский оздоровительный лагерь им. А.П. Гайдара от ЗАО "Кулебакская швейная фабрика" на 300 мест разместил свои корпуса в сосновом лесу. Отдых и оздоровление детей организуется в 3 смены. Градообразующее предприятие ОАО "Кулебакский металлургический завод" также имеет свою базу отдыха "Дубрава". Детский летний отдых организован в 4 смены по 100 человек.
Современная социально-экономическая ситуация в городе и районе диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики.
2.2. Анализ форм и методов муниципального управления в социально - экономической сфере
Основы
государственной и муниципально
К
ведению федеральных органов
относятся выработка и
Образование, здравоохранение, доступное жилье – именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. В послании Федеральному Собранию Президент России сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах – качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья – и наметил пути социальной модернизации.
Приоритетные проекты, их можно назвать «ближними целями», - не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового, рынка жилья.
Федеральный закон 2003г. возлагает на органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной политики две главные задачи:
1) обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда на условиях социального найма;
2)
создание условий для
Введенный в действие приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью». 10
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ» и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
Осуществление
мер по обеспечению санитарно-
По
направлению «развитие
Проект «Образование» включает следующие направления:
«Поддержка и развитие лучших
образцов отечественного
Осуществляя контрольные функции в сфере культуры, органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры, истории, находящихся в их ведении. Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемые, а некоторые (например, организация концертов популярных артистов, казино и др.) служат источниками пополнения доходов местных бюджетов.
В управлении развитием физической культуры и спорта органы муниципального управления исходят из принципа самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Основная цель — ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта.
Важнейшее
направление политики органов местного
самоуправления в области физической
культуры и спорта составляет физическое
воспитание детей дошкольного возраста,
а также обучающихся в
Молодежная политика осуществляется на основе нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления и в русле государственной молодежной политики, придавая ей логическую стройность, системный и целостный характер и делая демократичными механизмы ее реализации. Молодежная политика разрабатывается и реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет, общая численность которых в России превышает 30 млн. человек.