Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 08:32, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку.
Введение
1. Налоги в экономической системе общества
1.1 Сущность налогов
1.2 Принципы налогообложения
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
1.5 Структура налогов
1.6 Основные федеральные налоги РФ
2. Основные налоговые теории
3. Сущность и инструменты налогового регулирования
3.1 Роль налогов в формировании финансов государств
3.2 Налоги как инструмент социальной политики
3.3 Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Регулирующее действие фискальной
сути налогов на народное хозяйство
в целом проявляется на стадиях
экономического цикла в так называемой
автоматической фискальной политике,
выражающейся в “автоматическом”
изменении налоговых
Конкретное влияние на производство связывается с дискреционной фискальной политикой, которая, в отличие от автоматической, предполагает принятие специальных решений, в том числе налоговых, для смягчения экономического цикла. В ее арсенале такие орудия, как дополнительные государственные расходы в производственной и социальной сферах, а также изменения в налоговой системе.
По существу же все разговоры о регулирующем действии налогов сводятся к требованию налоговых льгот. Но если мы признаем, вслед за теорией, основополагающими налоговыми принципами всеобщность и равенство обложения, то льгота безусловно противоречит этим принципам, выступая как нечто чуждое фискальной природе налога. В этом противоречии содержится и трудность, и опасность использования налоговых льгот.
Постоянное и массовое
навязывание практике обложения
несвойственных налогам целей регулирования
позволило экспертам МВФ так
оценить ситуацию: “... в России система
налогообложения
Налоги составляют общее
условие хозяйствования и не могут
быть инструментом оперативного управления.
Эффективность дискреционной
Негативная оценка налогового льготирования как главного метода регулирования вытекает сегодня из того, что льготы нарушают принцип нейтральности, то есть оказывают влияние на выбор экономических решений, что ведет к деформациям в самом рынке. Кроме того, эффект налоговой льготы резко снижается в нестабильной обстановке, когда искажается ее действие. Наконец, льготы, освобождая от налога одних плательщиков, усиливают налоговое бремя для других, ведут к повышению стандартного уровня обложения, непредсказуемости процессов переложения налогов, создают обстановку субъективизма и лоббизма.
Таким образом, несмотря на то, что простая непосредственная денежная основа налоговых отношений ставит налоги в положение исключительно привлекательного орудия прямого воздействия на самые разные социально-экономические процессы, применение налоговых методов регулирования (в первую очередь, налоговых льгот) вступает в противоречие с такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога.
Итак, регулирование не является
внутренним свойством налогов. В
каждом конкретном случае, выбирая
ту или иную льготу, субъект налогового
регулирования ущемляет фискальный
смысл налога и вынужден соизмерять
положительные и отрицательные
последствия выбираемого
3.3 Налоговый механизм
стимулирования
Для современной российской
экономики понятие «
Застойные явления в сфере капиталовложений, недоиспользование новых основных фондов, «замораживание» объектов инвестирования активно проявлялись еще в 80-е гг. Уже с середины 80-х гг. происходит замедление роста объемов основных фондов и инвестиций, а затем и быстрое их сокращение. Однако обвальный характер процесс сокращения инвестиций в российской экономике приобрел в 90-е гг. Свертывание, а в ряде отраслей полная приостановка процесса технического обновления производства ведут к размыванию фундамента российской промышленности.
Существует ли достаточно быстрое и конструктивное решение этой одной из важнейших для современной российской экономики проблемы?
Различные варианты рецептов преодоления кризиса инвестиций предоставляет вся послевоенная экономическая история ведущих индустриальных стран и в первую очередь США, Германии, Японии, Франции и Великобритании, которые сумели найти внутренние резервы самофинансирования. Послевоенные десятилетия в развитии теории и практики государственного регулирования ведущих западных стран -- это период формирования налоговых и кредитных рычагов, ставших впоследствии традиционными, рычагов, способствующих расширению инвестиций в производство и научно-технические исследования.
В системе мер государственного регулирования инвестиционная политика стала объектом особой заботы и самого пристального внимания многих государств, особенно развитых. Объем инвестиций рассматривается как один из важнейших показателей благополучия экономики, а колебания инвестиционных вложений -- как индикатор изменений совокупного спроса и в перспективе -- объема национального производства и занятости населения. В рамках налоговой и кредитной политики постоянно трансформируются системы льгот и других экономических методов, стимулируется частная инициатива и финансовая поддержка предпринимателей, осуществляющих инвестиции на модернизацию производства, научно-технические исследования или с целью активизации промышленного развития экономически отсталых районов.
Особенно интересен анализ налоговых реформ 80-х -- начала 90-х гг. в США, Великобритании, ФРГ, Франции и ряде других стран Запада. Мы остановимся на наиболее эффективных приемах экономического стимулирования инвестиций -- приемах, которые с успехом могут быть использованы и в российском налоговом законодательстве, создаваемом практически заново. [1, стр 41-42]
Совершенствование налогового стимулирования инвестиций должно происходить на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Причем стимулирование, проводимое на региональном и местном уровнях, является более эффективным, так как только на этих уровнях возможно выявить перспективные предприятия отраслей народного хозяйства и более адресно разработать для них систему налоговых стимулов.
Однако не всегда налоговые стимулы, предоставляемые региональными и местными органами власти, имели положительный эффект. Зачастую создание благоприятного инвестиционного климата в одних регионах было причиной сокращения государственного финансирования в других регионах вследствие снижения доходов федерального бюджета, так как происходила миграция промышленного капитала в так называемые внутрироссийские "налоговые гавани" -- регионы и закрытые города, предоставляющие зарегистрированным на их территории предприятиям льготы по региональным налогам и долям федеральных налогов, поступающих в региональные бюджеты.
Поэтому в 1999-2000 гг. были ужесточены
правила распределения
Все без исключения налоги
прямо или косвенно влияют на размер
собственных средств
Почти все удерживаемые с
организации налоги сокращают величину
чистой прибыли - одного из главных
источников инвестиций из собственных
средств. Поэтому налогооблагаемая
база по налогу на прибыль уменьшается
не только от производственно-хозяйственных
расходов и иных затрат, но и от величины
уплаченных налогов, а именно налогу
на пользование автомобильных
Проведенный анализ показал, что налог на прибыль содержит наиболее эффективные методы налогового стимулирования инвестиций, в числе которых амортизация, льгота на капитальные вложения, инвестиционный налоговый кредит, понижение ставки и другие.
Стимулирование эффективности
использования имущества
Основными методами стимулирования
инвестиций при применении подоходного
налога о физических лиц являются
льготы, задачами которых также являются
социальное регулирование, выравнивание
доходов и достижение определенного
уровня социальной справедливости, стимулирование
предпринимательской
Заключение
Действующая налоговая система
угнетает экономику, особенно ее производственный
сектор. Простые расчеты показывают,
что среднее предприятие
Угнетая предприятия высокими
налогами, государство одновременно
пытается поддержать хотя бы часть
из них с помощью адресных налоговых
льгот. Но это только ухудшает экономическую
ситуацию. Во-первых, адресные льготы предоставляются
отельным предприятиям и организациям
вне системы государственных
приоритетов. Это искажает мотивацию
руководителей предприятий, ориентирует
их не на повышение эффективности
работы предприятий, а на установление
взаимовыгодных условий с органами
власти. Во-вторых, льготы способствуют
развитию теневой экономики, создают
основу для коррупции, позволяют
льготникам оказывать услуги по выводу
из-под налогообложения всех желающих
путем заключения фиктивных сделок.
В итоге одни предприятия на вполне
законном основании уклоняются от налогов,
другие годами накапливают недоимки,
а добросовестные плательщики оказываются
в наименее выгодном положении, часто
становясь
Указанные проблемы указывают о кризисе налоговой системы, не способствующей ускорению темпов роста российской экономики. Предпринимаемые государством шаги по налоговой реформе крайне необходимы. Ряд положений, введенных Налоговым кодексом, и последовательность действий по реформированию налоговой системы несомненно свидетельствуют о постепенном изменении налогового климата в стране на более разумный по отношению к предприятиям.
Продвижение налоговой реформы, несомненно, должно положительно повлиять на решение проблем, возникающих на сегодняшний день между государством и предприятием. Однако учитывая богатую отрицательную практику, накопленную предприятиями в ходе их адаптации к действующей налоговой системе, можно предположить, что процесс отказа предприятий от применения механизмов снижения налоговых обязательств займет длительное время. При этом государству, несмотря на возможные убытки от снижения уровня налогового бремени на начальном этапе налоговой реформы, необходимо соблюдать последовательность шагов по реформированию налоговой системы. Только в этом случае можно рассчитывать на доверие со стороны предприятий и на положительный исход налоговой реформы, что позволит увеличить наполнение бюджета и обеспечить переход к цивилизованным отношениям между государством и предприятиями.
Список используемых источников
1. Караваева И.В. Налоговое
регулирование рыночной
2. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложения: учеб. пособие, 2 изд., перераб и доп. - М: ИНФРА-М, 2002.-320с.
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики