Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа
Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.
Абсолютная очевидность необходимости налогов, доказанная практикой формирования государственных структур различных общественных систем, не исключает дискуссий об их роли в экономике и о принципах организации.
Введение…………………………………………………………………….5
1 Построение налоговой системы и эффективность ее
функционирования в рыночных условиях……………………….……7
1.1 Содержание налоговой системы…………………………………...7
1.2 Основные принципы налогообложения…………………………..10
1.3 Совокупность налогов и их классификация…………………...…13
1.4 Эффективность налоговой системы………………………………17
2 Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе………………………………………..21
2.1 Структура доходной части государственного бюджета…………..21
2.2 Налогообложение предприятий реального сектора экономики….22
3 Совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь…...27
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников………
3. Принцип удобности
4. Принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание [6, с 7-9].
В настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были развиты Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко и др.
Четыре принципа соответствуют принципам,обозначенным Адамом Смитом и описанным выше (принцип равномерности (справедливости), а также принципы определенности, удобства и экономности).
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:
- принцип всеобщности, выражающий
единый подход к
- принцип однократности
- принцип стабильности
- принцип оптимальности
Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон (кодекс) о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие и вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством [7, с.31-32].
Вышеизложенные группы принципов отражают следующие схемы:
Классификация принципов налогообложения
Принцип – исходное положение Принцип – основа действия налогового
теории налогов механизма
Теоретические принципы налогообложения
Таким образом, было определено, что принципы налогообложения являются неотъемлемой базой при формировании налоговой системы. Именно от принципов зависит социально-экономическое благополучие населения. Основные из них сформировались еще в 18 в., а затем были дополнены новыми, возникшими вследствие социально-экономического развития. Теоретические принципы налогообложения применяются в той или иной степени в налоговой системе любой страны, однако, исходя из конкретной экономической ситуации, могут формироваться различные экономические и организационно-правовые принципы, которые находят свое отражение на практике.
1.3 Совокупность налогов и их классификация
Совокупность налогов предстает как набор налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Классификации налогов и сборов может осуществляться с учетом различных принципов (см. рис. 1).
Таблица 1. - Общая схема классификации налогов
Принципы классификации |
Виды налогов |
1. Метод установления налога |
Прямые и косвенные |
2. Объект налогооблажения |
Налоги на имущество; на доходы и прибыль; ресурсные налоги; налоги на действия; прочие налоги |
3. Субъекты налогооблажения |
Налоги с физических лиц. Налоги с юридических лиц. Смешанные налоги |
4. Орган власти, устанавливающий налог |
Центральные (республиканские) налоги. Местные налоги |
5. Бюджет, в который зачисляются налоги |
Закрепленные налоги. Регулирующие налоги |
6. Форма взимания налога |
Налог у источника. Налог по декларации. Налог по кадастру |
7. Источник налогооблажения |
Налоги, включенные в цену, в себестоимость; налоги за счет прибыли и т. д. |
Примечание. Источник: [10, с.351]
Функционирования национальной налоговой системы представляет выделение прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, непосредственно с доходов (прибыли) или имущества налогоплательщиков. Государство как бы говорит собственнику: «У тебя в руках я вижу деньги, которые ты заработал благодаря моей помощи. Впрочем, ты, оказывается, еще и богатый! А где же тогда моя государева доля?».
Для бизнеса прямые налоги на доходы уменьшают чистый доход, который является источником для производственных инвестиций. Прямые налоги выступают как безвозмездные платежи, которые изымаются непосредственно с субъекта налогообложения.
Объектом налогообложения при прямом налогообложении выступают факторы производства или имущество (капитал, труд, недвижимость, ценные бумаги, земля), которые должны приносить доход, или сами пофакторные доходы.
Подоходный налог. Субъектом налогообложения выступают физические лица. Обычно определяется некий необлагаемый налогом минимум, а далее могут применяться прогрессивные, пропорциональные и другие ставки налогообложения.
При определении налогооблагаемой базы подоходного налога нарастающим итогом подсчитывается совокупный доход налогоплательщика по основному месту работы. В состав налогооблагаемой базы включаются заработная плата и другие вознаграждения за труд, вычитаются соответствующие льготы. Подоходный налог был впервые введен в США в 1913 году.
Налог по совокупному годовому доходу выглядит как своеобразная корректировка индивидуального подоходного налога. Его наличие обусловлено тем, что, во-первых, физическое лицо может получать доходы от найма из различных источников; во-вторых, со стремлением законодателя осуществлять льготирование определенных видов личных расходов (учеба детей, ремонт квартиры, укрепление здоровья и т. д.); в-третьих, получать в декларациях информацию о процессах перераспределении денежных доходов при оказании различных услуг.
Налог на доход или прибыль уплачивают юридические лица, которые являются коммерческими (хозрасчетными) организациями. [10, с.352]
При определении величины налогооблагаемого дохода (прибыли) законодатель склонен использовать разные методики расчета. Во внимание принимается отраслевая специфика (выделяются реальный сектор экономики, банки, страховые и инвестиционные компании, сельскохозяйственное производство и т. п.).
Различают доход и прибыль
от основного и
Существенной проблемой является то, что редко удается избежать проблемы повторного (двойного) налогообложения одной и той же налогооблагаемой базы.
Отметим, что прямые подоходные налоги с физических лиц и налога на прибыль четко выполняют функцию стабилизатора экономической конъюнктуры. В период кризисного спада и депрессии вслед за сокращением налогооблагаемой базы неизбежно уменьшается сумма налогов такого рода. В условиях подъема налогооблагаемая база, наоборот, автоматически увеличивается. В итоге государство получает возможность в качестве прямых налогов изымать более значительные суммы.
Косвенные налоги. Выступают как скрытые, или завуалированные, платежи в пользу государства, взыскиваются через цену товаров и услуг. Т. е. выступают как часть цены, а поэтому являются фактором их повышения. Формально косвенный налог уплачивает продавец, а реально — покупатель товара [10, с.353]
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Они подразделяются на налог на добавленую стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы..
Налог на добавленную стоимость. Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом периоде.
Отметим, что субъектом НДС выступает предприниматель, но носителем - покупатель продукции. По сути дела предприятия-производители выступают как сборщики данного налога. НДС относится к так называемым внутренним налогам. При экспорте на его величину уменьшается контрактная цена, т. е. вместе с продукцией НДС передается в страну назначения.
Акцизы- используются государством для изьятия сверхприбыли плательщиков, для регулирования потребления и пополнения бюджета . Плательщиком акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь
Акцизами облагаются: алкогольная продукция;пиво, пивной коктейль;
табачные изделия; микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые;бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов установлены в зависимости от видов подакцизных товаров в белорусских рублях за физическую единицу измерения подакцизных товаров.
Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.
Акцизами не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.
При использовании в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акцизов по использованному сырью.
Таможенные пошлины и сборы. Выступают как плата за право провоза продукции (экспорт, импорт) или личных вещей через государственную границу. Чаще всего используются как инструмент протекционистской политики, направленной на защиту внутреннего рынка.
1.4 Эффективность налоговой системы
Есть основание говорить об эффективности налоговой системы в широком и в узком смысле слова.
В широком смысле слова эффективность налоговой системы обнаруживается через ее способность выполнять возложенные на нее функции. При таких оценках прежде всего обращают внимание на исключение «утечек» налоговых поступлений и на размеры административных расходов, связанных с содержанием налоговой системы.
Так как ситуация непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянного совершенствования налоговой системы с учетом перспектив развития национальной экономики.
Безусловно, налоговая система оказывает значительное воздействие на экономические процессы. Но не станем переоценивать преобразующий потенциал налоговой системы, приписывать ей несвойственные «оздоровительные» функции. К примеру, отсутствие эффективного собственника невозможно компенсировать лишь реформированием налоговой системы.