Налоговая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Изучение налоговой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и является целью данной работы.
Задачи:
1. Охарактеризовать субъекты малого предпринимательства, их особенности и значение в социально – экономической и политической жизни страны;
2. Познакомиться с налоговой политикой страны, её сущностью и значением;
3. Изучить государственную поддержку малого бизнеса в сфере налогообложения.
4. Рассмотреть направления и формы налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства на территории РФ.
5. Познакомиться с налоговой поддержкой малого бизнеса в Кировской области и в Лузском районе Кировской области.

Содержание

Введение 3
1. Субъекты малого бизнеса: понятие, критерии выделения. 5
1.1 Достоинства и недостатки малого бизнеса. 7
1.2 Роль малого бизнеса в социально – экономической и политической жизни общества. 8
2. Налоговая политика государства: сущность и значение. 10
3. Государственная поддержка малого бизнеса в России в сфере налогообложения. 12
3.1 Поддержка малого бизнеса на территории Кировской области 27
3.2 Поддержка малого бизнеса в Лузском районе Кировской области. 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ Попова НВ.docx

— 114.45 Кб (Скачать файл)
  • использования облигаций в качестве нерыночного актива. [6]

Исходя из вышесказанного, вопрос налоговой поддержки малого предпринимательства нельзя назвать простым и однозначным. С точки зрения самих предпринимателей, налоговые льготы необходимы, они позволяют им выжить в суровых условиях рыночной конкуренции. С другой стороны, они должны стимулировать развитие малого предприятия, а не создавать для него  «иждивенческие» условия.

 

3.1 Поддержка малого бизнеса на территории Кировской области

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В настоящее время на территории Кировской области реализуется  областная целевая программа (ОЦП) «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы. Основные направления  этой программы  и мероприятия в рамках их представлены в таблице 3. [4]

Таблица 3.

Направления работы

мероприятия

Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

- принятие Постановления  Правительства Кировской области  «Об утверждении Порядка проведения  конкурса среди муниципальных  районов и городских округов  Кировской области на право  получения субсидий на поддержку  социально ориентированного предпринимательства»;

- принятие Постановления  Кировской области «О предоставлении  субсидий малым инновационным  компаниям на возмещение части  затрат, связанных с производством  и (или) реализацией товаров, выполнением  работ, оказанием услуг»;

- принятие Постановления  Правительства Кировской области «О предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства, производящим изделия народных художественных промыслов из капокорня, на возмещение части их затрат, связанных с приобретением сырья, и организациям народных художественных промыслов на возмещение части их затрат, связанных с созданием, развитием и (или) модернизацией производства» и др.

- принятие распоряжения Правительства области «О конкурсной комиссии по проведению конкурса среди муниципальных районов и городских округов Кировской области на право получения бюджетных средств на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства»;

- утверждение Закона Кировской области «О патентной системе налогообложения на территории Кировской области», согласно которому:

  • устанавливается потенциально возможный к получению индивидуальными предпринимателями годовой доход по 53 видам предпринимательской деятельности, необходимый для определения стоимости патента (6% от годового дохода);;
  • предусмотрена дифференциация годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников либо количества транспортных средств, либо количества обособленных торговых объектов (площадей), используемых индивидуальным предпринимателем.

Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

- создание координационного совета по развитию предпринимательства при Правительстве Кировской области;

- создание Кировского  областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства;

- создание 20 районных фондов поддержки малого предпринимательства и др.

Развитие системы гарантийного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Размер предоставляемого поручительства – до 70% от размера кредита. Оставшиеся 30% залога по кредиту предприниматели предоставляют самостоятельно.

Развитие системы кредитной кооперации.

Мероприятие позволяет упростить привлечение финансовых ресурсов субъектами малого предпринимательства, а так же привлечь свободные средства населения в реальный сектор экономики.

Кредитный кооператив – это некоммерческая организация, главной целью деятельности которой является обеспечение своих членов финансовыми ресурсами.

В 2012 году на территории Кировской области действовало 147 кредитных кооперативов. Всего в кредитную кооперацию вовлечено 10 010 членов-пайщиков, в том числе – 5 206 в кредитных потребительских кооперативах граждан и 4 804 – в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Кредитные кооперативы привлекли от населения 540,5 млн. рублей. Всего хозяйствующим субъектам выдано 15 483 займов на сумму 728,1 млн. рублей.

Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства.

- субсидирование части  затрат по выплате ежемесячных  лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя. Размер субсидии – 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ;

- договора финансовой аренды (лизинга). Размер субсидии – 100% затрат субъектам малого предпринимательства по уплате авансового платежа по договору финансовой аренды (лизинга). Максимальная сумма субсидии для субъектов малого предпринимательства, приобретающих автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых менее 3500 кг, - 150 тыс. рублей, автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых более 3500 кг, - 250 тыс. рублей, иные основные средства - 300 тыс. рублей;

- предоставление  грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, функционирующим менее 1 года, на уплату авансового платежа при заключении договора финансовой аренды (лизинга). Максимальный размер гранта на одного субъекта малого предпринимательства, приобретающего автотранспортные средства, - 200 тыс. рублей, иные основные средства - 300 тыс. рублей.

Развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства

Льготным кредитованием могут воспользоваться субъекты малого предпринимательства, функционирующие на рынке не менее 3 месяцев, обладающие устойчивым финансовым состоянием и предоставившие обеспечение возврата займа. В настоящее время им может быть предоставлено пять видов льготных займов:

- до 1 млн. рублей сроком  до 1 года. Размер процентной ставки  устанавливается по каждому заемщику  индивидуально и варьируется  от 7 до 9,5% годовых. Размер ставки  зависит от цели займа, от отрасли  деятельности заемщика, от размера  предоставленного обеспечения и социальной значимости проекта;

- от 500 тыс. до 2,5 млн. рублей  сроком до 2-х лет на приобретение  основных средств (льготный инвестиционный  займ). Процентная ставка варьируется  от 11,5 до 14% годовых;

- до 100 000 рублей, сроком до 1 года, под ставку 10 % годовых. Основными требованиями к заемщикам являются 100% обеспечение займа и отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней. Особенностями данного вида льготного кредитования является упрощенный порядок предоставления займов: минимальный пакет запрашиваемых документов и короткие сроки их рассмотрения;

-  до 1 млн. рублей, сроком  до 1 года, под ставку  5,5% годовых (только для приоритетной группы  заёмщиков, в которую включены  малые предприятия, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, организующие социально-ориентированный бизнес, а также начинающие предприниматели, малые инновационные компании и резиденты парковых зон);

-  до 1 млн. рублей, сроком  до 6 месяцев, под ставку  8% годовых  независимо от вида деятельности  предпринимателя (кредитный продукт  «Быстрый оборот»).

За отчётный период льготные займы предоставлены 946 СМП на общую сумму 498,8 млн. рублей.


 

Большую поддержку малому предпринимательству оказывает создание инфраструктуры для эффективного ведения бизнеса. Под этим понимают комплекс услуг:

- консалтинг по широкому кругу вопросов;

- юридическая помощь;

- бухгалтерское сопровождение;

- обучение кадров и подбор персонала;

- предоставление льготных кредитов;

- составление бизнес-планов, в т.ч. безработным гражданам;

- содействие в привлечении банковских кредитов;

- представление и защита интересов субъектов малого

            предпринимательства в органах власти и местного самоуправления;

- оказание содействия в оптимизации налогообложения и т.д.

Одним из приоритетных направлений Программы является создание в муниципальных образованиях бизнес-инкубаторов, предоставляющих начинающим предпринимателям офисные и производственные помещения на льготных условиях и оказывающих комплекс услуг, необходимых для успешного старта бизнеса.

За период реализации областных программ было создано 3 бизнес-инкубатора в городах Кирово-Чепецк, Слободской и Уржум. В настоящее время в бизнес-инкубаторе размещены 6 начинающих предпринимателей:

    • предоставление услуг маникюра и педикюра,
    • производство отделочных и сантехнических работ,
    • управление недвижимым имуществом,
    • розничная торговля, осуществляемая через компьютерные сети.

В рамках координационного совета с предпринимательским сообществом обсуждаются различные вопросы, касающиеся реализации государственной политики в сфере малого бизнеса, а также вырабатываются конкретные рекомендации по развитию предпринимательства в регионе, которые доводятся до органов власти всех уровней. [4]

 

3.2 Поддержка малого бизнеса в Лузском районе Кировской области.

Одним из направлений в областной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы является оказание содействия  органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства.

Созданная в Лузском районе  «Муниципальная  программа, направленная на развитие общественной инфраструктуры муниципального образования Лузский муниципальный район Кировской области», среди своих направлений, имеет и направление  «Развития  малого и среднего предпринимательства».

В связи с закрытием в  2005 году основного  градообразующего предприятия «Лузского лесопромышленного комбината», район оказался на грани социальной катастрофы, около 2000 человек лишились рабочих мест.

Возможности для  восстановления ЛПК не было, поэтому поправить ситуацию мог только малый бизнес.

В настоящее время наибольшее количество субъектов малого предпринимательства в районе представлено предприятиями лесозаготовки, лесопереработки и торговыми предприятиями. Наибольшую значимость представляют предприятия лесопереработки, притом, чем глубже перерабатывается древесина  на территории района, тем более выгодно это для  района в целом.

В этом случае большое значение имеет поддержка субъектов малого предпринимательства.

Являясь муниципальным районом  Кировской области, субъекта Российской Федерации, в Лузском районе  используется та же система поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере налогообложения:

    • упрощенная система налогообложения;
    • единый налог на вмененный доход;
    • налоговый кредит и др.

Несмотря на  предложенные системы налогообложения,  субъекты малого предпринимательства находятся  в довольно тяжелом положении. Так, по данным районного отдела статистики, в связи с резким увеличением оплаты страховых взносов в 2013 году, за 6 месяцев 2013г. в Лузском районе прекратили деятельность  25 индивидуальных предпринимателя, что составляет 21 % от  общего их числа.

В районе, где большая часть рабочих мест сосредоточена в секторе малого бизнеса, поддержка этих субъектов экономики должна занимать приоритетные позиции в социально- экономическом развитии  муниципального района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, определенная доля риска.

Развитию малого предпринимательства в современной России придается большое значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным.

Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования. Фактически текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой подавления либо стимулирования малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям.

1.Предоставление налоговых льгот в рамках традиционной действующей налоговой системы:

  • субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов;
  • малые предприятия, занятые в сфере производства товаров народного потребления, строительстве и некоторых других, не уплачивают налог на прибыль в первые два года работы;
  • субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по итогам работы за квартал, без уплаты авансовых платежей;
  • предоставление малым предприятиям налогового кредита в размере 10% годовой выручки путем отсрочки налогового платежа в бюджет субъекта РФ, но не более чем на 50%.

2. Упрощение системы учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Переход на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения.

- для юридических лиц:

  • замену большинства налогов федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом на доход;
  • упрощение бухгалтерского учета и отчетности;
  • уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов;

 

- для индивидуальных  предпринимателей:

  • замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента;
  • ведение книги доходов и расходов;

- для физических лиц:

  • ведение книги доходов и расходов.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время на территории Кировской области реализуется  областная целевая программа (ОЦП) «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы. Среди основных  направлений программы:

    • совершенствование нормативно-правовой базы в сфере поддержки и развития малого предпринимательства;
    • формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
    • развитие системы гарантийного кредитования субъектов малого предпринимательства;
    • развитие системы кредитной кооперации;
    • субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства;
    • развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства.

В работе, помимо прочего, рассмотрены различные формы  государственной поддержки малого бизнеса,  приведены конкретные примеры.

Делая итог работы, следует отметить, что  субъектам малого предпринимательства в условиях рыночных отношений необходима поддержка государства, стимулирующая их развитие, модернизацию, расширение производства. Именно сектор малого и среднего предпринимательства создает слой населения, так называемый «средний класс», являющийся основой  социально – развитого и политически  стабильного  общества.

 

 

 

Библиографический список.

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] (измен. от 30.12.2008 г.)//Российская газета. – 2009. – 21 янв. (№7).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: ФЗ от 05.08.2000 г. № 117 – ФЗ (в ред. ФЗ от 04.12.2007 г. № 324 – ФЗ с изм. от 30.04.2008 г.) – Кодексы и Законы Российской Федерации. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 992 с.
  3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: ФЗ РФ от 24.07.2007г. №209-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2008 г. №160-ФЗ) // Российская газета. – 2007. – 31 июля. (№164).
  4. Аналитическая записка о реализации в 2012 году мероприятий ОЦП «Поддержка и развитие малого и среднего  предпринимательства в Кировской области»  на 2010-2014 годы
  5. Блинов, А. Малое предпринимательство и большая политика http://www.coolreferat.com/Малое предпринимательство и большая политика
  6. Налоговая поддержка малого бизнеса gazeta.ru›business/2013/06/06/5370215.shtml
  7. Поддержка малого предпринимательства http://lawedication.ru/podderzhka-malogo-predprinimatelstva-2014.html
  8. Сущность и значение налоговой политики zdos.ru/nauka/view_art.php?id=352&cat=referati
  9. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008. 225 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

 

УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением

                                                                                                        администрации 

Лузского района

   от _______№____

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальная  программа,

направленная на развитие общественной инфраструктуры

 

муниципального образования

Лузский муниципальный район

Кировской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения

1.1. Наименование муниципального  района - Лузский муниципальный район Кировской области

1.2. Городские и сельские  поселения, входящие в муниципальное  образование:

 

Название муниципального образования

Число  
домохозяйств

Численность населения

Лузское городское поселение

7657

11833

Лальское городское поселение

2900

4814

Папуловское сельское поселение

630

1153

ИТОГО

11187

17800

     

Информация о работе Налоговая поддержка малого бизнеса