Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение налоговой системы государства и основных перспективных путей реформирования налоговой системы Республики Беларусь.
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение методологических основ построения и основных элементов налоговой системы государства;
- рассмотрение функций налоговой системы государства;

Содержание

Введение
1 Сущность и основные элементы налоговой системы
2 Функции, типы и принципы построения налоговых систем
3 Особенности и перспективы реформирования налоговой системы в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

nalogovye_sistemy_rb.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

4. Множественности налогов. Согласно  этому принципу налоговая система  должна быть основана на совокупности  дифференцированных налогов и  объектов обложения таким образом, чтобы комбинация различных налогов  и облагаемых объектов образовывала такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Анализируя функции налоговой системы государства необходимо подчеркнуть, что налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.

В числе функций налоговых систем выделяют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т. е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях Беларуси налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т. д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РБ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РБ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т. д).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т. д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной белорусской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

В теории существуют два типа налоговых систем:

1. Шедулярная - весь доход, получаемый  налогоплательщиком, делится на  части - шедулы. Каждая из них облагается  особым образом - для разных шедул  могут быть установлены различные  ставки, льготы, другие элементы  налога.

2. Глобальная - все доходы физических, юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчеты налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. В чистом виде в Республике Беларусь ни она из них не преобладает.

Если исходить из определенной самостоятельности бюджетов различных уровней (центрального и местных), то можно выделить следующие типы налоговых систем по уровню регулирования налоговых потоков:

1. Верхний уровень, который составляет основу поступлений в государственный бюджет.

2.  Нижний уровень, формирующий поступление в местные бюджеты.

Налоговое регулирование в странах с развитой рыночной экономикой позволяет выделить несколько условий оптимального соотношения бюджетных поступлений и налоговых платежей:

а) четкое разделение компетенции между органами власти на центральном и местном уровнях;

б) самостоятельность бюджетов и наличие в них независимых источников доходов:

в) отсутствие устойчивых каналов перечисления средств из нижестоящих бюджетов в общегосударственный.

Налоговые системы по механизму отношений между органами власти при распределении компетенции по налоговому регулированию изменяется в зависимости от государственного устройства, специфики административно-территориального деления, традиций. В целом можно выделить два типа.

1. Первый тип. Центральный орган власти оказывает решающее влияние на сферу налоговой инициативы. Такие отношения характерны для США, где Конгрессу вместе с администрацией отводится решающая роль в прямом налогообложении юридических и физических лиц. Так, федеральная власть определяет ставки прямых налогов с населения и юридических лиц, которые поступают в федеральный бюджет. Местная власть при этом подстраивается под налоговую политику, хотя и может самостоятельно изменять налоговые ставки.

2. Второй тип характеризуется долевым участием органов власти, при котором доля каждого уровня власти в налогах определяется их компетенцией. Подобные отношения характерны для многих европейских стран. В бюджетной системе ФРГ часть федерального бюджета в налогах с доходов хозяйственных организаций корпоративного типа составляет 42,5%; бюджета земли — 42,5%; местного бюджета — 15%.

В первом случае свобода местных органов в сфере налоговой политики варьирует в определенных рамках, однако это же приводит и к определенной нестабильности налоговой базы и соответственно к нестабильности поступлений в доходную часть бюджета. Во втором случае устойчивость налоговых поступлений сочетается с ограничением самостоятельной налоговой политики регионов. Вероятно, целиком закономерным является компромисс, смешанный вариант этих двух типов, отражающий специфику бюджетной и налоговой системы государства.

Налоговые системы по распределению функций между центральными и местными органами государственной власти бывают следующих типов:

а) страны со значительными затратами местных органов власти (до 30% валового внутреннего продукта): Дания, Норвегия. Швеция;

б) страны со средним уровнем затрат местных органов власти (до 20% ВВП): Англия. Италия, Ирландия;

в) страны с незначительной частью местных затрат (меньше 10% ВВП): Германия, Франция, Испания.

Налоговые системы по степени контроля центральной администрации за органами местной власти бывают следующих типов:

1. Различные налоги. В основе этой формы лежит механизм самостоятельного введения налогов соответствующим уровнем власти (Федерация — субъекты Федерации — местные органы власти). Выделяются два варианта этой формы:

а) полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов, которые полностью поступают в бюджет соответствующего уровня. Такая система непременно должна иметь верхнее ограничение суммы налоговых изъятий с целью предотвращения конфискационного крена: б) неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Этот механизм предусматривает закрепление исчерпывающего перечня налогов центральным органом власти и введение им общегосударственных налогов. Местные органы регламентируют на своей территории действие местных налогов, которые входят в вышеуказанный перечень.

2. Различные ставки. При реализации этой формы основные условия взимания конкретного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, которые зачисляются в местный бюджет. Иногда центральным органом власти может ограничиваться и общий размер налоговой ставки. Своеобразие данной формы состоит в ограничении свободы местных органов власти, но в большей степени защиты плательщика налогов от произвола на местном уровне.

3. Различные доходы Свобода местных органов власти в данной форме незначительна, так как между бюджетами различных уровней делятся суммы уже собранного налога. Распределение устанавливается центральными властями или по закрепленным нормативам. Идея единства, централизации налоговой политики реализуется через механизм «различных доходов», принцип же плюрализма, децентрализации — при реализации механизма «различных налогов».

Вероятно, необходимо ориентироваться на применение специфического объединения всех трех форм, в зависимости от ситуации, региона и целей. Во многих странах с развитой рыночной экономикой взаимодействие различных уровней налоговых отношений решается установлением механизма отчислений, при котором налоги на доходы и недвижимость в основном поступают в местные бюджеты, а центральный бюджет сосредоточивает специальные целевые поступления в соответствии с определенным направлением затрат. Такой механизм позволяет разграничить полномочия центра и местных бюджетов. Это создает возможность обеспечить целевое финансирование приоритетных общегосударственных задач, удовлетворять общенациональные интересы и в то же время поддерживать автономию, финансовую независимость регионов. 

В заключение также необходимо отметить налоговую политику государства - систему актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию конкретных задач, стоящих перед обществом.

Существует три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов. Существует вероятность того, что  повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и не сопровождается приростом государственных доходов.

2. Политика оптимальных налогов, которая способствует развитию  предпринимательства и малого  бизнеса, обеспечивая им благоприятный  налоговый климат.

3. Политика, предусматривающая довольно  высокий уровень обложения, но  при значительной государственной  социальной защите, когда доходы  бюджета направляются на увеличение  различных социальных фондов.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговый механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитее или сдерживать его. Цель регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.

Исходя из налоговой политики государства, субъекты хозяйствования могут осуществлять налоговое планирование, которое представляет собой использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующего законодательства. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государством. В связи с эти, налоговое планирование необходимо отличать от уклонения от уплаты налогов.

Минимизация налоговых платежей может быть проведена по нескольким направлениям:

  1. Выбор оптимальной организационно-правовой формы с точки зрения налогообложения (малые предприятия; недавно созданные предприятия по переработке, производству сельскохозяйственной продукции; индивидуальный предприниматель, а не юридическое лицо);
  2. Выбор места для размещения и регистрации фирмы (разные регионы, СЭЗ);
  3. Тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью (использование новых технологий, фирмы-экспортеры, включение в штат определенной категории работников);
  4. Оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики (вложения в государственные ценные бумаги, реинвестирование прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, инновационные разработки).

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь