Налоговая ответственность и ее основания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является характеристика финансовых правонарушений, теоретическое раскрытие финансово – правовой ответственности, а также определение проблем и направлений совершенствования законодательства в данной области.

Содержание

С.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки финансового правонарушения……………………..5
1.2 Состав финансовых правонарушений…………………………………….6
1.3 Финансово-правовая ответственность и санкции за совершение
финансовых правонарушений…………………………………………………..10
1.4. Финансовый контроль……………………………………………………..19
2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Применение мер государственно-властного воздействия за нарушения
финансового законодательства………………………………………………...22
2.2. Анализ финансовых правонарушений ………………………….………28
2.3 Судебная практика в финансовой сфере …………………………………36
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ФИНАНСОВО ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………….…41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.docx .doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)
 

1.4 Финансовый контроль

   Финансовый  контроль как любая категория  системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. (см. схема 1) 

   Схема 1. Горизонтальная структура правового  регулирования финансового контроля

     

     Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств и др. [7, с. 212]

     Конкретно государственный и муниципальный  финансовый контроль состоит из:

  1. проверок выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;
  2. проверок и ревизий целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных); 
    — проверок и ревизий целевого использования средств, выделенных из бюджетов;
  3. проверок правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также  правил работы с валютной выручкой;

    4) ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

   Объектом  государственного и муниципального финансового контроля являются  денежные процессы, имеющие место  при формировании, распределении  и использовании государственных  и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом  государственного и муниципального финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

   Государственный и муниципальный финансовый контроль сегодня весьма

многообразен.

 Он  осуществляется целой системой  органов, функционирующих как на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, так и на уровне муниципальных образований.

     Нормативным актом, определяющим систему государственного финансового контроля, на уровне Российской Федерации является Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

     Государственный финансовый контроль на уровне субъектов  РФ, а также муниципальный финансовый контроль осуществляется как федеральными органами государственного финансового контроля, так и специально созданными органами государственного и муниципального финансового контроля на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

     Государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный (общемуниципальный) и ведомственный финансовый контроль. [6, с. 154]

     Общегосударственный (общемуниципальный) финансовый контроль осуществляется Министерством по налогам  и сборам РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами местного самоуправления и проч. в отношении объектов независимо от их ведомственной подчиненности.

     Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

     Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, управления администраций субъектов РФ и другие субъекты по отношению к подведомственным им организациям. Для такого рода контроля в министерствах, ведомствах создаются контрольно-ревизионные отделы и группы.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в самой организации специальными службами. Государственный и муниципальный внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государственной собственностью. Правовой базой такого контроля является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 23 февраля 1996 г.

     В зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется на: предварительный, текущий, последующий.

     Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил.

2. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ   ПРАКТИКА В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1  Применение мер государственно-властного воздействия за нарушения

финансового законодательства

     Применение  финансовых санкций за нарушение  финансового законодательства осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», письмом Минфина России от 4 октября 1995 г. «О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета», а также письмом Госналогслужбы России от 17 июля 1996 г. «Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование». Бюджетный кодекс РФ также в ст. 285 определяет порядок применения такой финансово-правовой санкции как пеня. [8, с. 237]

     За  налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пеня.

     В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке. При этом в соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пени с налогоплательщика производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

     Добровольная  уплата пени осуществляется следующим образом:

     а) налоговый орган, приняв решение по результатам налоговой проверки, направляет налогоплательщику в 10-дневный срок от даты вынесения соответствующего решения требования об уплате налога и соответствующих пеней. Срок исполнения такого требования указывается в самом требовании;

     б) в случае исполнения налогоплательщиком требования налогового органа по уплате налога и пеней в установленный  срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в  виде пени.

     Принудительное  взыскание пени с организации-налогоплательщика или организации — налогового агента осуществляется в следующем порядке:

     а) такое взыскание возможно в случае неуплаты налогоплательщиком пени в  добровольном порядке;

     б) налоговый орган осуществляет принудительное взыскание пени за счет денежных средств, находящихся на счетах организаций, а при недостаточности или отсутствии — за счет иного имущества организации-налогоплательщика или организации-налогового агента;

     в) принудительное взыскание пени с  организаций происходит путем направления  налоговым органом в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыскании принимается не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит.

     Однако  в этом случае налоговый орган  может обратиться в суд с иском  о взыскании с организации, причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть доведено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем;

     г) взыскание пени может производиться  с рублевых расчетных (текущих) и  валютных счетов организаций и не может производиться с депозитного  счета организации, если не истек срок действия депозитного договора;

     д) при взыскании средств с валютных счетов организации руководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации; е) инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, в случае, когда взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.

     При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации  налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации  в соответствии со ст. 47 НК РФ.

     Порядок принудительного взыскания пени с физического лица-налогоплательщика или физического лица-налогового агента характеризуется следующим:

     а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган  обращается в суд с иском о  взыскании пени за счет имущества  физического лица. Такой иск может  быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога;

     б) взыскание пени за счет имущества  физического лица производится на основании  вступившего в законную силу решения  суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

     В соответствии со ст. 124 ТК РФ пени за неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом Российской Федерации в  бесспорном порядке с организаций, а также с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации для коммерческих целей. С физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, взыскание производится в судебном порядке. [9, с. 223]

     Пеня  за бюджетные правонарушения, предусмотренные в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете в виде просрочки уплаты основной суммы долга и процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взыскивается налоговыми органами службы в трехдневный срок по представлению органов Федерального казначейства.

     В Бюджетном кодексе РФ также определен  порядок применения финансовой санкции  в виде пени. В соответствии со ст. 284 БК РФ органы Федерального казначейства имеют право:

     а) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

     б) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

     Бесспорное списание бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Такое постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств либо на основе заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (ст. 285 БК РФ).

     Помимо  пени за налоговые правонарушения, нарушения бюджетного законодательства, а также нарушения порядка  ведения кассовых операций, уполномоченными  органами налагается такая финансово-правовая санкция, как штраф.

     Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ).

     Штраф может быть уплачен лицом, совершившим  налоговое правонарушение, добровольно  или взыскан с него в судебном порядке. [4]

     Добровольная  уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке:

     а) налоговый орган направляет налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а  также штрафа. Срок уплаты указывается  в требовании;

     б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязанным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа.

     Взыскание штрафа с налогоплательщика (или  иного обязанного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осуществляется в случае:

     а) если налогоплательщик (иное обязанное  лицо) отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании;

     б) исковое заявление о взыскании  штрафа с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. [8, с. 143]

     В ст. 111 НК РФ предусматриваются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Эти обстоятельства должны учитываться при вынесении налоговым органом решения о привлечении лица к налоговой ответственности и направлении ему требования об уплате штрафа, а также судом при рассмотрении дела о налоговом правонарушении. К таким обстоятельствам относятся:

Информация о работе Налоговая ответственность и ее основания