Налоги, как звено финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность, основные понятия, виды и функции налогов, собираемых в РФ.
1.1. Сущность, основные понятия и способы взимания налогов…………...4
1.2. Виды налогов……………………………………………………………....7
1.3. Функции налогов………………………………………………………….11
2. Налоги и их место в финансовой системе.
2.1. Понятие, сущность и структура финансовой системы и финансовых отношений……………………………………………………………………….12
2.2. Элементы финансовой системы РФ………………………………………18
2.3. Сущность, роль и взаимосвязь налогов в финансовой системе общества………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...............33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

3. Отношения «предприятия  – население» по поводу:

- выплат заработной платы,  пособий, социальных выплат, страховых  сумм, кредитов;

- процентных, арендных и  рентных платежей, страховых взносов,  погашений взятых ранее займов.

4. Отношения «государство  – государство» по поводу:

- перечислений из местных  финансовых органов в центральные  бюджеты;

- дотаций, субсидий, субвенции  из центрального бюджета в  местные.

5. Отношения «предприятия  – предприятия» по поводу:

- платежей по долгам  в счет оплаты ранее полученных  товаров и услуг;

- выплат по полученным  ссудам, возврат полученных ссуд.

6. Отношения «население  – население» по поводу:

- возврата долгов, предоставления  денег в долг, передачи средств  по наследству, дарений и т.д.

Указанные денежные потоки большей частью проходят через банки. Поэтому банки предстают как  отдельный (четвертый) субъект финансовой системы.

Частью финансовой системы  являются финансовые рынки как совокупность отношений купли-продажи финансовых средств в целях финансирования инвестиций и государственного бюджета. К этим рынкам относятся главным образом фондовые рынки.

Выделенные блоки финансовых отношений показывают, что финансовая система рыночной экономики складывается из финансов государства, финансов предприятий, финансов населения. Можно также  говорить о федеральных, республиканских, областных и местных финансах.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями  в формировании и использовании  фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Главными элементами финансовой системы РФ являются государственный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды, а также включаются финансы предприятий  и организаций.

Государственные финансы  – важнейшая часть отношений  общества. Они связаны с формированием  государственных денежных фондов. Государство  изымает часть созданного продукта в виде налогов (источник пополнения казны), не предоставляя взамен товарного  эквивалента. Такое одностороннее  движение дохода в виде платежа становится возможным, если экономические субъекты подчинены воле государства.

Ядро данной системы образует государственный бюджет, который  является крупнейшим централизованным денежным фондом, находящимся в распоряжении правительства. Он представляет собой  годовой план государственных доходов  и расходов. Сбалансированный государственный  бюджет предполагает соответствие, равенство  его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Государственный  бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  собранием как закон. Через государственный  бюджет государство концентрирует  у себя значительную долю национального  дохода для финансирования народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, что создает возможность  маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы  и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществить единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации  государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают  физические и юридические лица, заемщиком  — государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство  привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных  ценных бумаг. Данная форма кредита  позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы  на балансирование бюджета без осуществления  для этих целей эмиссии. Государственный  кредит используется также в целях  стабилизации денежного обращения  в стране. В условиях инфляции государственные  займы у населения временно уменьшают  его платежеспособный спрос. Из обращения  изымается избыточная денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения  на заранее оговоренный срок.

Использование государственного кредита обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения  и юридических лиц используются для финансирования экономических  и социальных программ, т. е. государственный  кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система  местных финансов. В федеративных государствах, в том числе и  в России, есть еще одно звено - бюджеты  субъектов Федерации. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных  финансов. Последние охватывают широкую группу местных налогов, субсидий, специальных фондов. Доходы местных бюджетов формируются, в основном, из поимущественных налогов. Кроме них собираются и административные сборы и местные налоговые лицензии. Между государственным и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов.

Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды —  это средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены  в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность.

Основными по размерам и  значению являются социальные фонды  — Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, Государственный фонд занятости населения (с 2001 г. переходит  в разряд целевых бюджетных фондов), Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов  государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование  средств в полном объеме.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В настоящее время  наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых  операций. В отраслевом разрезе страхование  делится на личное страхование, имущественное  страхование, страхование ответственности.

С переходом к рыночным условиям хозяйствования, для которых  характерно увеличение степени страхового риска, появилась еще одна отрасль  страхования — страхование предпринимательских  рисков. При этом страхование может  быть добровольным и обязательным. Многие страховые компании не имеют  четкой специализации по направлениям страхования. Успешно работают такие  акционерные страховые общества, как Ингосстрах, Росно и другие страховые компании. Ведущую роль на страховом рынке занимает Российская государственная страховая компания(Росгосстрах).

Финансы предприятий различных  форм собственности являются основой  единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного  продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами.

 

    1. Элементы финансовой системы РФ.

 

Как говорилось выше, финансовая система представляет собой структуру  взаимосвязанных подсистем, которая  включает в себя государственные  и муниципальные финансы и  финансы хозяйствующих субъектов, которые делятся следующим образом на звенья:

Государственные и муниципальные  финансы:

а) бюджетная система;

б) государственный кредит

Финансы хозяйствующих субъектов:

а) коммерческие организации;

б) некоммерческие организации;

в) финансовые посредники.

"Финансовая деятельность  государства и муниципальных  образований представляет собой  процесс планомерного образования,  распределения и использования  государством и муниципальными  образованиями финансовых ресурсов  через свои денежные фонды  для выполнения поставленных задач" - пишет М.В. Карасёва.5

Государственная бюджетная  система Российской Федерации - основной финансовый план формирования и использования  централизованного денежного фонда  государства. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся  в проведении государственной политики, главным образом посредством  перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему  налогообложения. В настоящее время  бюджетная система России представлена следующими составляющими:

- федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ;

- территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) - это

- окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских

населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственный бюджет выполняет  следующие функции:

- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных  финансов, так как ему присущи  специфические формы финансово-кредитных  отношений по привлечению средств в централизованные фонда государства. Государственный кредит - особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами и международными организациями по поводу финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства.

Необходимость государственного кредита обусловлена темпами  роста государственных расходов, опережающими возможности расширения собственной доходной базы. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета  при его дефиците. Очевидно, что  в условиях тесной взаимосвязи денежно-кредитной  и финансовой политики традиционное представление о системе звеньев  государственных финансов должно быть расширено. В широком, современном  понимании она должна включать в  систему Центрального Банка РФ.

Внебюджетные фонды - это  форма аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых для  удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Данные фонды  создаются в различных государствах на определённый срок или действуют  постоянно. Государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования различных социально-экономических  услуг населения, для стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуру, обеспечения дополнительными ресурсами  приоритетных сфер экономики. Поэтому правомерно выделение внебюджетных фондов в самостоятельное звено государственных финансов.

По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две  группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме  того, образуются внебюджетные фонда  территориального назначения. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

В России концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля привела к  малоэффективному использованию этих средств, злоупотреблениям. В целях  усиления контроля над использованием государственными финансовыми ресурсами  была произведена консолидация государственных  внебюджетных фондов в федеральном  бюджете Российской Федерации. Это  касалось тех фондов, доходы которых  формировались за счёт обязательных платежей предприятий и организаций. Целевая направленность консолидированных  фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

ПФ Российской Федерации  создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  и является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением.

Информация о работе Налоги, как звено финансовой системы России