Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:25, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение налоговой системы государства и основных перспективных путей реформирования налоговой системы Республики Беларусь.
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение методологических основ построения и основных элементов налоговой системы государства;
- рассмотрение функций налоговой системы государства;
Введение
1 Сущность и основные элементы налоговой системы
2 Функции, типы и принципы построения налоговых систем
3 Особенности и перспективы реформирования налоговой системы в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Отметим, что с 2014 года запланирован ряд изменений в Налоговый кодекс Беларуси. Их цель — дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, упрощение налоговой системы, обеспечение дополнительных прав плательщиков, социальная поддержка граждан.
Корректировки предусмотрены по следующим направлениям:
1. Совершенствование механизма предоставления налоговых вычетов по НДС.
Предлагаемые изменения в статью 33 позволят исключить необходимость обложения в Беларуси НДС услуг по проектированию, дизайну, надзору при строительстве недвижимого имущества за рубежом в том случае, когда они будут оказываться белорусским субпроектировщиком белорусскому генпроектировщику, что исключит двойное налогообложение таких услуг.
2. Упрощение процедуры предоставления нулевой ставки НДС экспортерам за счет возврата из бюджета сумм налога без подтверждения поступления на счета в белорусских банках выручки от реализации экспортируемых товаров.
Контроль за поступлением валютной выручки на счета экспортеров будет осуществляться только в рамках ограничений, установленных общим порядком проведения внешнеторговых операций (90 дней в соответствии с Указом Президента от 27.03.2008 г. № 178), а сокращение в связи с этим сроков возврата из бюджета НДС обеспечит экспортеров дополнительными оборотными средствами.
3. Продление действия и установления налоговых льгот в отношении отдельных видов ценных бумаг, эмитируемых в процессе инвестирования, а также создание дополнительных условий по развитию финансового рынка за счет стимулирования добровольных видов страхования.
С 2014 года предлагается:
- не признавать объектом налогообложения налогом на прибыль эмиссионный доход, образующийся при первичном размещении акций и облигаций в виде разницы между их рыночной и номинальной стоимостью, что позволит привлекать субъектам дополнительные инвестиционные средства;
- продлить до 2015 года действующее освобождение от налога на прибыль и подоходного налога доходов от облигаций, выпускаемых с 1 апреля 2008 года юридическими лицами — резидентами Беларуси, что сохранит привлекательность процесса привлечения инвестиций через рынок ценных бумаг без перераспределения доли собственности;
- освобождать от подоходного налога доходы граждан в случаях, если за них по месту основной работы осуществляется оплата страховых услуг в размере до 6 млн. Br в год (в настоящее время в совокупности с иными выплатами стимулирующего характера данный налоговый вычет может предоставляться в пределах 8 млн. Br, что является ограничительным фактором для развития страхования);
- непосредственно для гражданина увеличить с 2,5 до 10 млн. Br необлагаемую подоходным налогом сумму, направленную им самостоятельно на уплату взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее трех лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.
4. Упрощение процедур налогового администрирования, сближение бухгалтерского и налогового учета, совершенствование порядка проведения проверок и обмена информацией между плательщиками и налоговыми органами.
В рамках данного направления устанавливается единообразный подход с учетом требований МСФО по определению момента реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления налогов только по факту их «отгрузки», что будет полностью согласовываться с порядком отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, закрепляемых с 2014 года в новой редакции Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете».
Для предприятий преимуществом такого перехода при определении размеров налоговых обязательств будет:
- минимизация корректировок данных бухгалтерского учета при определении размеров уплачиваемых налогов;
- упрощение администрирования и ведения учета по всем основным налогам в связи с исключением необходимости отслеживания денежных поступлений за реализованные товары по каждой совершаемой сделке.
С учетом особенностей предприятий малого бизнеса возможность уплаты налогов в зависимости от поступления денежных средств (применение кассового метода «по оплате») предусматривается сохранить для микроорганизаций, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет (аналогичные подходы предусмотрены в Налоговом кодексе Российской Федерации).
В настоящее время для целей налогового учета применяются два метода определения доходов: «по отгрузке» (или метод начисления) и «по оплате» (или кассовый метод), один из которых в начале каждого финансового года самостоятельно выбирается организацией при определении своей учетной политики.
Для сближения национального бухгалтерского учета со стандартами МСФО в новой редакции проекта Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете», который должен вступить в силу с 2013 года, предусмотрено использование в учетной политике только метода «по отгрузке» (или метода начисления).
Применение данного метода означает, что предприятие учитывает доходы в том периоде, в котором они имели место, независимо от того, когда фактически поступила оплата. Расходы также признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты, что значительно упрощает ведение учета и соответствует международным финансовым стандартам.
Данный метод предусматривается в отношении всех налогов, уплата которых связана с учетом выручки или иных доходов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции). Возможность применения кассового метода (по оплате) предусматривается сохранить для организаций малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения и не ведущих бухгалтерский учет в установленном порядке (аналогичные подходы предусмотрены в Налоговом кодексе Российской Федерации).
В качестве переходных моментов вносимые в Налоговый кодекс изменения предусматривают, что в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) до 1 января 2013 года, сохраняется прежний порядок определения момента фактической реализации.
5. Введение в Беларуси (первой среди стран Таможенного союза) возврата иностранным гражданам НДС по системе «Tax Free» при совершении покупок в магазинах. Это дополнительный фактор развития туризма в Республике Беларусь и стимулирование на этой основе легального вывоза товаров из страны.
Возврат НДС иностранному гражданину предлагается производить через специального оператора системы «Tax Free» при стоимости товара, по которому производится возврат НДС, превышающей 800 тыс. Br по одному кассовому чеку (около 75 EUR), при условии подтверждения вывоза такого товара за пределы территории Таможенного союза. При сопоставимых размерах покупок возврат НДС осуществляется и в европейских странах: в Австрии — 75 EUR, Бельгии — 125 EUR, Великобритании — 40 EUR (в эквиваленте), Греции — 120 EUR, Дании — 40 EUR, Латвии — 45 EUR, Литве — 60 EUR, Польше — 50 EUR (в эквиваленте).
Изменения в Общую часть Налогового кодекса затрагивают уточнение прав и обязанностей плательщиков и налоговых органов, порядка их взаимодействия в целях упрощения налогового администрирования и процесса исполнения налоговых обязательств. Для этого планируется реализовать следующие меры:
- закрепить право плательщиков на получение копий представленных им ранее налоговых деклараций (расчетов). При этом устанавливается их право получать информацию о реквизитах для заполнения платежных инструкций и информацию о порядке уплаты налогов, сборов (пошлин), что будет способствовать своевременному исполнению налоговых обязательств.
В связи с отсутствием таких прав в настоящее время плательщикам, в том числе физическим лицам при подаче деклараций о доходах и имуществе, необходимо официально обращаться в налоговые органы для получения указанной информации, что требует дополнительных временных затрат, а в ряде случаев приводит к отказу на ее предоставление;
- с целью дополнительного обеспечения законности при проведении проверок предусматривается право плательщиков не выполнять неправомерные требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу (аналогичное право закреплено в Налоговом кодексе Российской Федерации). Это обеспечит дополнительную защиту плательщиков, в том числе в ходе судебных разбирательств;
- для снижения временных затрат на налоговое администрирование закрепляется общее право плательщиков участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, с использованием информационных технологий, то есть электронным способом. Это касается получения разъяснений и уведомлений налоговых органов, подачи соответствующих заявлений со стороны плательщика, выполнение административных процедур и иное взаимодействие. В свою очередь, у Министерства по налогам и сборам появятся дополнительные стимулы по расширению перечня оказываемых услуг в электронном виде с выводом их на более качественный уровень;
- конкретизируются отдельные обязанности плательщиков по подтверждению оснований на применение налоговых льгот, предоставлению промежуточных и ликвидационных балансов, а также налоговых деклараций в процессе прекращения их деятельности;
- с 20 до 60 млрд. Br увеличиваются пороговые значения сделок, при которых налоговые органы вправе осуществлять специальный контроль для предотвращения занижения налоговой базы по налогу на прибыль путем сопоставления примененных в сделке цен с рыночными ценами (так называемое трансфертное ценообразование). По сути это сужает сферу налогового контроля, позволяя вывести из-под него сделки, не имеющие серьезных последствий для интересов бюджета;
- по аналогии с банковскими платежами предусматривается освобождение от платы физических лиц и индивидуальных предпринимателей при внесении ими налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет через почтовые отделения и иные уполномоченные организации.
Издержки по перечислению данных платежей будут нести указанные организации, что необходимо для исключения недовольства плательщиков (особенно граждан). При этом в связи с незначительностью данных затрат это не окажет негативного влияния на их финансовое положение;
- уточняется необходимое для налогового контроля информационное взаимодействие банков и налоговых органов по идентификации владельцев электронных кошельков, а профессиональных участников рынка ценных бумаг и налоговых органов — об открытии, закрытии, переоформлении счетов «депо», связанных с учетом прав на ценные бумаги;
- с учетом норм Указа Президента от 16 октября 2009 года № 510 (о контрольной деятельности) уточняются сроки проведения проверок налоговыми органами и период их охвата.
С учетом обобщения практики применения Особенной части Налогового кодекса вносится ряд дополнительных предложений по уточнению налогового законодательства отдельно по каждому налогу.
Налог на добавленную стоимость:
- предлагается предусмотреть возможность производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов не только в виде бумажных, но и в виде электронных документов;
- с учетом положений Указа Президента от 4 июля 2012 года № 294 (о порядке распоряжения государственным имуществом) предусматривается выведение из-под объекта обложения НДС безвозмездной передачи государственного имущества, что направлено на создание дополнительных условий по вовлечению в хозяйственный оборот неликвидных активов и исключения необходимости принятия отдельных решений при передаче их в собственность субъектам предпринимательства;
- для создания дополнительных условий по развитию профессиональнотехнического образования от НДС будет освобождаться продукция, произведенная в процессе производственного обучения;
- от НДС предлагается освободить услуги, оказываемые физическим лицам по представлению информации из регистра стоимости земельных участков, а также операции с электронными деньгами по аналогии с иными банковскими операциями;
- предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний топливом, а также услуг по аэронавигационному обслуживанию и аэропортовой деятельности, что повысит привлекательность белорусских аэропортов для иностранных авиаперевозчиков, в том числе следующих транзитом.
Предоставление нулевой ставки по НДС предусматривает возмещение из бюджета сумм налога, оплаченного при приобретении товара (оказании услуги, выполнении работы), к которому данная ставка применяется (полное «очищение» товаров и услуг от НДС). При освобождении от НДС суммы «входного» налога относятся на стоимость освобождаемых товаров (работ, услуг), которые реализуются в последующем без начисления НДС.
Налог на прибыль:
- предусматривается совершенствование порядка применения амортизационной премии путем отмены необходимости доплаты налога на прибыль со стоимости всего объекта, по которому она была применена, в случае отчуждения его части в течение трех лет с момента постановки на учет. По новому порядку корректировке будет подлежать только налоговая база, приходящаяся на реализуемую часть основных средств.
Одновременно вводится ограничение на применение амортизационной премии в отношении объектов, не используемых в предпринимательской деятельности. Это повысит инвестиционную привлекательность данной преференции;
- для упрощения налогового учета отменяется необходимость обязательного распределения затрат, отдельно приходящихся на произведенную и реализованную продукцию. Такое распределение будет осуществляться только в соответствии с правилами бухгалтерского учета;
- для усиления социальной защиты с 1 января 2014 года предлагается расширить перечень получателей спонсорской помощи, освобождаемой от налога на прибыль, за счет включения в него Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников, Белорусской ассоциации помощи детям- инвалидам и молодым инвалидам, Белорусского общественного объединения ветеранов, Белорусского общественного объединения стомированных;
- в рамках реализации Государственной программы устойчивого развития села до 2015 года предусматривается расширить сферу применения льготного налогообложения, установленного для сельскохозяйственных организаций, путем освобождения от налогообложения прибыли, полученной от производства и реализации продукции пушного звероводства (по аналогии с иной продукцией сельскохозяйственного производства);