Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы определить основные характеристики и особенности налоговой политики и выявить проблемы и перспективы совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание и инструменты налоговой политики;
- изучить виды налоговой политики государства;
- выявить особенности налоговой политики Республики Беларусь;
- выявить проблемы развития и показать направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 4
1 Налоговая политика государства: сущность, инструменты, виды 6
1.1 Сущность налоговой политики государства, ее цели и инструменты 6
1.2 Виды налоговой политики государства 11
2 Налоговая политика Республики Беларусь 17
2.1 Особенности налоговой политики Республики Беларусь насовре-менном этапе 17
2.2 Проблемы развития и направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А Доходы консолидированного бюджета 32
Приложение Б Доходы республиканского бюджета 33
Приложение В Доходы местных бюджетов 34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_налоговая_политика_д.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Примечание – Собственная разработка на основе [2], [13, с.17-23], [17, с.64-66].

 

Как видим, произошло  повышение всех показателей. На протяжении последних 11 лет самый большой  процент проходится на НДС и доходы от внешней торговли.

Формирование налоговых  доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%).

Изменение структуры  налоговых доходов по сравнению  с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).

Современная финансовая наука и практика для оценки величины налогового давления оперирует такими показателями как уровень централизации финансовых ресурсов государства и налоговая нагрузка на экономику. Уровень налоговой нагрузки на экономику всегда несколько ниже показателя централизации финансовых ресурсов.

Так, благодаря неналоговым поступлениям за 2010 год сформировано около 12 процентов доходов государственного бюджета. Соответственно, при централизации финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета на уровне 44,6 процента налоговая нагрузка на экономику с учетом отчислений в фонд социальной защиты населения составила 40,3 процента (см. таблицу 2.4).

 

Таблица 2.4 - Информация об уровне централизации и налоговой нагрузке по Республике Беларусь и зарубежным странам % к ВВП за 2010 г.

 

Уровень централизации финансовых ресурсов государства

Налоговая нагрузка на экономику

Дания

65,3%

49,9%

Бельгия

57,4%

44,0%

Италия

57,4%

39,1%

Великобритания

56,5%

37,3%

Франция

52,1%

44,4%

США

42,2%

28,0%

Российская Федерация

31,3%

26,1%

Республика Беларусь

44,6%

40,3%


Примечание – Собственная разработка на основе [2], [13, с.17-23], [17, с.64-66].

 

Величина налоговой нагрузки на экономику, сложившаяся в 2010 году в Республике Беларусь, вполне сопоставима с аналогичным показателем по странам с развитыми рыночными отношениями, хотя несколько выше, чем в некоторых странах СНГ. Это связано с высокой социальной ориентированностью белорусского бюджета и проведением мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На финансирование столь значимых расходных статей нашим государством ежегодно направляется более половины финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках республиканского бюджета.

В 2010 году налоговая система  республики не претерпела существенных изменений как по количеству налогов, так и в части методологии  их исчисления. В результате за 2010 год величина налогового бремени на экономику республики без учета отчислений в Фонд социальной защиты населения составила 29,4% и по сравнению с 2009 годом практически не изменилась.

В 2011 году в налоговую  систему республики Беларусь были внесены  следующие изменения:

- отменено пять платежей  в бюджет (местный сбор на развитие  территорий -3% с прибыли, местный  налог на услуги -5 % с выручки,  три платежа в составе экологического  налога);

- сокращена периодичность  уплаты НДС – плательщикам  предоставлено право отчитываться и уплачивать НДС поквартально, отменены авансовые платежи по НДС;

- введено декларирование  налога на прибыль по итогам  за год с квартальной уплатой  текущих платежей;

- упрощен порядок и  увеличен объем налоговых вычетов  по НДС;

- сокращен объем справочных сведений налоговых деклараций;

- продолжено расширение  сферы применения СЭД.

Структура налоговой нагрузки, сложившаяся в 2005-2011 годах, приведена на таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Структура налоговой нагрузки за 2005 - 2012 гг., % в ВВП

 

2005 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Смешанные налоги

3,8

2,4

2,4

0,8

0,7

Прямые налоги

9,5

8,4

9,1

7,9

8,3

Косвенные налоги

18,9

18,5

17,9

16,8

17,1


Примечание – Собственная разработка на основе [2], [13, с.17-23], [17, с.64-66].

 

Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, упрощением порядка исчисления налоговых обязательств, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста в сопоставимых ценах 103,3 процента) по отношению к росту ВВП (темп роста – 105,3 процента).

В структуре налоговой  нагрузки наибольший удельный вес в  ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с 2010 годом он снизился на 1,1 процентного пункта.

Профицит бюджета сектора  государственного управления за 2011 год  составил 8,3 трлн. рублей, или 3,0 процента к ВВП. Профицит республиканского бюджета  составил 2,2 трлн. рублей, или 0,8 процента к ВВП. Профицит бюджета это превышение доходов бюджета над его расходами. Для Республики Беларусь это положительная динамика.

По итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0% ВВП (в 2011 году – 28,8% ВВП) [9].

Основная доля доходов  консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18% [9].

Формирование налоговых  доходов за 2012 год на 91,5% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), подоходного налога (14,0%), акцизов (8,1%), налогов на собственность (3,8%) [9].

Изменение структуры  налоговых доходов по сравнению с 2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,4 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли [9].

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2012 году составили: по налогу на добавленную стоимость 45,5 трлн. руб. (увеличение к 2011 году в реальном выражении на 7,8%); по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 25,5 трлн. руб. (увеличение на 5,6%); по налогу на прибыль 19,5 трлн. руб. (увеличение на 41,2%); по подоходному налогу 19,3 трлн. руб. (увеличение на 30,3%); по акцизам 11,2 трлн. руб. (увеличение на 25,5%); по налогам на собственность 5,2 трлн. руб. (увеличение на 27,8%) [9].

Данные о доходах  консолидированного бюджета, республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь за 2011-2012 гг. приведены в  Приложениях А, Б и В.

 

 

2.2 Проблемы  развития и направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь

 

 

Согласно Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы основная цель налоговой политики на эту пятилетку  – это повышение конкурентоспособности  применяемой в республике налоговой  системы при безусловном выполнении доходной части государственного бюджета всех уровней.

Главными задачами в  этой сфере являются:

- совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение  по их составу и периодичности  уплаты к налоговым системам развитых стран;

- радикальное упрощение  процедур налогового администрирования  и контроля, укрепление позиций  страны в мировых рейтингах.

В национальной налоговой  системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов должно позволить к концу 2015 года снизить налоговую нагрузку до 26% к ВВП.

В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 36,1 % в 2008 г. до 27,2 % в 2012 г.

Перед налоговым ведомством сейчас стоит непростая задача - в условиях снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков обеспечить поступление доходов в бюджет в полном объеме, обеспечивающем выполнение социальных обязательств государства. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так возможно обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Уменьшение налоговой  нагрузки на субъектов малого предпринимательства  произошло за счет снижения с 5% до 3% и с 7% до 5% ставок налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), а также упразднения ставки налога при УСН в размере 15 % от валового дохода и введения 3%-ной ставки к выручке от реализации в розничной торговле приобретенных товаров. В результате этих изменений установлена единая налоговая база в виде валовой выручки, а также сокращено количество ставок налога при УСН с шести до четырех, что не только уменьшает налоговую нагрузку при применении УСН, но и упрощает администрирование налога [15, с.44].

Также снижена налоговая  нагрузка на доходы физических лиц  облагаемых подоходным налогом, путем  увеличения размеров налоговых вычетов, увеличения действующих  и дополнительного  введения новых льгот.

С целью максимального  упрощения порядка расчетов и  уплаты налогов, составления налоговой  отчетности и улучшения налогового администрирования в Беларуси с 2013 г. осуществлен переход на налогообложение  НДС, акцизами, налогом на прибыль  по принципу начисления. С 2013 г. в Налоговом кодексе реализованы также положения, связанные с сокращением налоговых льгот и оптимизацией порядка осуществления налоговых вычетов по НДС. Так же сегодня на практике реализован механизм переноса убытков прошлых лет на будущие периоды по налогу на прибыль, изменен подход к формированию инновационных фондов.

С 2013 года для индивидуальных предпринимателей изменен срок представления  налоговой декларации по единому  налогу и его уплаты (доплаты). Указанный  срок перенесен с 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, на срок - не позднее 1-го числа месяца, в котором осуществляется деятельность.

С этого года предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением  работ) не производят дополнительную уплату единого налога в размере 60 процентов за каждого работника, привлекаемого к осуществлению предпринимательской деятельности. Вместе с тем, эти предприниматели производят исчисление и уплату единого налога исходя из количества обслуживающих объектов, используемых в предпринимательской деятельности.

Результатом упрощения  налогового администрирования стало  продвижение Беларуси в международных  рейтингах. Наша страна в исследовании Всемирного банка «Doing Business-2013» вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась существенного прогресса по индикатору «Налогообложение». В очередном отчете по показателю «Налогообложение» Беларусь поднялась на 27 пунктов, достигнув 129-го места.

Дальнейшее совершенствование  налогового законодательства в отношении  налогообложения субъектов хозяйствования будет осуществляться путем внесения предложений по следующим направлениям:

* сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата;

* совершенствование налогового администрирования, основанного на сегментации плательщиков;

* изменение порядка налогообложения высокодоходных групп плательщиков;

* применение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;

Информация о работе Налоговая политика государства