Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Налоги в цивилизованном обществе выступают как одно из важнейших объективных явлений экономической жизни. Их возникновение и развитие неотделимо от общественных отношений человечества, так как они обеспечивают материальные условия для существования государства, для выполнения им функций управления экономикой и обществом.
Абсолютная очевидность необходимости налогов, доказанная практикой формирования государственных структур различных общественных систем, не исключает дискуссий об их роли в экономике и о принципах организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1 Построение налоговой системы и эффективность ее
функционирования в рыночных условиях……………………….……7
1.1 Содержание налоговой системы…………………………………...7
1.2 Основные принципы налогообложения…………………………..10
1.3 Совокупность налогов и их классификация…………………...…13
1.4 Эффективность налоговой системы………………………………17
2 Особенности функционирования налоговой системы в Республике
Беларусь на современном этапе………………………………………..21
2.1 Структура доходной части государственного бюджета…………..21
2.2 Налогообложение предприятий реального сектора экономики….22
3 Совершенствование налоговой системы в Республике Беларусь…...27
Заключение………………………………………………………………..34
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

ОкончатВар.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

В группу косвенных налогов традиционно входят: НДС, акцизы, налог с продаж. В национальных налоговых системах могут быть и другие косвенные налоговые платежи. При всем разнообразии указанных платежей общим для них является то, что их суммы включаются в цену товаров и поступают в бюджет после реализации продукции. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители (импортеры) товаров, но фактическими плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.

Косвенные налоги считаются наиболее выгодными для государственного бюджета, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, а только от оборотов по реализации продукции. Кроме того, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых служб.

Введение множества косвенных налогов обусловлено слабостью доходной части бюджета, не обеспечивающей покрытие всех государственных расходов.

Удельный вес косвенных налогов в ВВП Республики Беларусь характеризуется стабильно высокой величиной. Начиная с 1998 г. он составляет от 19% до 20,5%, причем изменение структуры происходит в пользу целевых бюджетных сборов.

Налоговая система Республики Беларусь включает в себя множество налогов, отчислений в государственный бюджет и в целевые бюджетные фонды, различающихся объектами обложения и источниками уплаты. Насчитывается более 20 основных видов платежей. [8, с.171]

Большое разнообразие налогов, отчислений, сборов, взимаемых с юридических лиц по белорусскому законодательству не способствует экономической состоятельности хозяйствующих субъектов. Общее их число более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным.

Налоги различаются базой налогообложения, размерами ставок платежей, самим объемом отчислений в государственный бюджет и влиянием на конечные финансовые результаты работы предприятий. Особенно негативно на финансовое состояние предприятий влияют оборотные налоги, которыми многократно облагается одна и та же налоговая база (выручка от реализации). При их взимании не учитывается наличие у предприятий реальной прибыли, поэтому предприятия необоснованно завышают цены, а следовательно, уменьшается конкурентоспособность продукции. [8, с.173]

Совершенствование налоговой системы заключается в сокращении и, в конечном итоге, отмене целевых оборотных налогов. Особенно это актуально в аспекте интеграции экономик Российской Федерации и Республики Беларусь, так как в России подобных платежей нет и общий уровень налоговой нагрузки на экономику там примерно на 12 процентных пунктов ниже, чем в Беларуси.

Чтобы по возможности уменьшить налоговое бремя, финансовым работникам предприятия необходимо детально знать налоговые законы и нормативные акты и умело применять свои знания для оптимизации налоговых отношений. Это осуществляется через рациональную организацию процесса выпуска и продаж продукции, использование предоставляемых государством налоговых льгот и преференций и посредством других управленческих решений в рамках действующих законов. Средством достижения поставленной цели может служить налоговое планирование, которое позволяет заранее просчитать налоговую составляющую в доходах того или иного вида деятельности и рационально решить вопрос о целесообразности практической реализации отдельных инициатив. [8, с.174]

Предприятия рассматривают налоги как неизбежные затраты,   которые желательно уменьшить для того, чтобы увеличить прибыль. Задача эта достаточно сложная в финансовом менеджменте, так как любые намеренные или не намеренные нарушения налоговых законов влекут за собой серьезные финансовые санкции.

Вместе с тем налоговые законы разрабатываются для всех налогоплательщиков едиными и потому не могут предусмотреть и учесть большое многообразие хозяйственно-финансовых ситуаций, возникающих в результате специфических особенностей деятельности каждого из них.

В Республике Беларусь в связи с наличием множества налоговых законов, подзаконных актов, инструкций, писем, разъяснений Министерства по налогам и сборам эта проблема является наиболее острой. В налоговом лабиринте способны уверенно ориентироваться высококвалифицированные профессионалы, а рядовых налогоплательщиков он иногда заводит в тупик

 

3 Совершенствование  налоговой системы в Республике Беларусь

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Для укрепления бюджетно-налоговой политики потребуется более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования. Структура консолидированного бюджета в разрезе поступающих в него налогов представлена в приложениях.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2011 гг. предусмотрено продолжать налоговую реформу, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим предусматривается:

- отмена мелких, неэффективных, а  также оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность субъектов хозяйствования налогов и сборов;

- выравнивание условий налогообложения  для всех категорий плательщиков  путем максимального сокращения  существующих налоговых льгот  и оптимизации налоговых ставок;

- совершенствование системы налогового администрирования, которая должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

- внесение корректив в определение  налоговой базы по отдельным  налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического содержания;

- сокращение числа контролирующих  органов и количества плановых  проверок;

- сокращение возможностей для  уклонения от уплаты налогов.

В налоговом законодательстве страны учтены интересы не только инвесторов (Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», предоставляющее возможность производить налоговые вычеты не только после введения в действие объектов завершенного капитального строительства, но и в период его осуществления, но и отраслей экономики, к развитию которых государство проявляет интерес. Так, Беларусь располагает богатым природным потенциалом и историко-культурными ресурсами для развития различных видов туризма.

Доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси превышает 8%. В нем занято порядка 13% населения страны. В 2010 году планировалось довести долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 22%, а валовой выручке – до 30,а численность занятых в этой сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения.

В Республике Беларусь действует законодательство, регулирующее порядок налогообложения по упрощенной системе .Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, валовая выручка которых в течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого они претендуют на применение упрощенной системы, составляет не более 2 861,25 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 3 090,15 млн. рублей) и средняя численность работников организации за каждый месяц не более 100 человек. Налог уплачивается по ставке 8 процентов валовой выручки. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 6 процентов.

      Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров (с 1 января 2011 года – и услуг) за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 процентов.

     Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 090,0 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 1 177,2 млн. рублей) в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период. Ставка налога для таких организаций установлена в размере 15 процентов валового дохода.

     Доклад «Ведение бизнеса – 2011» является восьмым докладом серии ежегодных докладов в рамках специального проекта группы Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, посвященных исследованию государственного регулирования деловой среды и выявлению регуляторных норм, которые могут либо стимулировать, либо сдерживать деловую активность в государствах – участниках исследования (в текущем году – 183 страны).

      В рамках доклада определен рейтинг стран по благоприятности условий для предпринимательской деятельности в 2011 году, в котором Республике Беларусь отведена 68 позиция (в 2010 году – 64).

 

     Определение общей позиции страны в рейтинге авторами доклада производилось на основании анализа позиций Беларуси в каждом из разделов доклада: «Регистрация предприятий» - 7 позиция, «Получение разрешений на строительство» - 44 позиция, «Регистрация собственности» - 6 позиция, «Кредитование» - 89 позиция, «Защита инвесторов» - 109 позиция, «Налогообложение» - 183 позиция, «Международная торговля» - 128 позиция, «Обеспечение исполнения контрактов» - 12 позиция, «Ликвидация предприятий» - 93 позиция.

      По позиции «Налогообложение» Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения.                                                                               С учетом всех этих изменений позиция Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» при использовании симулятора Всемирного банка по показателю “Налогообложение” составит в 2010 г. (Ведение бизнеса-2012) – 178 место, в 2011 году (Ведение бизнеса-2013) – 169. При зачете электронного декларирования в 2010 году позиция Республики Беларусь по показателю «Налогообложение» составит 158 место, а в 2011 году – 157.

     В результате реализации  указанных мероприятий с 2011 года  обычный плательщик будет уплачивать  на постоянной основе только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально, а уровень налоговой нагрузки в 2011 году составит 24,6 % к ВВП.

      15.10.2010г. БЕЛТА- Изменения в налоговом законодательстве Беларуси будут способствовать инвестиционному росту экономики. Такое мнение высказал начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрий Кийко.

    Изменения не ограничиваются расширением или сужением налоговых льгот. Решена комплексная задача по упрощению налоговой системы. Эта работа проводилась в течение года, выработаны меры, которые привлекательны для бизнеса. В Налоговом кодексе учтены пожелания бизнеса, использован передовой европейский опыт.

    В основе изменений лежат три основных направления. Сокращено количество применяемых налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на экономику. Сокращена периодичность уплаты налогов и подачи налоговой декларации. Это снизит временные и трудовые затраты налогоплательщика на уплату налогов. Усовершенствован механизм взимания основных налогов и расширены инвестиционные льготы.

       С 2011 года отменяются два местных налога - сбор на развитие территорий и местный налог на услуги. В составе экологического налога отменяются три платежа. "Такие меры по составу количества применяемых налогов делают нашу налоговую систему ничем не отличающейся от систем развитых стран". Основу этой системы составляют налоги на потребление, на прибыль и доходы, на собственность, земельный налог и социальные платежи. Причем обычные плательщики будут уплачивать из этого перечня всего пять платежей. Подача деклараций по этим налогам будет осуществляться преимущественно один раз в квартал. Еще 5 лет назад обязательных платежей было более 20, а декларации подавались ежемесячно.

    Количественный состав применяемых налогов - это один из основных показателей, который характеризует налоговую систему в исследовании Всемирного банка "Ведение бизнеса" по позиции "Налогообложение". Соответственно, от реализации таких мероприятий ожидается существенное продвижение в рейтинге Всемирного банка, отметил представитель Минфина. Это также будет способствовать инвестиционной привлекательности Беларуси. С учетом того, что затраты на уплату налогов снижаются как со стороны плательщиков, так и налоговых органов, все это будет способствовать развитию предпринимательской деятельности. "Налоги будут оказывать минимальное искажающее воздействие на принятие плательщиками экономических решений".

     Кроме того, для решения вопросов активизации инвестиционной деятельности с 2011 года совершенствуются основные инвестиционные льготы в налоговом законодательстве. Сегодня они пока применяются с ограничениями, а со следующего года эти ограничения снимаются. По налогу на прибыль будут льготироваться капитальные вложения непосредственно при их осуществлении, прибыль, направляемая на капитальные вложения, будет освобождаться от налога. "Сейчас у нас, чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо использовать на капвложения амортизационный фонд, мы это ограничение со следующего года убираем", - пояснил представитель Минфина.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь