Налоговая ответственность и ее основания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является характеристика финансовых правонарушений, теоретическое раскрытие финансово – правовой ответственности, а также определение проблем и направлений совершенствования законодательства в данной области.

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки финансового правонарушения……………………..5
1.2 Состав финансовых правонарушений…………………………………….6
1.3 Финансово-правовая ответственность и санкции за совершение
финансовых правонарушений…………………………………………………..10
1.4. Финансовый контроль……………………………………………………..19
2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Применение мер государственно-властного воздействия за нарушения
финансового законодательства………………………………………………...22
2.2. Анализ финансовых правонарушений ………………………….………28
2.3 Судебная практика в финансовой сфере …………………………………36
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИНАНСОВО ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………….…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.docx .doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

     В большинстве случаев финансовое правонарушение, совершенное как  в форме действий, так и в  форме бездействия, причиняет материальный ущерб государству или муниципальному образованию. Например, неуплата или  неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов, нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, если это повлекло за собой неуплату налогов, а также все существующие сегодня бюджетные правонарушения, являющиеся основанием финансово-правовой ответственности, приводят к недополучению доходов тем или иным бюджетом или государственным внебюджетным фондом.

     Вместе  с тем существуют финансовые правонарушения, которые причиняют вред тем, что  вносят дезорганизацию в существующий порядок формирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств. Например, это нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ); уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ); отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ч. 1 ст. 129 НК РФ) и др. [8, с. 234]

     Субъективная  сторона финансового правонарушения выражается в психическом отношении  субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям, что проявляется в форме умысла или неосторожности. Вина как обязательный признак налогового правонарушения предусмотрена в ст. 110 НК РФ. «Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)».

     «Налоговое  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать». «Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения». [4]

     В ряде случаев вина является квалифицирующим  признаком финансового правонарушения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 122 НК РФ состав правонарушения образует неуплата или неполная уплата сумм налога, совершенная умышленно.

     Бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как несвоевременный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умысла или неосторожности. 

     1.3 Финансово-правовая  ответственность и санкции за нарушение финансового законодательства

     Финансово-правовую ответственность можно определить как применение к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя дополнительные обременения имущественного характера.

     К видам финансовой ответственности  относят  финансово-правовые санкции  за нарушения бюджетного, таможенного, валютного, банковского законодательства, за совершение налоговых правонарушений, а также за нарушение порядка  ведения кассовых операций. В каждой их этих сфер правового регулирования объем мер финансово-правового воздействия различен и не везде полностью сформировался. [9, с. 211]

     Финансово-правовая ответственность как вид юридической  ответственности пока еще находится  в стадии формирования. Это связано с происходящим в настоящее время процессом унификации финансового законодательства, а значит, — разработкой единой системы мер финансово-правовой ответственности и финансово-процессуальных производств.

     За  финансовые правонарушения к правонарушителю применяются финансовые санкции.

     Финансовые  санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми  нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе  говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.

     За  налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ. Однако надо иметь в виду, что в ст. 114 НК РФ в качестве меры ответственности назван только штраф. Это обусловлено неоднозначным пониманием юридической ответственности и, в частности, отождествлением в большинстве случаев юридической ответственности только с карательными санкциями правовых норм. Между тем финансово-правовые санкции как меры ответственности подразделяются на карательные и восстановительные. [9, с. 220]

     За  бюджетные правонарушения санкции  предусматриваются в ежегодно принимаемых  законах о бюджетах на очередной  финансовый год. В частности, в ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» финансовые санкции содержатся в ст. 56. Бюджетный кодекс РФ также в ряде случаев прибегает к финансовым санкциям за нарушение бюджетного законодательства, однако совместно с административными. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ. К финансово-правовым следует отнести и санкции за нарушение порядка ведения кассовых операций, установленные в ст. 9 Указа Президента РФ от 24 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

     Все финансово-правовые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные).

     Правовосстановительные  санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. Правовосстановительной санкцией является пеня. В бюджетном и таможенном законодательстве не содержится понятие пени, хотя эта санкция предусмотрена. Это понятие определено только в ст. 75 НК РФ применительно к налоговым правонарушениям. «Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки». [4]

     Функция пени как финансово-правовой санкции  заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в  связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д.

     Пеня  за налоговые правонарушения равна  одной трехсотой действующей  в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день относительно неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст. 75 НК РФ). Однако во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.

     Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции  устанавливаются за финансовые правонарушения в целях наказания правонарушителя. Они устанавливаются в виде штрафов.

     Финансово-правовые штрафы за совершение налогового правонарушения взимаются в размерах, предусмотренных  в гл. 16 Налогового кодекса РФ. При  наличии смягчающих обстоятельств размер такого штрафа уменьшается не меньше чем в два раза, а при наличии отягчающих — увеличивается на 100%. (см табл. 1) 

Таблица 1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Правонарушение Статья НК РФ Сумма штрафа
Нарушен срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 116 Любая просрочка  – 10 тыс. руб. 
Организация или индивидуальный предприниматель  ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе

(Статья 117 НК  РФ исключена из НК РФ в  новой редакции, ответственность за подобное нарушение установлена в п. 2 ст. 116 НК РФ)

117 Независимо  от срока ведения деятельности – 10% доходов, но не менее 40 тыс. руб.
Налогоплательщик  не представил налоговую декларацию в установленный НК РФ срок 119 За каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, - 5% неуплаченной суммы, но не более 30% от суммы, подлежащей уплате, и не менее 1 тыс. руб.
Нарушен способ представления налоговой  декларации (расчета) 119.1 200 руб.
Грубо нарушены правила учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (в новой редакции также понимается отсутствие налогового учета и неправильное отражение операций в регистрах налогового учета) 120 Нарушения совершены  в течение одного налогового периода – 10 тыс. руб., в течение более чем одного налогового периода – 30 тыс. руб.

Если нарушения  привели к занижению налоговой  базы – 20% от суммы неуплаченного  налога, но не менее 40 тыс. руб.

Налоговый  агент не выполнил обязанности по удержанию и перечислению налогов 123 Неудержание или  неперечисление (неполное удержание  или перечисление) налога – 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению
Не  соблюдается порядок владения, пользования  и (или) распоряжения имуществом, на которое  наложен арест. 125 30 тыс. руб. (данная  статья теперь предусматривает  ответственность в случае несоблюдения  порядка владения, пользования и  (или) распоряжения имуществом, в  отношении которого налоговый  орган принял обеспечительные  меры в виде залога)
В установленный срок отказано представить налоговому органу документы, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представлены документы с заведомо недостоверными сведениями 126 200 руб. за  каждый непредставленный документ 
Дача  экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода   129 5 тыс. руб.   
Лицо  неправомерно не сообщило (или несвоевременно сообщило) сведения, которые это  лицо должно сообщить налоговому органу 129.1 5 тыс. руб.

Если совершено  повторно в течение календарного года -20 тыс. руб. 

Банк  не исполнил решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента  134 20% от перечисленной  суммы, но не более суммы  задолженности. При отсутствии задолженности – 20 тыс. руб. 
Банк  не представил справки о наличии  счетов  или остатках денежных средств  на счетах, выписки по операциям  на счетах в соответствии с п.2 ст. 86 НК РФ или не сообщил об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, или представил документы с нарушением срока или содержащие недостоверные сведения 135.1 20 тыс. руб. 
Незаконно отказано представителям налогового органа, проводящим проверку, в доступе для осмотра территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка КоАП РФ ст. 17.16 10 тыс. руб. (ранее такой состав административного правонарушения отсутствовал, теперь включен в текст КоАП РФ)

 

     Финансово-правовой штраф за нарушение бюджетного законодательства предусматривается ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете. В частности, за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. [8, с. 163]

     Штраф как мера финансово-правовой ответственности  взимается также в соответствии с Указом Президента РФ «Об осуществлении  комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов  и иных обязательных платежей» при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций:

     1) за расчеты наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - в двукратном размере суммы произведенного платежа; 
за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - в трехкратном размере неоприходованной суммы;

     2) за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. [7, с. 243]

     От  финансово-правовых санкций, являющихся мерами финансово-правовой ответственности, нужно отличать иные меры государственного принуждения, применяемые компетентными органами в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

     Предупредительные меры государственного принуждения  выполняют функцию предупреждения возможных неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений. Главным образом эти меры применяются органами Министерства по налогам и сборам РФ, Государственным таможенным комитетом РФ при осуществлении налогового контроля, а в ряде случаев —Федеральным казначейством. [9, с. 223]

     В число предупредительных мер, в  частности, включаются следующие:

     а) право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления  в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов (ст. 31 НК РФ);

     б) право налоговых органов осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные  с содержанием объектов налогообложения  независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 31 НК РФ).

     в) право налоговых органов требовать  от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения (ст. 31 НК РФ);

     г) вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

     д) право органов казначейства получать от банков, иных финансово-кредитных  учреждений справки о состоянии  счетов организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства.

     Бюджетный кодекс РФ также предусматривает  меры государственного принуждения  предупредительного характера. В частности, за невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе предусматриваются, не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в будущем (ст. 290 БК РФ)

     Пресекательные  меры государственного принуждения  в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований выполняют функцию пресечения противоправных действий и создания условий для привлечения правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности.

     К пресекательным мерам государственного принуждения, в частности, относятся: 
а) право налоговых органов изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 31 НК РФ);

     б) право налоговых органов приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество  налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 31).

     в) право налоговых органов в  ходе налоговой проверки производить  выемку документов и предметов и  т.д. (ст. 94 НК РФ).

Информация о работе Налоговая ответственность и ее основания