Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налоговой системы и определить основные проблемы ее совершенствования в современной России. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие, классификацию, роль налогов и их эволюцию, становление налоговой системы и различные точки зрения по ее совершенствованию.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных, зарубежных авторов, материалы из периодических изданий, интернет – ресурсы.

Содержание

Введение.......................................................................................................................5
1 Налоги: сущность, функции, классификация........................................................7
1.1 Экономическое содержание налогов, их эволюция...........................................7
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….....14
1.3 Классификация налогов……………………………………………………......18
2 Налоговая система РФ и ее особенности…………………………………….....21
2.1 Общая характеристика налоговой системы РФ……………………………....21
2.2 Анализ налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета РФ за 2009 – 2011 гг. …………………………………………………………………...…30
2.3 Проблемы налоговой системы РФ…………………………………………….34
3 Пути совершенствования налоговой системы РФ……………………………..38
3.1 Основные направления налоговой политики РФ на среднесрочную перспективу…………………………………………………………………………38
3.2 Меры повышения эффективности налогового администрирования………..40
Заключение……………………………………………………………………….…46
Список использованных источников……………………………………………...47
Приложение А - Функции налогов………………………………………………..49
Приложение Б – Классификация налоговналоговой системы России................50

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.64 Кб (Скачать файл)

Россию захлестнула волна  разоблачений связанных с незаконными  финансовыми операциями. Теневая  экономика - это вид экономической  деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил  и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны. [18]

Законодательство о налогах  стремительно меняется из года в год. Государство пытается усовершенствовать  налоговый кодекс, или хотя бы приблизить к тому идеалу налоговой системы, при которой возможно было бы нормальное процветание малого бизнеса и  уплата налогов, удовлетворявшая как  предпринимателя, так и государство.В 1998 году вступила в силу I часть Налогового кодекса, а с 1 января 2001г. II часть. Однако практика показывает, что и он нуждается в корректировке.И пока не будет достигнут максимальный уровень идеальной модели налогообложения, налоговый вопрос останется актуальным.

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования  налоговой системы РФ

3.1 Основные направления  налоговой политики РФ на среднесрочную  перспективу

 

Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Бюджетном послании определил 7 основных направлений налоговой политики в России.Как потребовал глава государства, в 2011 году и в среднесрочной перспективе «должно быть обеспечено решение» следующих основных проблем.

Во-первых, «необходимо ввести в действие, начиная с 2012 года, новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях». «Кроме того, следует предоставить возможность крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга, то есть ввести в законодательство Российской Федерации институт консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций».

Во-вторых, следует завершить  подготовку к введению местного налога на недвижимость, «чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году».

Кроме того, Дмитрий Анатольевич Медведевуказал, что «требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности». «Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и по земельному налогу.

Возможная отмена таких льгот  – это не только переход к более  справедливому способу распределения  собственных налоговых доходов  между субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями, но и способ повышения налоговой  автономии региональных и местных  властей, а значит – и ответственности за принимаемые ими решения», — подчеркивается в документе.

В-четвертых, Д.А. Медведев отметил «настоятельную необходимость, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой – в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций».

Помимо этого, должно быть обеспечено совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой  отрасли, табачной и алкогольной продукции.

Шестым направлением налоговой  политики обозначена необходимость «последовательно устранять те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию». «Для этого надо завершить уже начатую работу по мерам поддержки инновационного предпринимательства, реализация которых невозможна ввиду отсутствия соответствующих законодательно закрепленных механизмов», — говорится в послании.[19]

В связи с этим, глава  государства считает целесообразным внести изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем, чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении их 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность (для тех налогоплательщиков, которые пожелают ей воспользоваться) распространения повышающего коэффициента для учета в расходах затрат на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 на правоотношения, возникшие с 2009 года, с момента, когда была введена эта льгота.

В-седьмых, «требуется в ближайшее время определиться с параметрами перехода от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности к патентной системе налогообложения». Критерием должно стать создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.[13]

 

3.2 Меры повышения  эффективности налогового администрирования

 

По мнению ряда ведущих  экономистов России, под налоговым  администрированием следует понимать систему управления государством налоговыми отношениями, включающими осуществление  налогового контроля и работу налоговой  задолженностью, предоставление информационных услуг налогоплательщикам, а также привлечение к ответственности за налоговые правонарушения налоговых лиц и непосредственное управление системой налоговых органов.

Целью налогового администрирования  является обеспечение полного и  своевременного контроля за уплатой налогоплательщиками налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством.[20]

Налоговое администрирование  – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий.

Недостатки налогового администрирования  приводят к резкому снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличивают  вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений  регионов с федеральным центром  и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов только усиливают эти недостатки. Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положение налоговедения должно учитываться при организации системы управления налогообложением.

В последние годы, как в России, так и во всех развитых странах серьезной проблемой стало все большее усложнение налоговых процедур и правил. Для ее разрешения ведется масштабная перестройка всего налогового процесса, меняется система его управления, а также налоговыми органами, реализуются меры по упрощению и совершенствованию отношений с налогоплательщиками.[21]

Перестройка налогового процесса осуществляется по следующим направлениям:

1) приведение налоговых форм и процедур в соответствии с ценившимися производственными отношениями и ролью государства в воспроизводственном процессе;

2) повышение эффективности налоговой политики;

3) совершенствование налоговой системы;

4) повышение эффективности налогового контроля в налоговом процессе;

5)  предпочтение отдается распространению «дружелюбных» методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультаций, примирение по спорам в досудебном порядке и т.д.);

6) совершенствование учетной и налоговой деятельности;

7) модернизация налоговых органов;

8) совершенствование структуры налоговых органов (налоговое планирование и прогнозирование);

9) концентрация учетной, счетной и контрольной работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных;

10) выведение налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов;

11) маркетинговые исследования в налогообложении;

12) обеспечение налоговой безопасности.

