Налоговая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Изучение налоговой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и является целью данной работы.
Задачи:
1. Охарактеризовать субъекты малого предпринимательства, их особенности и значение в социально – экономической и политической жизни страны;
2. Познакомиться с налоговой политикой страны, её сущностью и значением;
3. Изучить государственную поддержку малого бизнеса в сфере налогообложения.
4. Рассмотреть направления и формы налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства на территории РФ.
5. Познакомиться с налоговой поддержкой малого бизнеса в Кировской области и в Лузском районе Кировской области.

Содержание

Введение 3
1. Субъекты малого бизнеса: понятие, критерии выделения. 5
1.1 Достоинства и недостатки малого бизнеса. 7
1.2 Роль малого бизнеса в социально – экономической и политической жизни общества. 8
2. Налоговая политика государства: сущность и значение. 10
3. Государственная поддержка малого бизнеса в России в сфере налогообложения. 12
3.1 Поддержка малого бизнеса на территории Кировской области 27
3.2 Поддержка малого бизнеса в Лузском районе Кировской области. 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ Попова НВ.docx

— 114.45 Кб (Скачать файл)

Политическое влияние предпринимательского сектора в различных странах достаточно велико, поскольку этот сектор давно стал основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. [5]

Существенная роль предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится большая часть валового внутреннего продукта. Практика свидетельствует, что малые предприятия составляют значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши.

В целом можно сказать, что малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

 

    1. Налоговая политика государства: сущность и значение.

Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.

Налоговая политика — комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Выделяют три типа налоговой политики:

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали. [8]

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия взаимообусловлены, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства.

Разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует решение следующих задач:

  • Экономических – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  • Социальных – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
  • Фискальных – повышение доходов государства;
  • Международных – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты:

    • виды налогов и их элементы,
    • объекты,
    • субъекты,
    • льготы,
    • сроки уплаты,
    • ставки,
    • санкции. [8]

Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования:

  • применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
  • инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
  • применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
  • порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

 

    1. Государственная поддержка малого бизнеса в России в сфере налогообложения.

С целью государственной поддержки зарождающего малого предпринимательства России был принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», которым определены субъекты малого предпринимательства.  Средняя численность работников за отчетный период в таких организациях не превышает следующих предельных уровней:

100 человек - в промышленности, строительстве, на транспорте;

60 человек - в сельском  хозяйстве и научно-технической  сфере;

30 человек - в розничной  торговле и бытовом обслуживании  населения;

50 человек - в оптовой торговле и остальных отраслях.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Вместе с тем в настоящее время необходимо, чтобы правовой статус индивидуальных предпринимателей был определен соответствующим федеральным законом. По мнению автора, «индивидуальные предприниматели должны быть выделены в отдельную группу субъектов хозяйствования наравне с физическими и юридическими лицами с законодательным закреплением их специфического положения, отличного как от положения граждан, так и от положения организаций (предприятий)» .

Дальнейшую поддержку малое предпринимательство в Российской Федерации получило после выхода Указа Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Однако по вовлеченности субъектов малого предпринимательства в экономику Российская Федерация пока значительно отстает от развитых капиталистических стран. Так, если в странах ЕС на 1000 человек населения приходится около 50 малых предприятий, то в России - только 6; если в Европе доля малых предприятий в ВВП достигает 50%, то в России - только 10%.[7]

Используя регулирующую функцию налогов (в первую очередь налога на прибыль), государство стимулирует развитие малого предпринимательства. Например, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлено, что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль:

  • малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • строительные организации - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные выше малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Регулирующая роль налога на прибыль в данном случае эффективна, поскольку стимулирует как создание новых малых предприятий, выпускающих определенную продукцию (работы, услуги), так и наращивание ими объемов той деятельности, с которой им предоставлены налоговые льготы. Это подтверждается ростом числа малых предприятий за период 1996 - 2008 гг. с 841,7 до 953,1 тыс.

Вместе с тем, отсутствие в налоговом законодательстве нормы, ограничивающей предоставление налоговых льгот объемом соответствующих работ, выполненных исключительно собственными силами малого предприятия, снижает эффективность этих льгот. Это создает возможности для ухода от налогообложения в случае, если малое предприятие, выступая в качестве генподрядчика по дающим право на льготы работам, привлекает субподрядчиков, на долю которых приходится большая часть объема работ, но при этом налоговые льготы получает генподрядчик - малое предприятие фактически по чужим объемам работ.

Государство предоставило малым предприятиям право уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на суммы амортизационных отчислений в большем размере, чем это установлено для всех остальных хозяйствующих субъектов.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» было предусмотрено, что «малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет». Аналогичный порядок был также установлен Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Статьей 10 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектам малого предпринимательства было разрешено применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов в размере, в два раза превышающем установленные нормы, а также списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В последние годы наблюдается  снижение числа предприятий и организаций малого и среднего бизнеса и работников, занятых на них.  Так, за 6 месяцев 2013 года порядка 500 тыс. индивидуальных предпринимателей (12% их общего числа) прекратили свою деятельность из-за почти двукратного повышения обязательных страховых взносов. По словам  заместителя главы Минэкономразвития Олега Савельева, один индивидуальный предприниматель в среднем дает для экономики одно рабочее место [6]

“Они не исчезают в никуда, они пополняют неформальный сектор, в котором численность занятых уже больше, чем в сфере малого и среднего предпринимательства”, – прокомментировал ситуацию Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, в ходе заседания Правительства РФ 3 октября 2013 года.

Несложно подсчитать, во что стало для рынка труда такое сокращение предприятий малого бизнеса. Данные обстоятельства негативно влияют на экономику не только с позиции налоговых, фискальных отношений, но и эффективности работы производственной системы страны.

В конце июля 2007г. Президент подписал Федеральный закон № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Вопросами совершенствования системы государственного регулирования деятельности мелкого и среднего предпринимательства занимаются во всех странах, стремящихся к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Информация о работе Налоговая поддержка малого бизнеса