Налоговая система Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов бюджета. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов, а в России - еще и ресурсных.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
1.Экономическая сущность налогов и их классификации…………...5
1.1 Понятие, классификация и функции налогов. Принципы налогообложения…………………5
1.2 Основные принципы формирования налоговой системы РБ.
1.3 Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету налогов, исчисляемых из выручки………………….…..…..13
2. Учет налогов, исчисляемых из выручки………………….………..18
2.1 Задачи учета налогов, исчисляемых из выручки……………..…18
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………....24
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………..27
3. Совершенствование учета налогов, исчисляемых из выручки………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………….………………….36
Литература……………………………………………………..………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Существуют следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий  плательщиков; понижение налоговых  ставок; целевые налоговые льготы; прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению  прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования затрат  на развитие производства и  жилищное строительство;

- малых форм предпринимательства;

- занятости инвалидов;

- благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной  сфер.

Преференции могут устанавливаться  в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой  льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Для стимулирующей функции  в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической  деятельности плетельщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее  воздействие оказывается возможным  через введение различных видов  налоговых льгот и преференций.

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс  перераспределения валового внутреннего  продукта. При этом одна его часть  направляется на расширенное воспроизводство  израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется  главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах, необходимых  для осуществления собственных  функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных и др.).

Сегодня регулирующие возможности  налогов настолько велики, что  их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном  процессе, оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения. Необходимость регулирования  экономических процессов порождена  функциями государства по регулированию  экономики. Экономические функции  государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности  и одновременно ответственности  за результаты производства.

Регулирующая функция  неотделима от других функций налогов. Расширение налогового методов изъятия  и мобилизации государством части  дохода хозяйствующих субъектов  происходит при постоянном соприкосновении  вех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

Таким образом, выделяют следующие  функции налогов: фискальная, перераспределительная  и регулирующая. Функции налогов  являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции  налогов показывают, каким образом  реализуется их общественное назначение как инструмента распределения  и перераспределения государственных  доходов.

Принципы налогообложения:

Под принципами налогообложения  следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали  и придают большое теоретическое  и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится  Адаму Смиту, который в своей  работе «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее  время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

1) принцип справедливости  подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов  правительства, каждый по возможности,  сообразно своей относительной  платежеспособности, т.е. соразмерно  доходу, которым он пользуется  под охраной правительства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им приведет к так называемому  равенству или неравенству обложения;

2)  принцип определенности  налог, который обязан уплачивать  каждый должен быть точно определен,  а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты  должны быть ясны и известны  как самому плательщику, так  и всякому другому;

3)  принцип удобства  каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для  плательщика;

4) принцип экономии каждый  налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана  плательщика возможно меньше  сверх того, что он приносит  государственному казначейству.

 Учение о принципах  налогообложения не стояло на  месте. Основные принципы, разработанные  А. Смитом, были изучены и дополнены  новыми, экономически обоснованными  положениями. В частности, немецкий  экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

1. этические принципы  обложения:

 • всеобщность налогов;

 • соразмерность обложения  с платежеспособностью;

2. принципы управления  налогами:

 • определенность  обложения;

 • удобности обложения  и взимания налогов для их  плательщиков;

 • дешевизна взимания;

3. народнохозяйственные  принципы:

 • надлежащий выбор  источников налогов;

 • правильная комбинация  совокупности налогов в такую  систему, которая обеспечивала  бы, при возможности соблюдения  этических принципов и принципов  управления, а также достаточность  поступления и эластичность на  случай чрезвычайных государственных  нужд.

Основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь

1. Каждое лицо обязано  уплачивать законно установленные  налоги, сборы (пошлины), по которым  это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может  быть возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы (пошлины), а также  обладающие установленными настоящим  Кодексом признаками налогов,  сборов (пошлин) иные взносы и  платежи, не предусмотренные настоящим  Кодексом либо установленные  в ином порядке, чем это определено  Конституцией РБ, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с  ним законами, регулирующими вопросы  налогообложения, актами Президента  РБ.

3. Налогообложение в Республике  Беларусь основывается на признании  всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление  налогов, сборов (пошлин) и льгот  по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности РБ, ее  территориальной целостности, политической  и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБлибо создающих в нарушение Конституции РБи принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление  особых видов таможенных пошлин  либо дифференцированных ставок  таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товаров  в соответствии с настоящим  Кодексом и таможенным законодательством.

 

1.2 Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету налогов, исчисляемых из выручки.

  1. Закон Республики Беларусь о «Бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. №3321-XXII (с изменением и дополнением) от 26 декабря 2007 г. № 302-3

Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые  к составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности Республики Беларусь.

  1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 30 мая 2003 года № 89 утверждено Постонавлением Минестерства финансов Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. №77.

Настоящая инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме  банков и других небанковских финансово-кредитных  организаций; организаций, финансируемых из Республиканского и/или местных бюджетов на основе бюджетной сметы, имеющих текущий счет в учреждениях банка и ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организации, финансируемых из бюджета) и индивидуальных предпринимателей (далее - организации) единые подходы к применению Типового плана счетов бухгалтерского учета (далее – Типовой план счетов) и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-з принят палатой представителей 15 ноября 2002г., одобрен советом республики 2 декабря 2002 г.

Настоящий Кодекс устанавливает  систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых  в республиканский и (или) местные  бюджеты, основные принципы налогообложения  в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления  налогового контроля, обжалования решений  налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает  права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым  законодательством.

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года, одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года

 

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 253, 2/1726) <H11000174>;

Закон Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 241-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 8, 2/1793) <H11100241>;

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877) <H11100325>;

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 330-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1882) <H11100330> - внесены изменения  и дополнения, вступившие в силу 1 января 2012 г., за исключением изменений  и дополнений, которые вступят  в силу 1 января 2013 г. и 1 января 2017 г.

Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь определяет порядок исчисления и уплаты всех налогов и специальных режимов  налогооблажения. По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогооблажения: состав плательщиков, объект налогооблажения, налоговые  базы, перечень налоговых льгот, а  так же порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговой  деклорации о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

  1. Постановления Минестерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009г. №87

Об утверждении  форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных  суммах отчислений в инновационный  фонд, книги покупок и о признании  утратившими силу некоторых нормативных  правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений.

  1. Указ Президента Республики Беларусь № 535 от 28 августа 2006 г. «Об освобождении от налога на добавленную стоимость некоторых категорий товаров» (с изменениями и дополнениями, в последней редакции от 9 марта 2010г. Указ прежидента Республики Беларусь № 143)

Указ об увеличении ставок налога на недвижимость, земельного налога и предоставлении льгот отдельным  категориям плательщиков, об освобождении от оплаты за питание отдельных категорий  учащихся общеобразовательных учреждений.

Информация о работе Налоговая система Беларусии