Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:04, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов бюджета. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов, а в России - еще и ресурсных.
Введение………………………………………………………………....2
1.Экономическая сущность налогов и их классификации…………...5
1.1 Понятие, классификация и функции налогов. Принципы налогообложения…………………5
1.2 Основные принципы формирования налоговой системы РБ.
1.3 Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету налогов, исчисляемых из выручки………………….…..…..13
2. Учет налогов, исчисляемых из выручки………………….………..18
2.1 Задачи учета налогов, исчисляемых из выручки……………..…18
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………....24
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………..27
3. Совершенствование учета налогов, исчисляемых из выручки………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………….………………….36
Литература……………………………………………………..………38
Содержание
Введение………………………………………………………
1.Экономическая сущность
налогов и их классификации…………
1.1 Понятие, классификация
и функции налогов. Принципы
налогообложения………………………………………
1.2 Основные принципы
1.3 Краткий аннотированный
обзор законодательной и
2. Учет налогов, исчисляемых из выручки………………….………..18
2.1 Задачи учета налогов,
исчисляемых из выручки……………..…
2.2 Порядок исчисления
и уплаты налога на
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………..27
3. Совершенствование учета
налогов, исчисляемых из
Заключение………………………………………….……
Литература…………………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы заключается
в том, что бюджет Беларуси, в отличие
от развитых стран, ориентирован преимущественно
на косвенное налогообложение, и, как
следствие, за счет указанной группы
платежей формируется более половины
доходов бюджета. При этом прослеживается
четкая тенденция увеличения доли косвенных
налогов и сборов в структуре
бюджетных доходов, тогда как
в странах с развитой рыночной
экономикой основная часть бюджетных
поступлений обеспечивается за счет
прямых налогов, а в России - еще
и ресурсных. Активное использование
в отечественной практике налогообложения
этих налогов связано с
Президент Республики Беларусь
А. Лукашенко отметил, что “упрощение
налоговой системы и реально
снижение налогового бремени является
концептуальным вопросом дальнейшего
развития национальной экономики. Бюджет
страны должен формироваться с учетом
обновленной упрощенной налоговой
системы” [32, с.15]. Что касается строительного
комплекса так же были приняты
долгосрочные отраслевые программы, важнейшими
из которых являются: программа действий
Минстройархитектуры по реализации
долгосрочной инвестиционной политики
до 2015 г., программа обновления и
переоснащения активной части основных
фондов, строительных и специализированных
организаций
Реформирование экономики
определило изменение отношения
к налогам в области их практического
использования. Следует отметить, что
внимание к регулирующей функции
налога самым тесным образом связано
с возрастанием роли налогообложения
в социально-экономической
Общая теория налогов как
самостоятельная отрасль
Поэтому необходимо дополнительное теоретическое
и методологическое осмысление сущности,
функций, форм и внутренней структуры
налогов, уплачиваемых из выручки, а
также всего механизма
При этом следует отметить, что Республика Беларусь является страной с достаточно высоким уровнем налоговой нагрузки. Показатель общей налоговой нагрузки в нашей стране в 2011 году (46,4 %) уже несравним с соответствующими показателями развивающихся стран (Чехия- 39,3%, Россия- 34,9%, Венгрия- 38,3%)[17, с.56]. Немногие развитые страны могут позволить себе столь серьезное налоговое бремя на экономику. Что на наш взгляд является достаточно актуальным в настоящие время, так как в 2011 году налоговая нагрузка на косвенные налоги составила 16,5% по сравнению с прямыми и смешанными налогами она является наиболее высокой.
1.Экономическая
сущность налогов и их
1.1 Понятие, классификация и функции налогов. Принципы налогообложения.
Как всем известно, экономической базой и инструментом финансовой политики каждого государства являются налоги.
В современной литературе о налогах приводится множество определений различного рода, характеризующих налоги. Но при этом во всех этих определениях неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Это значит, что платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. В некоторых определениях указывается, что налоги – это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. В других определениях можно встретить указание на то, что налоги – это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. Обязанность по уплате налогов, в данном случае, может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским кодексом.[13]
Необходимость налогов вытекает
из классических функций государства,
которое выполняет
С учетом специфических черт можно дать следующее определение налогов. Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Финансовые отношения
между государством и хозяйствующими
субъектами и населением по формированию
централизованного денежного
Сущность любой экономической
категории раскрывается посредством
ее функций. Функция налога – это
проявление его сущности в действии,
способ выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента
Классификация налогов:
Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.
1) В зависимости от субъектов уплаты: физические и юридические лица.
2) По объекту обложения:
имущество, земля, капитал,
3) В зависимости от источника уплаты: з/п, выручка, доход, прибыль, себест-ть
4) По принадлежности к уровню власти:
а) Республиканские
устанавливаются
б) Местные устанавливаются
нормативными правовыми актами
местных Советов депутатов в
соответствии с Налоговым
5) По способу изъятия:
а) Прямые – взимаемые
государством непосредственно с
доходов или имущества
б) Косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Ими признаются НДС и акцизы, если иное не установлено Президентом РБ или нормами международных договоров, действующими для РБ.
6) По назначению:
а) Общие – поступают в единую кассу гос-ва. Предназначены для общегос мероприятий.
б) Специальные целевые
– имеют определенное
Экономическая сущность и функции налогов
Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы. [12, с.28].
Функции налогов являются
проявлением сущности налогов, способом
выражения их свойств. Функции налогов
показывают, каким образом реализуется
их общественное назначение как инструмента
распределения и
Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая.
Фискальная функция налогов
проявляется в бесперебойном
обеспечении государства
Последние десятилетия в
мировой практике характеризуются
резким увеличением налоговых
Фискальная функция отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства.
Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.
Налоги формируют большую часть государственного бюджета, который в свою очередь предназначен для развития науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс.
Отсюда следует, что налоговые отношения включают также стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).