Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в формировании национального дохода – налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Согласно ст.8 НКРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Более подробно остановимся  на изучении поступлений прямых и  косвенных налогов в общем  объеме налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации. В таблице 2 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2009-2011 года.

 

Таблица 2  Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг. в тыс.руб.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. вес, %

Сумма тыс.руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Всего налоговые доходы, в т.ч.

3 895 641 856,8

100,00

4 368 680 451,4

100,00

5 984 103 000,6

100,00

Прямые налоги

1 744 136 958,1

44,77

1 726 464 779,8

39,52

2 455 329 723,9

41,03

Косвенные налоги

2 151 504 898,7

55,23

2 642 215 671,6

61,48

3 528 773 276,7

59,97


 

Из таблицы 2 видно, что структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2009 и 2010гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2011 году преобладанием косвенных налогов. Мы видим, что в 2011 г. значительно увеличиваются все налоговые доходы, это связано с увеличением поступлений от косвенных налогов, которые увеличились в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 1 377 268 378 тыс.руб. Несмотря на то, что доля косвенных налогов уменьшилась в 2011 г., однако в абсолютном выражении поступления по косвенным налогам остались примерно на таком же уровне.

Налоговые доходы от прямых налогов подлежат зачислению в бюджеты разных уровней, согласно нормативам, установленным Бюджетным Кодексом РФ и представленным в приложении 6. В федеральный бюджет зачисляются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, единый социальный налог и государственная пошлина.

Детально остановимся на составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ от прямых налогов за 2009-2011 гг. и представим данные в виде таблице 3.

 

Таблица 3 Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг. в тыс.руб.

Наименование доходов

2009 год

2010 год

2011 год

Сумма

Уд.вес, %

Сумма

Уд.вес, %

Сумма

Уд.вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Всего налоговых доходов, в т.ч.

3 895 641 856,8

100,00

4 368 680 451,4

100,00

5 918 267 515,4

100,00

Прямые налоги, в т. ч.

1 744 136 958,1

44,77

1 726 464 779,8

39,52

2 455 329 723,9

41,49

Налог на прибыль, доходы

195 419 818,4

5,02

255 026 142,4

5,84

342 601 799,4

5,79

Налоги и взносы на социальные нужды

509 774 742,4

13,09

-

-

-

-

Налоги, сборы за пользование природ. ресурсами

1 006 261 320,3

25,83

1 408 315 527,6

32,24

2 046 892 439,3

34,59

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

Государственная пошлина

32 681 076,9

0,84

63 123 109,8

1,44

65 835 485,2

1,11

Косвенные налоги

2 151 504 898,7

55,23

2 642 215 671,6

60,48

3 528 773 276,7

58,51


 

Рассмотрим более подробно 2011 год: из таблицы 3 видно, что наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают косвенные налоги, которые составляют 58,51 процент, далее следуют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 34,59 процента, налог на прибыль – 5,79 процентов, государственная пошлина – 1,11 процент.

Рассмотрим более подробно динамику поступлений от некоторых  прямых налогов, занимающих основной удельный вес в общем объеме доходов  федерального бюджета.

Динамика поступлений наиболее значимых прямых налогов в федеральный бюджет за 2009-2011 гг. представлена на рисунке 4.

 

Рисунок 2. Динамика поступления наиболее значимых прямых налогов федеральный бюджет за 2009-2011 гг.

 

На рисунке видно, что на протяжении всего рассматриваемого периода наибольший удельный вес занимают поступления от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, особенно в 2011г. поступления от данного налога значительно возросли и составили в абсолютной величине 2 046 892 439,3 тыс.руб. Данные изменения вызваны, главным образом, увеличением объема доходов по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и углеводородного сырья. Это, в свою очередь, может быть вызвано благоприятной конъюнктурой мировых цен на данные виды продукции.

Также наблюдается увеличение поступлений налога на прибыль в течение всего рассматриваемого периода. Поступления по данному налогу составили в 2011 г. в абсолютной величине 342 601 799,4 тыс.руб., что почти в 2 раза больше по сравнению с 2009 г. Существенное влияние оказало улучшение финансовых результатов деятельности предприятий.  Вместе с тем результаты проверки Счетной палатой администрирования налога на прибыль организаций и мер, направленных против минимизации налоговых обязательств с использованием трансфертного ценообразования, свидетельствуют о необходимости совершенствования налогового контроля за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на прибыль организаций.

Государственная пошлина составляет около 1 процента налоговых доходов федерального бюджета. В течение рассматриваемого периода наблюдался положительная динамика по данному налогу. Поступления налоговых доходов федерального бюджета от государственной пошлины зависит от совершения гражданами и организациями юридически значимых действий в их пользу со стороны государства. К ним относятся рассмотрение вопросов в судах, регистрация актов гражданского состояния, выдача и замена паспорта и другие.

Таким образом, проведенный  анализ общих доходов федерального бюджета за 2009-2011 гг. показал, что наблюдается увеличение доходов федерального бюджета. По сравнению с 2009 г. доходы федерального бюджета увеличились в абсолютной величине на 2 022 625 658,6 тыс.руб. увеличение как налоговых, так и неналоговых доходов бюджета, что связано с продолжающимся восстановлением темпов экономического роста. Однако, негативные события, происходившие во второй половине 2011 года в мировой финансово-экономической системе, подтверждают, что фундаментальные причины, лежавшие в основе возникновения кризиса 2008 - 2009 годов, полностью устранить не удалось. Проведение скоординированных антикризисных мер позволило стабилизировать ситуацию, но не устранило основных причин, угрожающих финансовой стабильности и препятствующих экономическому росту. Осталась нерешенной проблема глобальных дисбалансов мировой экономики, выразившаяся в увеличении дефицитов государственных бюджетов ряда стран; росте суверенных долгов при сокращении долга частного сектора и увеличении государственного долга; масштабных изменениях ликвидности, связанных с трансграничными потоками капитала, когда отток капитала из ряда стран приводил к сжатию ликвидности в этой стране, а приток капитала в другие страны способствовал образованию избыточной ликвидности и формированию так называемых «пузырей» активов на финансовых и некоторых других рынках. Эти факторы в конечном итоге привели к возобновлению кризисных явлений, что выразилось в повышении стоимости заимствований во многих регионах мира, падении индексов на фондовых рынках, сокращении притока капитала в развивающиеся страны. Вероятность рецессии мировой экономики существенно повысилась.

Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим  количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди прямых налогов наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 34,59 процента, налог на прибыль – 5,79 процентов, государственная пошлина – 1,11 процент.

 

2.2 Состав и  структура прямых налогов в  доходах бюджетов субъектов РФ

 

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Существенную роль в этом процессе играют прямые налоги. Для определения места и роли прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ рассмотрим доходную часть бюджета Алтайского края. Состав и структуру доходов бюджета Алтайского края за 2009-2011 гг. представлены в виде таблицы 4.

 

Таблица 4 Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2009-2011гг.тыс.руб

 

Наименование доходов

2009 год

2010 год

2011 год

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс.руб.

Уд. Вес, %

Сумма, тыс.руб

Уд. Вес, %

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые доходы, из них:

18 569 974,7

100,00

26 065 485,2

100,0

29 163 911,5

100,00

Прямые налоги, в т.ч.

15 107 895,7

81,36

20 608 819,1

79,07

22 732 584,5

77,95

налог на прибыль организаций

3 822 328,0

20,58

7 982 108,1

30,62

9 100 347,4

31,20

налог на доходы физических лиц

7 597 843,5

40,91

8 277 205,4

31,76

9 103 277,9

31,21

налог на имущество организаций

2 839 341,3

15,29

3 162 344,4

12,13

3 323 521,6

11,4

налог на игорный бизнес

20 548,8

0,11

-5 509,8

0,02

12,5

0,00004

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

7

транспортный налог

825 517,7

4,44

1 188 259,2

4,56

1 195 416,0

4,1

налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

682,5

0,004

365,6

0,001

1 407,7

0,005

государственная пошлина

1 633,9

0,009

4 046,2

0,02

8 601,4

0,03

Косвенные налоги, в т.ч.

3 462 079,0

18,64

5 456 666,1

20,93

6 431 327,0

22,05

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

3 462 079,0

18,64

5 456 666,1

20,93

6 431 327,0

22,05


 

По данным таблицы  мы видим, что на протяжении 2009-2011гг. наблюдается положительная динамика по всем видам налогов. Основными налоговыми доходными источниками бюджета Алтайского края за 2009-2011 года являлись такие прямые налоги, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы. [4]

В 2011 году значительно увеличились поступления по налоговым доходам, это связано с увеличением поступлений от налога на прибыль организаций. Структуру налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2011 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2011 год

 

Структура поступлений  прямых налогов в бюджет Алтайского края за 2011 год показывает, что наибольший удельный вес имеет налог на доходы физических лиц, который составляет 31 процент всех поступлений. Однако в абсолютном отношении по данному налогу в 2011 году по сравнению с 2009 годом наблюдается спад поступлений. Увеличение объемов производства и реализации продукции на многих крупных организациях положительно сказалось на налогооблагаемой базе и поступлениях налога на прибыль организаций. [4]

Налог на имущество организаций  составляет 11,4 процентов. Отмечается незначительный рост поступлений по данному налогу в абсолютной величине. В 2011г. поступления по налогу на имущество организаций увеличились на 484 180,3 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом. Столь малый рост поступлений по данному налогу связан с незначительным увеличением базы налога, это связано с опасением предприятий вкладывать средства в развитие бизнеса в связи с негативными событиями, происходящими во второй половине 2011 года в мировой финансово-экономической системе.

В целом согласно финансового обзора по Алтайскому краю Центрального банка РФ, проведенного в рамках мониторинга предприятий, показывают, что финансовое положение предприятий за 2011 год улучшилось. [4]

Улучшение финансового  положения было обусловлено: ростом капитала в целом; ростом инвестиционной базы; позитивными изменениями в сфере обеспеченности собственными оборотными средствами; некоторым уменьшением степени напряжённости платежей по займам; улучшением качества дебиторской задолженности; формированием нетто-кредиторской задолженности; позитивными изменениями большинства показателей ликвидности; формированием чистого притока денежных средств; увеличением объёма прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Улучшение финансового  положения было ограничено: увеличением доли бартера и зачетов по отношению к выручке; увеличением степени напряжённости платежей по банковским кредитам; некоторым снижением уровня самофинансирования; ростом объема накопленных непокрытых убытков.

Информация о работе Значение прямых налогов в формировании доходов бюджета