Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Введение................................................................................................................3
1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...............................................................................................................6
2. Классификация налоговых систем...............................................................13
2.1. Англосаксонская модель............................................................................13
2.2. Евроконтинентальная модель....................................................................17
2.3. Латиноамериканская модель.....................................................................22
2.4. Смешанная модель.....................................................................................23
Заключение........................................................................................................31
Список литературы...........................................................................................32
Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с п. «а" ст.71 находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее п. «б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Эти положения развивают один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74 Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).[2, с. 11
Становление и развитие отечественной налоговой системы можно разделить на два: до принятия части первой НК РФ (1992-1998гг.) и после введения его в действие (с 1999г). Первый период характеризуется значительной нестабильностью и неурегулированностью налоговой системы, большим объемом подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, снижением всех основных социально-экономических показателей, практически постоянным ростом налоговой нагрузки, жесткой ответственностью налогоплательщиков за на рушение налогового законодательства, налоговой де централизацией по введению большого числа региональ ных и местных налогов, не предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», необоснованным созданием на территории страны регионов с льготным налогообложением, крайне низким уровнем налоговой дисциплины. В структуре налогов ведущее место занимали налоги с организаций при незначитель ной доли личного подоходного налога, с традицион ным, исключительно фискальным преобладанием кос венных налогов над прямыми, что в условиях сложив шейся социально-экономической ситуации в России свидетельствовало о пассивной роли государства в осу ществлении экономических преобразований.
При существенных значительных показателях кос венного налогообложения, можно с уверенностью ска зать, что российская налоговая политика 90-х годов XX века носила, прежде всего, фискальный характер. Со зидательный аспект налогообложения фактически от сутствовал. Это приводило к серьезным перекосам в ин вестиционной деятельности, оттоку капиталов из от раслей промышленного и сельскохозяйственного про изводства в сферу спекулятивных «коротких денег», в теневую экономику, создавало предпосылки для раз вития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения. Чрезмерное многообразие подза конных актов методико-нормативного характера буквально запутывало законопослушного налогоплатель щика, а недобросовестному позволяло обнаружить «пра вомерную» лазейку для уклонения от уплаты налогов.
С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровож далось значительным ростом числа налоговых правона рушений. По оценкам специалистов, в результате неис полнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюд жетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и являлось главной причи ной непоступления налогов в государственную казну.
О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан и декларируемыми ими доходами; ста бильный рост объема денежной наличности, находящей ся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки.
Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепен ной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых право отношений.
Во-первых, было законодательно установлены осо бые требования, предъявляемые к актам законодатель ства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о нало гах и сборах случаях. В связи с этим приказы, инструк ции и методические указания органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязатель ны только для своих соответствующих подразделений. Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российс кой Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на фе деральном уровне основных элементов налогообложе ния по региональным и местным налогам, что призва но оградить хозяйствующих субъектов от необоснован ного повышения налоговой нагрузки. С другой сторо ны, региональные и местные власти могут самостоя тельно устанавливать по региональным и местным на логам отдельные элементы налогообложения для про ведения собственной налоговой политики. Эти положе ния НК РФ призваны гарантировать стабильность ус ловий предпринимательской деятельности. В-третьих, достаточно подробно были прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового администрирова ния — комплекса форм и методов осуществления нало гового контроля, предусмотрен закрытый перечень ви дов налоговых правонарушений, в целом, с учетом тре бований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».[7, с. 19]
Полнота правового регулирования налоговых отно шений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения — отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации това ров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физи ческих лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль органи заций — были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справед ливой и нейтральной по отношению к различным кате гориям налогоплательщиков. И конечно же эти изме нения должны были способствовать снижению уклоне ния от налогообложения.
Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов.
Заключение
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования :
- налоги, а также
затраты на их взимание должны
быть по возможности минимальны
- налоговая система
должна служить более
- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- порядок взимания
налогов должен
- обсуждение
проектов законов о
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы России. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и своевременного состояния российской экономики.
Список литературы
1. Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И., Шувалова Е.Б. Налоговое право. - М, 2006. – 337 с.
2. Глухов В.В. Налоги – теория и практика: Учебник. – СПб.: Специальная литература, 2006. – 356 с.
3. Горский И.В. О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации // Финансы. - 2004. – №9.
4. Дадашева А.З. , Черника
Д.Г. Налоговая система России/
5. Землин А.И. Налоговое право. - М, 2005. – 339 с.
6. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века. //Финансы. – 2004. – №4.
7. Ильин А.Е. Налоговый
механизм государственного
8. Князев В.Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Закон и право, 2007. – 444 с.
9. Корский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы. // Финансы. -2004. – №2.
10. Масленикова А.А. Налог
на добавленную стоимость.
11. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Учебник. – М.: Правовая культура, 2005. – 290 с.
12. Налоговый кодекс РФ, части I, II. - М.: выпуск 15/2002. – 512 с.
13. Пансков В. “Близка ли к завершению налоговая реформа”. // РЭЖ. - 2004. – №3.
14. Черник Д.Г., Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: «ИНФРА – М», 2006. – 415 с.
15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, - 2005. – 294 с.