Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации работы налоговых органов с налогоплательщиками.
Задачи данной работы:
1. Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
2. Рассмотреть организацию работы налоговых органов с налогоплательщиками на примере «ТОРМ МИ ФНС России №7 по Чувашской республике в Урмарском районе»;
3. Выявить современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение 3
I. Налоговая система РФ 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Классификация налогов 9
1.3. Участники налоговых правоотношений 12
II. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками на примере «ТОРМ МИ ФНС России №7 по Чувашской республике в Урмарском районе» 14
2.1. Организационно-экономическая характеристика инспекции 14
2.2. Порядок учета и регистрации налогоплательщика 17
2.3. Формы контроля за налогоплательщиками 20
III. Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 23
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы 23
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение                                                                                                                 3

  1. Налоговая система РФ                                                                                     5

1.1. Сущность и функции налогов                                       5

1.2. Классификация налогов            9

1.3. Участники налоговых правоотношений           12

  1. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками на примере «ТОРМ МИ ФНС России №7 по Чувашской республике в Урмарском районе»                                                                                              14

2.1. Организационно-экономическая  характеристика инспекции         14

2.2. Порядок учета и  регистрации налогоплательщика                    17

2.3. Формы контроля  за налогоплательщиками          20

  1. Современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ                                                                                                            23

3.1. Проблемы реформирования  налоговой системы       23

3.2. Основные направления  совершенствования налоговой системы  РФ       25

Заключение          28       

Список использованной литературы                30

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги - важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными  средствами. Их должны предоставить все  заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Вводя налоги, государство  изымает у предприятий часть  их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Налоговая система России постоянно находилась в состоянии  трансформации. Менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически все субъекты экономики. Происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.

В настоящее время  налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам  отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма  государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики, этим и определяется актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью данной работы является изучение организации работы налоговых  органов с налогоплательщиками.

Задачи данной работы:

  1. Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
  2. Рассмотреть организацию работы налоговых органов с налогоплательщиками на примере «ТОРМ МИ ФНС России №7 по Чувашской республике в Урмарском районе»;
  3. Выявить современное состояние, проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.

 

 

 

 

 

 

I. Налоговая система  РФ

1.1. Сущность и функции  налогов

 

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[2]

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

Налоги нельзя сводить  только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью  создания общегосударственного фонда  для финансирования общегосударственных функций.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они  представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов  и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.[5]

Функции налогообложения - это проявление его сущности и  свойств. В первую очередь, в налогах  непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько  функций, в каждой из которых реализуется  то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную  систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К  числу основных функций налогов  относятся:

• фискальная;

• распределительная (социальная);

• регулирующая;

• контрольная;

• поощрительная.[18]

1. Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная  с IV века н.э., - единый общегосударственный  центр Римской империи, куда стекались  все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные  расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция  является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется  главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

2. Распределительная  (или как её ещё называют — перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

3. Регулирующая функция  налогов проявляется в государственном  регулировании экономики. Регулирующую  роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

4. Контрольная функция.  Через налоги государство осуществляет  контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. 

5. Поощрительная функция.  Порядок налогообложения может  отражать признание государством  особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности.[21]

 Согласно части  второй Налогового кодекса РФ  налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет  удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификация налогов

 

Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12 Налогового кодекса РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. [2]

Региональные – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  кодексом РФ и законами субъектов  РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и обязательные к  уплате на территориях субъектов РФ.

Местные – налоги и  сборы, устанавливаемые Налоговым  кодексом РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.[7]

В ст. 13–15 Налогового кодекса  РФ закрепляется следующая система  налогов и сборов.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

-налог на добавленную  стоимость (гл. 21 Налогового кодекса  РФ);

-акцизы (гл. 22 НКРФ);

-налог на доходы  физических лиц (гл. 23 Налогового  кодекса РФ);

-единый социальный  налог (гл. 24 Налогового кодекса  РФ);

-налог на прибыль  организаций (гл. 25 Налогового кодекса РФ);

-налог на добычу  полезных ископаемых (гл. 26 Налогового  кодекса РФ);

-водный налог (гл. 25.2 Налогового кодекса РФ);

-сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов (гл. 25.1 Налогового кодекса РФ);

-государственная пошлина  (гл. 25.3 Налогового кодекса РФ).

К региональным налогам  относятся:

-налог на имущество  организаций (гл. 30 Налогового кодекса  РФ);

-налог на игорный  бизнес;

-транспортный налог.

К местным налогам  относятся:

-земельный налог;

-налог на имущество  физических лиц.

Налоги подразделяются также на прямые и косвенные.

Прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными  доходами, реальные налоги исчисляются  в зависимости от предполагаемых доходов.

Косвенные налоги подразделяются на универсальные и специальные. Универсальным является налог, которым  облагается реализация практически  любого товара. Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и  неокладные. Окладные налоги исчисляются  налоговыми органами. К ним относится  ряд налогов, уплачиваемых физическими  лицами (транспортный налог, земельный  налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, считаются неокладными.

Информация о работе Налоговая система РФ