Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 02:13, курсовая работа
Практика показывает, что органам местного самоуправления не хватает своих финансовых средств для самостоятельного функционирования.
Доля финансовой помощи для сбалансирования, которая выделяется из вышестоящих бюджетов, возрастает с каждым годом. Таким образом, органы местного самоуправления оказались в полной зависимости от органов государственной власти, которые формируют значительную часть местных бюджетов. Муниципальные образования перестают обладать экономической, финансовой самостоятельностью.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Межбюджетные отношения, как взаимоотношения между государственными и муниципальными органами в рамках оказания финансовой помощи………………………………………………………..4
Глава 2. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам……...8
§1 Дотация…………………………………………………………………8
§ 2 Субсидии………………………………………………………………13
§3 Субвенции………………………………………………………………17
§4 Иные средства финансовой помощи…………………………………20
Глава 3. Предложения по сокращению перевода средств финансовой помощи на муниципальный уровень………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………….…...23
Список литературы…………………………………………………………..24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ
Кафедра административного и муниципального права
Учебная дисциплина – Муниципальное право
СРЕДСТВА ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ
(курсовая работа)
Выполнила:
студентка 226 группы
Института юстиции
Иваницкая Екатерина Николаевна
Научный руководитель:
кандидат социологических наук, доцент
Мангушева Тамара Сергеевна
Саратов - 2013
Оглавление:
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Межбюджетные отношения, как
взаимоотношения между государственными
и муниципальными органами в рамках оказания
финансовой помощи………………………………………………………..
Глава 2. Предоставление финансовой помощи местным бюджетам……...8
§1 Дотация……………………………………………………………
§ 2
Субсидии…………………………………………………………
§3
Субвенции………………………………………………………
§4 Иные средства финансовой помощи…………………………………20
Глава 3. Предложения по сокращению перевода средств финансовой помощи на муниципальный уровень………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение:
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года впервые закрепила положение о создании в Российской Федерации местного самоуправления, не входящего в систему органов государственной власти. Таким образом, было положено начало формированию в Российской Федерации нового уровня публичной власти, основной задачей которого является решение вопросов местного значения исходя из интересов местного населения.
Как известно осуществление
любой публичной власти
По данным Минфина России за 2007 год, 59% местных бюджетов исполнены с профицитом, 36% – с дефицитом и только 5% сбалансированы. Однако и профицит – не признак переизбытка средств, а следствие некорректного подсчета: субсидии из вышестоящих бюджетов поступают в конце года и не успевают осваиваться, либо результат завышения показателей.
Практика показывает, что органам местного самоуправления не хватает своих финансовых средств для самостоятельного функционирования.
Доля финансовой помощи для сбалансирования, которая выделяется из вышестоящих бюджетов, возрастает с каждым годом. Таким образом, органы местного самоуправления оказались в полной зависимости от органов государственной власти, которые формируют значительную часть местных бюджетов. Муниципальные образования перестают обладать экономической, финансовой самостоятельностью.
Перед государством встает проблема обеспеченности муниципального уровня для нормального функционирования. Данная проблема является актуальной в настоящие время и необходимо найти пути её решения.
Глава 1. Межбюджетные отношения, как взаимоотношения между государственными и муниципальными органами в рамках оказания финансовой помощи.
Финансовая помощь возникает
в качестве специального
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено: «межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса».1
Межбюджетные отношения возникают между органами местного самоуправления и органами субъектов Федерации по поводу достижения сбалансированности местных бюджетов, то есть обеспечения соответствия доходов и расходов, и эти отношения между бюджетом субъекта Федерации и местным бюджетом является составной частью межбюджетных отношений в Российской Федерации, которая включает в себя межбюджетные отношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Федерации.
Эти отношения отличаются отсутствием равенства между сторонами отношений – дарующим бюджетом и получающими. Это неравенство вытекает из свойств самой бюджетной системы (её унитарности, иерархичности, централизации), а также из того факта, что в качестве финансовой помощи используются собственные средства дарующего бюджета. Собственник предоставляемых средств (дарующий бюджет), является сильной стороной в межбюджетных отношениях, обеспеченный правомочиями, а субъект правоотношений, принимающий финансовую помощь, - слабой стороной, обремененный большими обязанностями. 2
В процессе этих межбюджетных отношений достигается или должно быть достигнуто выравнивание уровней с точки зрения экономического потенциала, социального обеспечения и т.д. В этом же процессе вырабатываются нормативы минимальной бюджетной обеспеченности и в конечном итоге должны быть реализованы государственные социальные стандарты, поэтому значимость этих отношений чрезвычайно велика.3
Муниципальные образования вынуждены поддерживать межбюджетные отношения с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законодатель не оговаривает по поводу чего возникают эти отношения, вся глава 16 БК РФ «Межбюджетные трансферты» свидетельствует о том, что объектом межбюджетных отношений является финансовая помощь. Содержанием межбюджетных отношений, по смыслу 16 главы БК РФ, прежде всего является деятельность государственных и муниципальных органов по представлению или получению денежных средств в рамках оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Программой развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года было определено, что главными задачами реформирования межбюджетных отношений является формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.
Иначе говоря, современный механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством оказания финансовой помощи должен быть настроен на корректирование диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах страны.
А так как федеральное правительство обладает гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, то оно может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять дисбаланс в развитии регионов.4
Таким образом, целью финансовой помощи является сокращение различий (выравнивание) уровня душевых доходов территориальных бюджетов, финансового обеспечения полномочий, делегируемых для исполнения органами государственной власти субъектов Федерации и муниципальной системы управления, а также для поддержки социально значимых мероприятий и реализации целевых программ.
Однако в оказание финансовой помощи есть плюсы и минусы. Плюсы в том, что обеспечивается равноправие всех муниципальных образований, то есть каждое имеет право на то, чтобы к нему применялся этот порядок и эти формы. С другой стороны, минус в том, что это, конечно, не всегда позволяет учесть особенности каждого конкретного муниципального образования, а понятно, что муниципальное образование в Москве и в Амурской области – это разные муниципальные образования со всех точек зрения.
Структура бюджетной системы России позволяет выделить вертикальные и горизонтальные межбюджетные отношения. Вертикальные отношения возникают между различными уровнями публичных субъектов. Горизонтальные межбюджетные отношения – отношения между бюджетами одного уровня (например, между местными бюджетами), могут возникать по поводу предоставления финансовой помощи другому субъекту одного уровня бюджетной системы либо по поводу объединения финансовых средств для решения общих проблем.5
Горизонтальные межбюджетные
В Бюджетной кодексе закреплены формы финансовой помощи, то есть формы межбюджетных трансфертов.
Согласно статье 135 БК РФ эта помощь предоставляется в следующих формах:
Межбюджетные трансферты, существующие в России, можно разделить на следующие группы: нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; целевые трансферты; компенсационные выплаты.
Бюджетам муниципальных образований межбюджетные трансферты оказываются из бюджетов субъектов Федерации.
2 Глава. Предоставление
финансовой помощи местным
В соответствии с действующим финансовым, бюджетным законодательством финансовая помощь в форме дотаций, субсидий, субвенций, целевых программ и кредитования. Данные формы есть узкоспециализированная помощь, как правило, бюджета вышестоящего уровня нижестоящему в бюджетной системе Российской Федерации.
Все существующие виды финансовой поддержки, с одной стороны, прямая помощь местным бюджетам муниципальным образованиям в виде трансфертов; но в то же время они имеют и отличительные особенности по характеру предоставления и по условиям возврата.
§1. Дотация
Дотация - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.6
Статьями 136-138 БК РФ определяется дотация, как средство выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дотации как один из специальных методов регулирования бюджетных отношений используется в муниципальных образованиях по следующим позициям:
Согласно ч.1 ст. 137 Бюджетного кодекса дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.
Система финансовой помощи бюджетам других уровней направляется на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов, хотя процесс выравнивания не есть основная задача вышестоящего бюджетного уровня. Предоставление трансфертов есть выравнивание возможностей предоставление гражданам основных бюджетных услуг, вне зависимости от места их проживания.7
Выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности
Информация о работе Средства финансовой помощи местным бюджетам