Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:45, реферат
Целью работы является изучение главных направлений совершенствования налоговой политики РФ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить цели налоговой политики государства на краткосрочную перспективу;
- обозначить государственные органы и документы, которые осуществляют налоговую политику РФ;
- изучить основные направления повышения эффективности налогового администрирования;
- проанализировать реформирование ЕСН и введение страховых взносов работодателей;
- изучить направления совершенствования налогообложения добычи нефти и природного газа;
- провести сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджет РФ за 2010 и 2011 годы.
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Реализация и совершенствование налоговой политики РФ по отдельным направлениям ..................................................................................... 5
1. 1. Реализация налоговой политики в РФ ............................................... 5
1. 2. Повышение эффективности налогового администрирования как стратегическое направление совершенствования налоговой политики .......... 8
1. 3. Реформирование ЕСН как стратегическое мероприятие налоговой политики ............................................................................................................... 13
1.3. 1. Тарифы страховых взносов в 2012–2013 годах ................. 14
1. 4. Совершенствование налогообложения добычи нефти и природного газа .........................................................................................................................18
1. 5. Иные мероприятия налоговой политики ......................................... 20
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ налоговых поступлений в бюджет РФ 2010 и 2011 гг. ............................................................................................................... 21
2.1. Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ ......... 21
2.2. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет .......................................................................................... 24
2.3. Налоговые поступления в консолидированные бюджеты РФ ....... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................ 29
Упрощение процедур, связанных с взиманием НДС, отмеченное в докладе ВБ, связано с введением электронных счетов-фактур, что стало альтернативой бумажному документообороту.
«Сокращен перечень документов для применения нулевой ставки НДС: теперь выписка банка не нужна. Определен точный перечень услуг облагаемых по нулевой ставке», - сказал Мишустин.
Еще одно направление в деятельности Федеральной налоговой службы - это повышение качества работы с налогоплательщиками.
«В начале 2012 года было проведено комплексное социологическое исследование по оценке качества работы налоговых органов с налогоплательщиками. Согласно полученным данным интегральный индекс удовлетворенности качеством обслуживания налогоплательщиков составил 75,4%, увеличившись с 2008 года (67,6%) на 11,5 процентных пункта», - заключил руководитель ФНС России, добавив, что именно совокупный результат развития по всем этим направлениям нашел свое отражение в рейтинге.5
Эффективное осуществление налогового администрирования, по мнению Правительства РФ, позволяет достичь одной из целей налоговой политики - снижения налоговой нагрузки на бизнес. Процесс реализации данного положения осуществляется, в первую очередь, через улучшение качества контрольных мероприятий в области налогообложения, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Задача повышения эффективности проведения контрольных мероприятий в области налогообложения является одной из наиболее актуальных для Российской Федерации ввиду высокого уровня нарушений налогового законодательства.
Реализация
указанной задачи позволит увеличить
собираемость налоговых доходов, а
также повысить грамотность
Кроме того, с помощью налогового администрирования государство создает стимулы для развития хозяйства путем ведения в законодательство норм, предусматривающих определенные налоговые льготы и гарантии ля субъектов хозяйственной деятельности. Так, основные направления на 2010 -2011гг. предусматривали, в частности, совершенствования порядка представлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов, расширение возможностей получения инвестиционного налогового кредита, уточнение сроков и процедур взыскания задолженности по уплате налогов. Другим немаловажным изменением в законодательстве стало введение ограничений на количество проверок предприятий малого бизнеса.
Данные мероприятия направлены на поддержание баланса интересов между государством и хозяйствующими субъектами посредством избавления налогоплательщиков от излишнего административного давления и сохранения за налоговыми органами достаточных полномочий по контролю за соблюдением налогового законодательства. Мероприятия по эффективному осуществлению налогового администрирования являются особенно актуальными на современном этапе – в период мировой финансовой нестабильности. Это обусловлено необходимостью поддержания и даже сокращения налоговой нагрузки на бизнес в елях стимулирования его развития и сохранения потребительского спроса в стране в условиях возрастающих расходных обязательств бюджетной системы и неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры. Подобные меры демонстрируют доверие властей к хозяйствующим субъектам, а также ориентацию Правительства РФ на сотрудничество с деловым сообществом в борьбе с негативными последствиями финансовой нестабильности.
Улучшение качества налогового администрирования является одной из важнейших задач государства в вопросе реализации налоговой политики, обеспечивающей стабильное развитие налоговой системы страны.
2. 3. РЕФОРМИРВАНИЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Одним из крупномасштабых
направлений в стратегии
Необходимость столь радикального изменения была обусловлена рядом факторов. Во-первых, в силу конструкции ЕСН на протяжении нескольких лет наблюдалось снижение эффективной ставки налога. Так, до 2010 г. ЕСН взимался по регрессивной шкале ставок, причем пороги регрессии не индексировались с момента их введения. Подобная политика Правительства РФ привела к тому, что размер эффективной ставки ЕСН начиная с 2006 г. снижался темпами, составляющими около 1 п.п. в год. В целях предотвращения дальнейшего снижения эффективной ставки ЕСН Правительство РФ приняло решение и ее восстановлении на уровне 2005 г. (начиная с января 2010 г.), о недопущении ее снижения в будущем, а также реализации мер, направленных на полную уплату ЕСН всеми налогоплательщиками, производящими выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам.6
Для реализации поставленных задач был проведен ряд мероприятий. Так, с 01.01.2010 был введен в действие Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», распространяющий свое действие на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды в связи с отменой единого социального налога.
В указанном законе не предусмотрено регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов. Начиная с 2011 г. предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы. Как отмечает Правительство РФ, индексация порогов регрессии не означает повышения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Скорее, период постоянного снижения эффективной ставки налогообложения фонда оплаты туда в течение 4 лет (с 2006 по 2009 г.) следуют рассматривать как период предоставления временной налоговой льготы налогоплательщикам.7
Таким образом, большая часть задач, поставленная Правительством РФ в рамках реформирования ЕСН на долгосрочную перспективу, реализована. В перспективе, к 2020г., Правительство РФ планирует также увеличить ставки пенсионных взносов на 3 % в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров. Полученные средства планируется направить на финансирование страховой части пенсии.8
1. 3.1. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2012-2013 ГОДАХ
В рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2012–2014 годах в части, касающейся снижения размеров тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, принят Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ. Документ вносит изменения в целый ряд законов и, в первую очередь, в законы: «О страховых взносах во внебюджетные фонды», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете». Изменения вступили в силу в 1 января 2012 года.
В течение 2012-2013 годов максимальный
тариф страховых взносов понижен с 34 до
30 процентов. Он будет применяться к выплатам,
начисленным в пользу работника, которые
не превышают 512 тыс. рублей в 2012 году и
573 тыс. рублей в 2013 году.
Также, предусмотрено, что в случае превышения
предельной величины базы для начисления
страховых взносов возникает обязанность дополнительных
отчислений в Пенсионный фонд. Размер дополнительного
тарифа в Пенсионный Фонд составит
10 % от суммы превышения фактически выплаченной
заработной платы предельной величине
базы для начисления страховых взносов.
Это актуально для работодателей, у которых
заработная плата работников в 2012 году
превысит 42666 руб., а в 2013 году - 47750 руб.
в месяц. Т.е. если выплаты, начисленные
в пользу работника в 2012 году, превысили
512 тыс. руб. и составили, например, 600 тыс.
руб., то дополнительно необходимо перечислить
еще 10 процентов от 88 тысяч руб., которые
составили разницу.
Начиная с 2012 года, упразднили начисление
страховых взносов в территориальный
фонд обязательного медицинского страхования.
Взносы начисляются только в федеральный
фонд ОМС.
Таблица 2.Тарифы страховых взносов на 2012г.
начисления страховых взносов |
Тариф страхового взноса | ||
Пенсионный фонд РФ |
Фонд социального страхования РФ |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | |
Не более установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов |
22,0 % |
2,9 % |
5,1 % |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов |
10,0 % |
0,0 % |
0,0 % |
Переходный период, в течение которого отдельные категории плательщиков страховых взносов будут иметь пониженные тарифы, продлен до 2027 года.
Правом на пониженные тарифы в 2012 году могут воспользоваться отдельные категории работодателей.
Во-первых, средства массовой
информации (радиовещание и телевидение
(по направлениям отдых, культура, спорт);
издательство и полиграфия). Для
них установлены следующие
Во-вторых, сельхозтоваропроизводители, плательщики ЕСХН, общественные организации инвалидов и созданные ими учреждения социальной сферы (100-процентное владение имуществом этих организаций) и организации, где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля их заработной платы не менее 25 процентов, а также те, кто использует и оплачивает труд инвалидов I, II, III группы. Они рассчитывают тарифы страховых взносов по ставкам:
В-третьих, организации сферы информационных технологий, резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, выплачивающие доходы на этой территории, хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, применяющие УСН.
Такие плательщики рассчитывают взносы по следующим тарифам:
1. 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ПРИРОДНОГО ГАЗА
Следующее стратегически
важное направление в налоговой
политике государства –
Реформирование данного направления является важным шагом не только с точки зрения улучшения налогового администрирования данной отрасли, но и с точки зрения бюджетной политики, поскольку налоговые поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются основными в составе доходов федерального и консолидированного бюджетов и позволяют поддерживать относительно низкий уровень налоговой нагрузки на другие секторы экономики.9
Законодательство
в области налогообложения
В рамках указанных направлений был установлен ряд мероприятий. В частности, с 2009г. был увеличен необлагаемый минимум при расчете ставки НДПИ на нефть с 9 до 15 долл. за баррель, были расширены возможности по применению понижающего коэффициента при добыче нефти на которых установлены «налоговые каникулы».
Данные решения приведут к тому, что нефтегазовые доходы в ВВП в 2023г. будут существенно ниже (на 5, 7 п.п.) аналогичных показателей 2007г. Количественные характеристики существующей системы изъятия рентных доходов у нефтяной отрасли (объем поступающих в бюджет доходов) в среднесрочной перспективе будут являться объектом особого контроля, так как они обеспечивают бюджетную стабильность и стабильность налогового бремени в прочих секторах.
С 1 января 2012 года ставка НДПИ на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную установлена в размере 446 руб., а с 1 января 2013 года - 470 руб. за тонну.
С 1 января 2012 года ставка НДПИ на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья составила 251 руб. за 1000 кб. м. газа, с 1 января 2013 года - 265 руб.