Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:25, курсовая работа
Основные задачи данной работы представляют собой:
• Изучение социально-экономического содержания налогов, взимаемых с физических лиц;
• Изучение видов налогов, которые взимаются с физических лиц и их особенности;
• Исследование особенностей налогообложения физических лиц в Германии;
• Анализ налогообложения физических лих в США;
• Определения перспектив налогообложения физических лиц в РФ и рассмотрение потенциальных законов по их налогообложению.
Введение 5
Глава 1 Налоги с физических лиц в РФ 7
1.1 Социально-экономическая сущность налогов с физических лиц 7
1.2 Виды налогов с физических лиц 9
1.2.1 НДФЛ 11
1.2.2 Налог на имущество физических лиц 15
1.2.3 Транспортный налог 18
1.2.4 Земельный налог 19
Глава 2 Налогообложение физических лиц в развитых странах 20
2.1 Особенности налогообложения физических лиц в Германии 20
2.1 Особенности налогообложения физических лиц в США 24
Глава 3 Перспективы налогообложения физических лиц в РФ 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Содержание
Введение 5
Глава 1 Налоги с физических лиц в РФ 7
1.1 Социально-экономическая сущность налогов с физических лиц 7
1.2 Виды налогов с физических лиц 9
1.2.1 НДФЛ 11
1.2.2 Налог на имущество физических лиц 15
1.2.3 Транспортный налог 18
1.2.4 Земельный налог 19
Глава 2 Налогообложение физических лиц в развитых странах 20
2.1 Особенности
налогообложения физических
2.1 Особенности
налогообложения физических
Глава 3 Перспективы налогообложения физических лиц в РФ 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение
Прежде чем начать исследовать
виды налогов с физических лиц, необходимо
определить, что означает понятие
«налог» в целом. Итак, налог это
– обязательный, индивидуально безвозмездный пл
На сегодняшний день налоговая система является одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые отношения в обществе. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. С помощью налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, населения, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.
На сегодняшний день существует несколько видов налогов, взимаемых с физических лиц. В данной работе будут рассмотрены не только налоги, взимаемые в РФ, но налоги, которые уплачиваются физическими лицами в развитых странах. В налоговых систем различных стран присутствуют какие-либо свои особенности и одной из задач данного исследования будет являться выявление этих самых особенностей.
Объектом изучения в работе выступает налоги с физических лиц. Предметом является налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц.
Таким образом, основные задачи данной работы представляют собой:
Для выполнения данных задач были использованы современные источники литературы, такие как учебные пособия, периодические издания, Интернет ресурсы, законы РФ и Налоговый Кодекс РФ.
Глава 1 Налоги с физических лиц в РФ
1.1 Социально-экономическая сущность налогов с физических лиц
Налоги с физических лиц призваны выполнять три важных функции налогов в целом: фискальную, социальную и регулирующую, через которые и будет выражаться социально-экономическая сущность налогов с физических лиц. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник парораспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Для влияния на на процесс расширенного воспроизводства государство может использовать такие методы как субсидирование, лицензирование, финансирование НИОКР, государственные инвестиции в экономику и т.д [5].
Экономическая сущность налогов с населения выражается в их фискальной и регулирующей функциях, в то время как социальная сущность выражается соответственно в социальной функции.
Не смотря на
то, что государства взимают разные
формы и виды налогов с граждан,
все они придерживаются одних
и тех принципов
Стоит отметить,
что налоги могут взиматься не
только с резидентов, но и с нерезидентов.
Это означает, что не только граждане
РФ, но и иностранные граждане и
лица без гражданства, проживающие
и получающие доходы в России или
являющиеся собственниками объектов обложения,
исполняют налоговую
Все налоги, плательщиками которых выступают физические лица объединены в три группы:
В большинстве развитых стран налогам придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости.
Согласно самой концепции налогов, они служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
1.2 Виды налогов с физических лиц
В РФ физические лица облагаются несколькими видами налогов, которые являются одним из основных источников доходов государственного бюджета.
Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации. Все физические лица, находящиеся на территории РФ разделяются на эти группы в основном потому, что резиденты несут полную налоговую ответственность, т.е. платят налоги с доходов, полученных как на территории РФ, так и за рубежом. В то время как нерезиденты несут только частичную ответственность, т.е. обязаны уплатить налоги только с той части дохода, которая была получена внутри данной страны.
В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:
Водный налог является федеральным налогом. Он уплачивается не только физическими, но и юридическими лицами раз в квартал. Объектом налогообложения являются следующие виды водопользования:
Начиная с 2007 года плательщиками водного налога не признаются граждане и организации, осуществляющие водопользование поверхностных вод на основании договоров аренды. На сегодняшний день все больше и больше лиц, использующих поверхностные водные объекты переводятся арендные отношения в соответствии с Водным кодексом, поэтому все меньше и меньше ими уплачивается водный налог [4].
Государственная пошлина - сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Плательщиками этого налога так же являются физические и юридические лица, в случае, если:
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов так же являются федеральным налогом и взимаются с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.
Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) и объекты водных биологических ресурсов (рыба и морские млекопитающие) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.
Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются граждане и организации, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Плательщиками
сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов являются
граждане и организации, получающие
в установленном порядке
Сборы не уплачиваются, если пользование такими объектами осуществляется в целях:
Другие виды налогов, взимаемых с физических лиц, мы рассмотрим более подробно в подпунктах данной главы.
1.2.1 НДФЛ
Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов в РФ. Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, например, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши. Исключение составляют доходы, не облагаемые налогом.
Основная ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для отдельных видов доходов установлены другие ставки. Основная часть НДФЛ (прежде всего, с заработной платы) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем (налоговым агентом). По итогам года, если необходимо, заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию надо сдавать в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.
Как было сказано выше, отдельные виды доходов облагаются по несколько иным ставкам. Рассмотрим эти ставки. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении: