Налоговая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Налоговая система Республики Казахстан представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать сущность налоговой системы Республики Казахстан.
2.Определить доли основных налогов в государственном бюджете Республики Казахстан.
Объект исследования – налоговая система в Республике Казахстан.
Источниками исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.
В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Налоги: теория, сущность и функции………………………………..6

1.1 Понятие налоговой системы……………………………………….....6

1.2 Налоговая система РК………………………………………………....9

Глава 2. Становление и развитие налоговой системы республики

Казахстан ………………………………………………………………11

2.1 Становление налоговой системы Республики Казахстан……….…11

2.2 Налоговая система РК на современном этапе……………………...17

Глава 3. Проблемы налогообложения в Республике Казахстан и пути их

решения ……………………………………………………………….23

3.1 Проблемы налоговой системы РК…………………………………..23

3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК…………25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…..………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

     Единица налогообложения – это единица  измерения объекта налога, установленная  для счета (например, 1 тенге дохода, оборота; 1 гектар земли и т.д.).

     Норма налога – установленная законом  величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.

     Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев  размер налога является результатом  взаимодействия ставки налогообложения с единицей налогообложения.

     Ставка  налогообложения – размер налога на единицу налогообложения.

     Умножение ставки налогообложения на количество единиц налогообложения определит  сумму налогового платежа.

     Метод налогообложения – порядок изменения  ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением ставки налогообложения. Равное налогообложение наиболее отчетливо проявляется при подушном налоге – со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место при уплате предпринимателями индивидуального налога путем выкупа патента – стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской деятельности. Ставки налогообложения могут быть:

     - в твердой денежной сумме с единицей налогообложения (например, земельный налог);

     - процентные, где все налогоплательщики платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в размере от 30% от налогооблагаемого дохода). Таким образом, сама сумма налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для всех налогоплательщиков;

     - прогрессивные – ставка. 

     1.2 Налоговая система РК 

     Современная налоговая система была введена  в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного  изменения действовавшей системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в казахстанской экономике.

                В Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать не только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи. К «другим обязательным платежам», относятся в первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина .

     Согласно  Конституции Республики Казахстан государственные налоги и сборы может устанавливать только Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях – Президент Республики.

     1. В Республике Казахстан действуют  общегосударственные налоги, которые  являются регулирующими источниками  государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

     2. Налоги, действующие на территории  Республики Казахстан, подразделяются  на прямые и косвенные. К  косвенным налогам относятся  налог на добавленную стоимость  и акцизы. Другие налоги относятся  к прямым налогам.

     3. Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

     4. Освобождение от какого-либо налога  или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций».

     Запрещается предоставление налоговых льгот  другими актами, в том числе  льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых  Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций».

     Построение  налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими органами

     Глава 2. Становление и развитие налоговой системы республики Казахстан.

    1. Становление налоговой системы Республики Казахстан.
 

     Венцом финансовой науки явились налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны, полностью обоснованные научными принципами налогообложения.

     Именно  тогда была заложена конструкция  современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего индивидуальный подоходно- прогрессивный  налог, заняли ведущее место.

     В то же время следует признать, что  человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы.

     Финансовая  наука и поныне не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы  почти всех развитых стран свидетельствуют  о справедливой, соразмерной и  обоснованной системе налогообложения.   

     Налоговые системы многих стран мира развивались  постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет  времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

     Совокупность  налогов,  сборов, пошлин и других платежей,  взимаемых в установленном  порядке, образует налоговую систему" .

     Формирование  налоговой системы Республики Казахстан  можно разделить на следующие  периоды:

     Период 1994-95 г. - первый этап, 1996 -98 г. - второй, создание новой налоговой системы.

     На  первом этапе 1994-95 - разработан и введен в действие налоговый кодекс, закладывающий базовую основу новой системы.

     Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Не работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.

     Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие  цели:

     Упрощение, устранение противоречий;

     Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан;

     Предполагалось  сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан  до 40%, чтобы не ослаблять стимулы  деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.

     Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует  новый Налоговый Кодекс. Он основан  на правовых параметрах принятых в  пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.

     Итак, с 1995 г. - “года перелома” в налоговой  политике - началась меняться налоговая система, хотя до совершенства еще нужно много и много изменять. Изменения налогообложения вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 году сложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возросла на 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась возможность расширить налоговую базу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактику работы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество с правоохранительными и другими экономическими ведомствами. Механизм реализации Налогового кодекса начал действовать. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым, любое положение должно вводится постепенно. Поэтому налоговая служба вначале 1996 года подготовила 4 проекта указов Президента, 18 проектов постановлений Правительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговой реформы. Основные ее идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Скажем, введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике.

     Появилось понятие совокупного годового дохода, из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. То есть, внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. Например, для юридических лиц, осуществляющих деятельность на таких территориях, установленная льготная ставка налога - 20%. Дополнительно введена льгота по подоходному налогу, и на Н.Д.С. импортных товаров приобретенных за счет госбюджета, по иностранным кредит линиям, которые обеспечены гарантией государства. Органы налоговой службы используют в работе различные формы и методы решения проблем, возникающих в этот сложный переходный период. В частности, подержанная идея обращения государственных казначейских обязательств выпущенных Министерством Финансов для погашения задолженности государству 700 крупнейших предприятий Казахстана. В 1996 году продолжена работа по заключению двухсторонних налоговых конвенций со странами СНГ об избежании двойного налогообложения. В ноябре 1996 г. - распоряжение Президента «О декларировании государственными служащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению». Насколько действительным окажется президентское распоряжение - ведь известно умение наших чиновников обходить закон и общепринятые нормы. Как разъяснила служба законодательства и правовой экспертизы администрации Президента, принимаемые меры - лишь начало разворачивающейся работы. А пока происходит только сбор сведений, а не само декларирование, которое будет иметь место в последующем, когда по истечении определенного времени налоговыми органами станет проводиться сопоставление уровня доходов госслужащих с их расходами. Именно тогда появится возможность определить реальный уровень их расходов, осуществлять контроль за ними и полной уплаты налогов чиновниками.

     Но  в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой он принимает меры по повышению ответственности органов власти перед нардом. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание в десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан