Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку.

Содержание

Введение
1. Налоги в экономической системе общества
1.1 Сущность налогов
1.2 Принципы налогообложения
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
1.5 Структура налогов
1.6 Основные федеральные налоги РФ
2. Основные налоговые теории
3. Сущность и инструменты налогового регулирования
3.1 Роль налогов в формировании финансов государств
3.2 Налоги как инструмент социальной политики
3.3 Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги как инструмент г.р.э.(курсовая).docx

— 78.57 Кб (Скачать файл)

 

Акцизы перекладываются  на конечного потребителя подакцизных  товаров и подакцизного минерального сырья. Этот потребитель выступает  как носитель акцизов. Субъектами налогообложения, т.е. налогоплательщиками акцизов, в  соответствии со ст. 179 Кодекса признаются:

 

* организации;

 

* индивидуальные предприниматели;

 

* лица, признаваемые налогоплательщиками  налога в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  РФ.

 

Действующее законодательство ввело новшество -- в ст. 180 Кодекса оговариваются особенности определения плательщика акциза в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Участники такого договора несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов. Плательщиком является лицо, ведущее дела по договору о совместной деятельности, либо лицо, определенное участниками договора из их числа. Данное лицо должно встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика повторно, т.е. независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. [2, стр 251-253]

 

4. Налог на добавочную  стоимость.

 

Обложение налогом на добавленную  стоимость охватывает товарооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающийся при осуществлении  внешнеторговых операций'. В настоящее  время в России (и в европейских  странах) используется принцип места  назначения: налог уплачивают при  импорте товаров и услуг, но не взимают при их экспорте.

 

Налог на добавленную стоимость  является косвенным многоступенчатым налогом. Основная функция налога -- фискальная. Вся сумма поступлений НДС начиная с 2001 г. зачисляется в федеральный бюджет РФ.

 

По своей экономической  сущности этот налог представляет собой  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость выявляется как разница между стоимостью.реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Поскольку величина НДС добавляется к цене товара, источником уплаты налога служат средства конечных покупателей. Для организаций НДС является транзитным налогом. Поэтому НДС, как и любой ценообразующий и транзитный налог, отвлекает часть оборотных средств предприятия и вызывает их недостаток.

 

Для расчета НДС в налоговое  производство России введено применение счетов-фактур. Установлены определенные требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки). Это приблизило отечественную практику налогообложения к инвойсному методу, или методу зачета по счетам. Суть этого метода заключается в следующем.

 

Налогоплательщик оформляет  покупателю товара (работы, услуги) счет-фактуру, указывая в этом документе увеличенную  на величину налога цену товара, а также  отдельной строкой -- сумму НДС. Из полученного от покупателя НДС налогоплательщик вычитает сумму налога, уплаченного им при покупке необходимых для производственных нужд товаров. Сумма разницы вносится в бюджет.

 

Следовательно, продавец товара не несет никакой экономической  нагрузки, связанной с уплатой  НДС, при покупке сырья и материалов, поскольку покупатель его товара компенсирует эти затраты. Процесс  переложения налога завершается, когда  товар приобретает конечный потребитель,

 

В связи с принятием  части второй Налогового кодекса  РФ внесены изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты НДС. В первую очередь это касается субъектов обложения НДС.

 

Согласно ст. 143 Кодекса  налогоплательщиками данного налога признаются:

 

· организации;

 

· индивидуальные предприниматели;

 

· лица, осуществляющие перемещение  товаров через таможенную границу  РФ.

 

Характерно, что в число  плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Это позволяет производить вычеты по товарам и услугам, приобретенным у индивидуальных предпринимателей, при условии, что последние реализуют товары, облагаемые НДС.

 

Впервые в законодательстве появилось положение об освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика в зависимости от величины выручки от реализации. Так, организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца суммарная выручка от реализации товаров без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Для получения освобождения в налоговый орган подаются заявление и документы, подтверждающие величину выручки. Срок подачи заявления -- до 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

 

Следует подчеркнуть, что  по законодательству все плательщики  НДС должны быть поставлены на учет в налоговом органе в течение 15 дней с момента государственной  регистрации. Организации подлежат обязательной постановке на учет в  налоговом органе по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. Индивидуальные предприниматели должны встать на учет в налоговых органах  по месту жительства в качестве налогоплательщиков. Иностранные организации имеют  право встать на учет в налоговых  органах по месту нахождения своих  постоянных представительств в РФ. [2, стр 234-236]

 

5. Налог на прибыль.

 

Прибыль -- один из ключевых показателей эффективности деятельности предприятия. За счет роста прибыли осуществляется развитие и совершенствование производства. Чистая (нераспределенная) прибыль служит индикатором производственного потенциала и осуществления новых инвестиций без привлечения внешних источников финансирования. Отсутствие прибыли прямо влияет не только на размер выплачиваемых дивидендов, но и на снижение курсовой стоимости акций.

 

Прибыль, полученная налогоплательщиком, является базой налогообложения. Распоряжение прибылью после налогообложения  включает в себя распределение ее между владельцами, кредиторами  и реинвестированием в бизнес.

 

Налог на прибыль -- прямой, личный налог, основанный на принципе резидснтства. Основное функциональное предназначение этого налога -- обеспечивать эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

 

В начале 90-х годов налог  на прибыль занимал видное место  среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов. Однако с 1994 г. наблюдается тенденция к  уменьшению его доли в сумме налоговых  доходов федерального бюджета с-20,8 до 14,5% (по данным бюджета на 2001 г.). Этим объясняется необходимость проведения реформы в области налогообложения  прибыли предприятий и организаций.

 

Проводимая в Российской Федерации налоговая реформа  непосредственно связана с принятием  новой гл. 25 «Налог на прибыль организаций», основанной на положениях части первой Кодекса. Новое законодательство насчитывает 87 статей и существенно изменяет и конкретизирует порядок исчисления и уплаты налога на прибыль хозяйствующих субъектов.

 

С 1 января 2002 г. налогооблагаемая прибыль должна определяться не по данным бухгалтерского учета, а по данным налогового учета. Налогоплательщики  обязаны утвердить приказом отдельную  учетную политику для целей налогообложения (ст. 313 Кодекса), разработать и вести  регистры налогового учета. Аналитические  регистры должны содержать информацию о хозяйственных операциях (дата, сумма, описание и др.) и их группировку  для целей налогообложения (по отдельным  статьям доходов и расходов).

 

Балансовая прибыль -- субъективный показатель, ее в определенной степени создают бухгалтеры. Величина этой прибыли интересует всех участников хозяйственного процесса по-разному. Завышение прибыли может быть выгодно государству в лице налоговых органов, владельцам бизнеса -- в случае привлечения долгосрочных инвестиций. В пониженном размере могут быть заинтересованы менеджеры предприятия, если их благосостояние напрямую не связано с величиной прибыли, показанной в бухгалтерской отчетности, и существует возможность получения дохода за счет различных финансовых схем.

 

Бухгалтерские приемы, устанавливающие  порядок получения доходов и  списания затрат, имели, с одной стороны, прямую связь с формированием  финансового результата предприятия, с другой стороны --- с его налогообложением. Поэтому, изменяя учетную политику в дозволенных законом рамках, можно было выбирать наиболее выгодный для себя способ учета -- тот, который несколько улучшает финансовое положение, или тот, который позволяет снизить налог на прибыль.

 

Однако наиболее типичным моментом при принятии решения о  величине прибыли являлась минимизация  налогообложения. Исходя из этого формирование учетной политики зачастую связывалось  с возможностью получения налоговых экономии вследствие уменьшения балансовой прибыли. Такое положение (в отличие от западной классической схемы) приводило не к прозрачности бухгалтерской отчетности, а наоборот -- к искажению данных о реальном финансовом состоянии объекта. Занижение в учете прибыли вводило в заблуждение пользователей отчетности, и в первую очередь -- инвесторов.

 

Теперь все предприятия, у которых выручка не превышает 1 млн руб. в квартал, переходят на уплату налога на прибыль по методу начисления. При использовании этого метода датой получения дохода считается дата реализации товаров (работ, услуг). С этого же момента у налогоплательщика возникает обязанность по уплате данного налога в бюджет.

 

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. В законодательном  порядке установлена налоговая  база, равная нулю, в случае, если в  отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток. Если по итогам налогового периода (года) в целом по организации  получился убыток, его можно вычесть  из прибыли любого года из последующих 10 лет. Но при этом сумма вычета убытков  прошлых лет не должна превышать 30% от прибыли текущего года (ст. 283 Кодекса).

 

Ставка налога на прибыль  снижена до 24%, а по дивидендам от российских организаций, получаемым российскими  организациями -- до 6% (в 2001 г. ставки составляли 35 и 15% соответственно).

 

Еще одной характерной  чертой нового законодательства о налоге на прибыль организаций является отсутствие налоговых льгот, которые  в ряде случаев служат Причиной судебных разбирательств.

 

В отличие от ранее действующих  положений, отменены все льготы, которые  касались капитальных вложений, благотворительности, предприятий, использующих труд инвалидов, и т.д.

 

Кроме того, налогоплательщику  разрешено принимать к вычету необходимые для ведения бизнеса  и обоснованные затраты, расширено  применение ускоренной амортизации. Тем  самым решается одна из важных задач  налоговой реформы -- приведение к  цивилизованному виду правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, при которых инвестиции в производство и производственное накопление предприятий  в значительной мере освобождаются  от налогообложения. [2, стр 214-217]

 

2. Основные налоговые  теории

Налоговая теория -- система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства различной степени обобщения. Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

 

Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих  теориях начиная со средних веков  и до наших дней. (приложение 3)

 

Суть теории обмена -- возмездный характер налогообложения, т.е. через  налог граждане как бы покупают у  государства услуги но охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

 

Согласно атомистической теории как разновидности предыдущей налог -- результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от налогов, которые выстукают платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

 

В соответствии с теорией  наслаждения налог есть одновременно и жертва, и наслаждение. По этому  поводу швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди пишет: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства,- и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, -- опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

 

Теория налога как страховой  премии рассматривает налоги как  платеж, уплачиваемый на случай наступления  какого-либо риска. Здесь налогоплательщик как коммерсант в зависимости  от доходов страхует свою собственность  от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д. В рамках этой теории существовал иной подход, согласно которому налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики