Налоговая система Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бюджет Беларуси, в отличие от развитых стран, ориентирован преимущественно на косвенное налогообложение, и, как следствие, за счет указанной группы платежей формируется более половины доходов бюджета. При этом прослеживается четкая тенденция увеличения доли косвенных налогов и сборов в структуре бюджетных доходов, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой основная часть бюджетных поступлений обеспечивается за счет прямых налогов, а в России - еще и ресурсных.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
1.Экономическая сущность налогов и их классификации…………...5
1.1 Понятие, классификация и функции налогов. Принципы налогообложения…………………5
1.2 Основные принципы формирования налоговой системы РБ.
1.3 Краткий аннотированный обзор законодательной и нормативной базы по учету налогов, исчисляемых из выручки………………….…..…..13
2. Учет налогов, исчисляемых из выручки………………….………..18
2.1 Задачи учета налогов, исчисляемых из выручки……………..…18
2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………....24
2.3 Порядок исчисления и уплаты акцизов…………………………..27
3. Совершенствование учета налогов, исчисляемых из выручки………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………….………………….36
Литература……………………………………………………..………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги.docx

— 68.22 Кб (Скачать файл)

Определить же рыночную цену работы или услуги, носящей индивидуальный характер, практически невозможно. Именно этими трудностями объясняется  то, что в нормативных актах  только формулируется понятие рыночной цены и указываются основные принципы ее определения, но не дается конкретный метод ее определения.

Все вышеизложенное свидетельствует  о том, что простота и доступность  восприятия налога на прибыль в данном случае не соблюдается.

Налогоплательщик вынужден прилагать время и средства на определение рыночных цен и аналогичной  продукции (привлечение оценщиков  для этих целей).

Важное значение для уменьшения налоговых обязательств имеет полное и правильное использование всех установленных законом льгот: вычетов  из облагаемой базы, налоговых кредитов, отсрочки уплаты налогов.

Все меры по минимизации  налоговых обязательств можно разделить  на две большие группы:

  • ведущие к уменьшению базы обложения, налоговой ставки или налогового оклада;
  • способствующие сдвигу прибыли на более поздние периоды и соответственно, отсрочке уплаты налогов.

Наиболее значительные вычеты из облагаемой прибыли предоставлены  предприятиям для стимулирования инвестиций.

Льготы можно рассматривать  как самый нестабильный элемент  налоговой системы, они постоянно  изменяются, пересматриваются, отменяются, сокращаются и т.д.

Во многих странах западной Европы налоговые льготы считаются  более эффективным средством  поддержки предприятий, чем бюджетные  субсидии.

Существует мнение, что  налоговые стимулы не способны оказать  решающего воздействия на развитие инвестиций, но, несмотря на это они  оказывают определяющее воздействие  на макроэкономический климат в стране.

Существуют сторонники и  противники налоговых льгот. Процесс  сокращения налоговых льгот, в особенности  носящих индивидуальный характер, в  целом позитивное явление. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога. Отмена всех налоговых льгот в принципе возможна, в условиях стабильной экономики, и существуют страны, где при таком  подходе минимален уровень налогообложения. Недостатки заключены не в самих  льготах, а в их неоправданном  применении.

Среди наиболее значимых по содержанию выступают льготы по капитальным  вложениям, которые можно разделить  на две группы: для отраслей сферы  материального производства освобождается  от налогообложения прибыль, например на финансирование капитальных вложений производственного назначения с целью развития собственной производственной базы; и на финансирование жилищного строительства. В отличие от предыдущей льготы последняя распространяется на все предприятия. Однако, эти льготы имеют ограничения они предоставляются только при условии полного использования предприятием сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату.

Существующие ограничения  в части их применения значительно  усложняют расчеты налогооблагаемой прибыли. При реализации или безвозмездной  передаче (в течение двух лет со дня получения льготы) основных средств  и объектов, при приобретении которых  предприятие получило указанные  льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль увеличивается на остаточную стоимость этих основных средств  в пределах сумм предоставленных  льгот.

Вопрос об упразднении  или сохранении этой льготы очень  важен. В настоящее время она  не выполняет той роли, которая  на нее возложена, по причине сильной  размытости и неконкретности. В определенной мере она дает возможность налогоплательщику  уходить от налогообложения. Основная цель, с которой была введена эта  льгота стимулирование инвестиций в  реальный сектор экономики. Но при этом механизме, который предусмотрен действующим  законодательством, эффективность  использования предприятием данной льготы крайне низкая.

Для того, что б оптимизировать налоги уплачиваемые из прибыли в  Россонском райпо следует провести ряд мероприятий:

– так как у Райпо райпо не все структурные подразделения находятся на территории одной административно-территориальной единицы, а на разных территориях установлен различный повышающий коэффициент при уплате налога на недвижимость, исчисление налога по таким объектам налогообложения производится по ставке налога с применением коэффициента, установленного на территории административно-территориальной единицы по месту расположения этих объектов налогообложения. Следовательно организации следует пересмотреть свои объекты налогообложения и повышающие ставки, это может привести к снижению размера уплаты налога на недвижимость.

– должны быть предприняты  необходимые действия по улучшению  структуры уплачиваемых налогов. Для  этого необходимо осуществление  комплекса мер по электронизации платежей и расчетов по налогам и  сборам, внедрению соответствующих  информационных технологий в Россонском райпо которые позволят не только более четко считать налогооблагаемую базу, но и оповещать своевременно о б изменениях в законодательной базе Республики Беларусь (электронный Главный бухгалтер);

– при исчислении налога на прибыль в Россонском райпо следует унифицировать методику формирования совокупного годового дохода (СГД), предусмотреть возможности его последующей корректировки, отнесение на вычеты расходов с дальнейшим определением налогооблагаемого дохода (вычеты по фиксированным активам, страховые премии, провизии по сомнительным безнадежным долгам и др.), право переноса убытков и конечное исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет.

Данные мероприятия могут  быть осуществлены внутри Россонского райпо, без помощи со стороны государства. Однако есть такие мероприятия по оптимизации уплаты налогов, которые могут быть предприняты исключительно государством.

Таким образом, можно сделать следующий  вывод: руководителям предприятий  необходимо досконально знать налоговую  систему и в частности ее раздел касающийся льгот для максимального  снижения суммы налогов, а значит и налоговой нагрузки. В свою очередь  государству, ради своей же выгоды, следует принять все возможные  меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия.

 

Заключение.

В ходе исследования была выявлена сущность налогов, их классификация, определены основные принципы налогооблажения были выделены основные документы по учету налогов, уплачиваемых из выручки, а так же определен порядок учета налогов из выручки. Нами были определены основные пути совершенствования учета налогов из выручки Россонского райпо. Таким образом, можно сделать выводы, что налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Налоги, уплачиваемые из выручки, относящиеся к косвенным налогам, - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Было рассмотрено множество классификаций налогов по различным признакам.

В курсовой работе я определила достоинства и недостатки косвенных  налогов, основные задачи налогов из выручки, которыми являются:

    • формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных, о величине объектов налогооблажения;
    • обоснование применяемых льгот и вычетов;
    • формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчетного (налогового) периода;
    • обеспечение раздельного учета при применении различных ставок налога или различного порядка налогооблажения;
    • обеспечение своевременной, полной и достоверной информации внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Были определены основные регистры:

    • Журнал-ордер №8
    • Главная книга (форма № ж-17)
    • Налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость
    • Книга покупок

На основе налогового кодекса  Республики Беларусь были изучены порядок  исчисления и уплаты налогов, уплачиваемых из выручки.

Мною было установлено, что  налог на добавленную стоимость, перечисляется в бюджет зачетным методом, сущность которого состоит  в перечислении в бюджет суммы  НДС, уменьшенного на величину уплаченного  НДС.

В Россонском райпо для учета расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемых из выручки, используется в соответствии с типовым планом счетов, синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором открывается субсчет 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, работ, услуг».

Были определены основные пути совершенствования учета, а именно, было предложено использование нового регистра налогового учета, который поможет систематизировать информацию о показателях, применяемых при исчислении НДС в Россонском райпо.

Основные средства предприятия  составляют основу его материально-технической  базы. Их рост и развитие, являются важнейшим  условием повышения качества и конкурентоспособности  продукции, а так же конкурентоспособности  самого предприятия.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов/И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2007. - 318с.
  2. Адаменкова, С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах ценообразования: (теория, практика), - 3-е изд., доп. И перераб. / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Мн.: Элаида, 2005.-568с.
  3. Алиев, Б.Х. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов/ Б.Х. Алиев. -М.:Юнити, 2005. - 250с.
  4. Алиев, Б.Х. Теоретические основы налогообложения: учеб. для вузов / Б.Х. Алиев, А.М. Абдулгалимов. - М.: Юнити, 2004 .- 98с.
  5. Бугаев, А. Учет выручки для целей налогообложения и бухгалтерского учета / А. Бугаев //Нац. бухгалт. учет. - 2005. - №14 (июль). - С.6-13.
  6. Бутько, Ю.В Косвенные налоги в Беларуси и в зарубежных странах / Ю.В. Бутько // Налоги Беларуси.- 2008.-№8(29 февраля). - С.84
  7. Василевская, Т.И. Налоги Беларуси: теория, методика и практика / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко. - Мн.: Белпринт, 1999. - 544с.
  8. Вулкова, Т.И. Управление финансами предприятия / Т.И. Вулкова. - СПб.: Питер, 2002. – 184 с.
  9. Дмитриев, К.О. О некоторых вопросах налогообложения учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, в 2006 году /К.О. Дмитриев //Консультант. - 2006. №10. - С.13-22.
  10. Инструкция о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость: утв. постановлением М-ва по налогам сборам Респ. Беларусь от 5 фев. 2007 г. № 22 // Гл. бухгалтер.- 2007. №8. - С.26.
  11. Инструкция Об утверждении формы налоговой декларации (расчета) о суммах исчисленных сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемых в 2007 году единым платежом, и некоторых вопросах ее заполнения: утв. постановлением М-ва по налогам сборам Респ. Беларусь от 5 фев. 2007 г. № 20 // Гл. бухгалтер. - 2007. - №8. - С 42.
  12. Косолапов, А.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов/А.И. Косолапов. - М.: Дашков и К, 2005. - 872с.
  13. Ковалева, Н.В. Основные направления в налоговом планировании: методики планирования / Н.В. Ковалева // Бухгалтерский учет и анализ.- 2007.-№ 4.- С.33-36.
  14. Киреева, Е.Ф. Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2007.-№1.-С.52-59.
  15. Киреева, Е.Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал.- 2006.-№1.-С.22-29.
  16. Налоги в Республики Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях: учеб. для вузов / В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред. В.А. Гюрджан. -Мн.: Светоч, 2002. - 256с.
  17. Никитин, С. Косвенные налоги: опыт развитых стран/С. Никитин //Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - №2. С.55-59
  18. Новик, С. Целевые платежи, исчисляемые из выручки, вопросах и ответах / С. Новик //Главный бухгалтер.- 2006. - №3. - С.63-71.
  19. Нестерова, В.В. Налоги и налогообложение: учеб.-метод. пособие /В.В. Нестерова. - Финансы и статистика, 2005. - 416с.
  20. Налоговый кодекс Республики Беларусь : [принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. ; одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г.]. – Минск : Амалфея, 2006. – 112 с.
  21. Налоги и налогообложение: учеб. /Н.Е. Заяц [и др.]; под общей ред. Н.Е. Заяц, - Минск.: Вы. шк., 2003. - 303с.
  22. Налоги и финансовое право / А.В. Брызгалин [и др.] // Аналитика-пресс: Центр. -1997.-С 87.
  23. Обухова, Л.А. Налоги на услуги: общие принципы и особенности введения местными Советами депутатов / Л.А. Обухова // Вестник М-ва по налогам и сборам Респ. Беларусь. -2008.-№ 1.-С.50-54.
  24. О бюджете Республики Беларусь на 2007 год: закон Респ. Беларусь от 18 янв. 2007 г. №193-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - №7. - С. 20-72.
  25. О бюджете Республики Беларусь на 2008 год: закон Респ. Беларусь от 26 дек. 2007г. № 303-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008.-№4.-С.5-70.
  26. О налоге на добавленную стоимость: закон Респ. Беларусь от 19 декаб. 1991 г. №1319-XII с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2006 г. № 190-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2007. - №3, 2/1287.
  27. Об итогах работы налоговых органов за 2007 год //Налоги Беларуси.- 2008.-№5.- С.5.
  28. Об акцизах: закон Респ. Беларусь от 19 дек. 1991 г., № 1321-Х11(в ред. закона от 29 дек. 2006 г., № 190-З.) НЭГ Информбанк- 2007.- 12 января.
  29. О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли: Указ Президента Респ. Беларусь от 4 авг. 2006 г. № 499 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.-2006.-№ 127.
  30. О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 – 2010 гг.: Указ Президента Респ. Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 2007.-№ 1/8650.
  31. “О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам административной ответственности за правонарушения в области финансов, банковской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования”: Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2007г. №273 //НЭГ Информбанк.- 2007.- 7авг (58).
  32. О социально-экономическом развитии Республики Беларусь (Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы: указ Президента Респ. Беларусь от12 июня 2006г., № 384 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс].
  33. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие для вузов /В.М. Пушкарева. — Москва, 1996. - 119с.
  34. Попов, Е.М. Налоги и налогообложение в Республики Беларусь : учеб. пособие для вузов системы потребкооперации / Е.М. Попов. – Гомель: ГКИ, 1997.-115с.
  35. Попов, Е.М. К вопросу о понятии сущности финансовых ресурсов // Бухгалтерский учет и анализ. -2008. -№ 1.-С.48-51.
  36. Попов, Е.М. Налоги в рыночной экономике (анализ налогообложения в Беларуси) // Бухгалтерский учет и анализ.- 2008.- №3.- С.27-32.
  37. Перов, А.В. Налоги и налогообложения: учеб. для вузов / А.В. Перов, А.В. Толкушин. - М.: Юрайт, 2004. -22 с.
  38. Процессуально - исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: [принятый Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобрен Советом Республики 1 декаб. 20 06 г.]. - Минск: Амалфея,2006.-С.140.
  39. Смирнов, Е.А. Налоговое законодательство и практика разрешения хозяйственными судами Республики Беларусь споров в сфере налоговых отношений / Е.А. Смирнов // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь. -2007.-№ 17.-С. 15-24.
  40. Салькова, О.С. О налогообложении предприятий /О.С. Салькова //Финансы.- 2007.- №4.-С.37.
  41. Философия права: Мысль, 1990.-C.423.2
  42. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 73.6

 


Информация о работе Налоговая система Беларусии