Налоговое администрирование  – это особая сфера деятельности государства, перед которой стоят  следующие задачи:

1. Прогнозирование объемов  налоговых поступлений на среднесрочную  перспективу на основе прогнозных  расчетов роста доходности предприятий,  отраслей и всей экономики  в целом. На сегодня имеется  обширный зарубежный и некоторый  отечественный опыт составления  таких расчетов.

2. Разработка новых концепций  налогообложения, способствующих  развитию бизнеса без ущерба  для государственных социальных  программ.

3. Составление   налоговых   обоснований   для   обеспечения протекционистской политики в системе внешнеэкономической деятельности.

Выполнение   этих   задач   ускорит   адаптацию   отечественного налогообложения к  рынку. Это позволит ему интегрироваться  в международную систему координации  налоговых отношений.

Налоговое администрирование  должно прийти на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим элементом управления государством в целом.

Становление рыночных основ  управления экономикой и определение  роли государства в этом процессе – сложнейшая проблема. Ее пытались решать с момента появления самого государства.

Улучшение налогового администрирования в настоящее время является важнейшей задачей налоговой реформы. Совершенствование налогового администрирования должно постоянно преследовать цель приведения к тождественности значений суммы поступлений в бюджеты суммам налоговых обязательств (% от ВВП), определенных налоговым законодательством.[20]

Одним из приоритетных направлений  работы налоговых органов остается контрольная работа. Сегодня налоговое  законодательство РФ является одним  из самых либеральных в мире.

В результате законодательных изменений  полномочия налоговых органов были серьезно ограничены. Например, установлены  жесткие сроки взыскания задолженности, увеличивающие риски потери права  на бесспорное взыскание, а при неоднозначной  трактовке налогового законодательства судами, как правило, принимается  позиция налогоплательщика.

Таким образом, процесс налогового администрирования усложнился, и  к налоговым органам предъявляются  повышенные требования. Однако и в  таких сложных условиях из года в  год наблюдается рост доначислений по результатам налоговых проверок.

В то же время процент взыскания  не превышает и половины, а за I квартал 2010 года он составил 39%. Имеют  место факты некачественного  проведения проверок, несоблюдения всех процедур, установленных законодательством, неполный сбор доказательств налоговых  правонарушений, не учитывается сложившаяся  арбитражная практика. Все эти  недостатки влияют на принятие судом  и вышестоящим органом решений  по искам и жалобам налогоплательщиков в их пользу. А после вступления в силу с 1 января 2009 года обязательного  досудебного порядка обжалования  решений по проверкам выросло  число рассмотренных в досудебном порядке жалоб налогоплательщиков, особенно в части наиболее сложной  категории жалоб — на решения  по результатам камеральных и  выездных налоговых проверок. Их доля в общем количестве жалоб составляет более 60%. Например, по сравнению с 2007 годом количество представленных налогоплательщиками возражений в 2010 году увеличилось в 1,7 раза, а жалоб – в 1,8 раза. Соотношение количества жалоб на стадии досудебного аудита по сравнению с исками в суде составляет почти 2 к 1.

Таким образом, некачественное проведение проверок может сформировать у налогоплательщиков негативное мнение о Федеральной  налоговой службе в целом и  создать ощущение безнаказанности. Поэтому служба ставит перед собой  задачу повышения эффективности контрольной работы, побуждения налогоплательщиков к выводу из тени налоговой базы.

Качественная контрольная работа невозможна без оперативной координации  деятельности подразделений, от которых  зависит результативность контрольных  мероприятий, — отделов контрольной  работы, досудебного аудита и правовых отделов, а также без полноты  проведения контрольных мероприятий (осмотров, допросов, экспертиз и  т. д.).

Причем отделы досудебного аудита должны проводить постоянный анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков и оспаривания решений налоговых  органов в арбитражных судах, и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной  базы, привлекать к ответственности  специалистов и руководителей, совместно  с контрольными и юридическими подразделениями  вырабатывать единую стратегию и  тактику проведения контрольных  мероприятий.[23]

Одним из резервов повышения качества контрольной работы является более  эффективное использование возможностей информационных ресурсов налоговых  органов. Ближайшая задача — модернизация данных ресурсов, повышение мобильности  их работы, включая автоматизацию  отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения предпроверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой.

Качество налогового администрирования прежде всего отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Признавая необходимость развития услуг в области налогового консультирования, для построения отношений партнерства  необходима разработка и законодательное  утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в  действующем законодательстве положений.

В самом общем виде данная процедура  может состоять в следующем.

1. Налогоплательщик посылает  запрос в налоговый орган на  предварительное разъяснение положений  законодательства по налогам  и сборам.

2. Полученное разъяснение  имеет определенную законом (НК  РФ) юридическую силу.

3. Учитывая содержание  разъяснения, налогоплательщик либо  строго следует ему и рассчитывает  на правовую защиту при налоговых  проверках, либо имеет право  в судебном порядке оспорить  его до наступления события  (проведения операции или проверки  налогового органа).

Информация о работе Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования