Налоговая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Изучение налоговой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и является целью данной работы.
Задачи:
1. Охарактеризовать субъекты малого предпринимательства, их особенности и значение в социально – экономической и политической жизни страны;
2. Познакомиться с налоговой политикой страны, её сущностью и значением;
3. Изучить государственную поддержку малого бизнеса в сфере налогообложения.
4. Рассмотреть направления и формы налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства на территории РФ.
5. Познакомиться с налоговой поддержкой малого бизнеса в Кировской области и в Лузском районе Кировской области.

Содержание

Введение 3
1. Субъекты малого бизнеса: понятие, критерии выделения. 5
1.1 Достоинства и недостатки малого бизнеса. 7
1.2 Роль малого бизнеса в социально – экономической и политической жизни общества. 8
2. Налоговая политика государства: сущность и значение. 10
3. Государственная поддержка малого бизнеса в России в сфере налогообложения. 12
3.1 Поддержка малого бизнеса на территории Кировской области 27
3.2 Поддержка малого бизнеса в Лузском районе Кировской области. 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ Попова НВ.docx

— 114.45 Кб (Скачать файл)

Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования. Гражданский кодекс РФ не определяет и не может определять содержание и формы регулирования малого предпринимательства, осуществляемого государством через налоговое законодательство. Между тем следует отметить, что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регулированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принципов свободного предпринимательства [5]

Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным малым предприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное использование налогов для таких целей является противоречащим конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. В равной мере подобными задачами не должна обосновываться аналогичная направленность запретов и ограничений, вводимых законодательством о лицензировании, таможенным законодательством, законодательством о земле и других природных ресурсах.

Исходя из интересов развития малого предпринимательства, в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол.

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов:

    • обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки,
    • разграничение полномочий различных уровней власти,
    • участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается:

    • дифференциация налогов с целью ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности;
    • установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.

Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям. (табл. 2)

Таблица 2.

Направление деятельности

Формы поддержки

1. Предоставление налоговых льгот  в рамках традиционной действующей  налоговой системы

  • субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов;
  • малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы;
  • субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей;
  • предоставление малым предприятиям налогового кредита в размере 10% годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта РФ, но не более чем на 50%.

2. Упрощение системы учета, отчетности  и налогообложения субъектов  малого предпринимательства

Переход на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения.

- для юридических лиц:

  • замену большинства налогов федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом на доход;
  • упрощение бухгалтерского учета и отчетности;
  • уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов;

- для индивидуальных предпринимателей:

  • замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента;
  • ведение книги доходов и расходов;

- для физических лиц:

  • ведение книги доходов и расходов.

 

Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства нашли отражение в принятом Законе РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в Законе «Об упрощенной системе налогообложения и учета для субъектов малого предпринимательства». На некоторых мероприятиях остановимся более подробно.

Своеобразными формами государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности являются предусмотренные НК РФ налоговый  и  инвестиционный налоговый кредиты.

Согласно НК РФ «налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии оснований, указанных в ст. 64 НК РФ. Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

Налоговый кредит предоставляется для:

  • приобретения и введения в эксплуатацию отечественного оборудования, заменяющего импортное;
  • проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • защиты окружающей среды;
  • замены оборудования в рамках амортизационной политики при сроке службы закупленного оборудования свыше 8 лет;
  • приобретения и ввода в эксплуатацию автоматических линий и автоматических участков, управляемых ЭВМ;
  • оборудования, предназначенного для создания рабочих мест инвалидам.

Налоговый кредит предоставляется на основании кредитного соглашения, заключаемого между налоговым органом и малым предприятием.

В соответствии со с т . 66 НК РФ «инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока (от одного года до пяти лет) и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (налогу на прибыль или по региональным и местным налогам) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов». Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ;
  • технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (ст. 67 НК РФ) [2].

В соответствии со ст. 346 НК РФ «применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России. [2]

Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия. Стоимость годового патента устанавливается субъектом Российской Федерации и зависит от вида деятельности. Согласно вышеупомянутым законам, упрощенная система налогообложения и учета вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой системы налогообложения осуществляется на добровольной основе самими субъектами малого предпринимательства [5]

Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, с численностью занятых в производственной деятельности до 15 человек, в сферах розничной торговли, бытового обслуживания населения, услуг - до 10 человек. Не допускается переход на эту систему предприятий, занятых производством подакцизной продукции.

Относительно доли непосредственного участия других организаций (более 25%), за пределами которой малые предприятия не вправе применять упрощенную систему налогообложения, пп. 14 п. 3 ст. 346 НК РФ совпадает с нормой закона. Но данный подпункт далее содержит дополнение, согласно которому ограничение по доле участия не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Это касается организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. По существу, это является формой государственной поддержки малых предприятий, подпадающих под названное исключение.

В Налоговом кодексе РФ [2] говорится, что «не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек». Здесь нет дифференциации предельного количества работников в зависимости от сфер деятельности субъектов малого предпринимательства. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб. В данном случае, как и в ряде других, НК РФ решает вопросы предпринимательского права, которые необходимо было бы решить в предпринимательском (хозяйственном) кодексе.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие законом субъекта Федерации. Общие принципы его взимания определены федеральным законом. С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов (включая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

Ставка налога устанавливается региональными органами власти и не может превышать 20% от вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

Базой для обложения единым налогом становится доход предприятия, исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в производстве ресурсов. Это сырье, материалы, топливо, эксплуатационные расходы, текущий ремонт, затраты на аренду производственных помещений и транспортных средств, налоги на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, отчисления в социальные внебюджетные фонды, а также уплаченные предприятием таможенные платежи.

В отличие от упрощенной системы налогообложения, названная система налогообложения применяется не в добровольном, а в обязательном порядке. В первую очередь это касается таких видов деятельности как оказание бытовых услуг и розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и т.п.

Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Приведенные и некоторые другие характеристики единого налога на временный доход, например, достаточно сложный расчет вмененного дохода, свидетельствуют о том, что можно лишь весьма условно назвать данную систему налогообложения формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

По мнению А. Блинова, целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере 30%. Это позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально – политической нестабильности в обществе.

Информация о работе Налоговая поддержка малого бизнеса