Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:22, контрольная работа
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.
Введение 3
1. Налоговая система как инструмент государственной политики 4
1.1 Функции и принципы налогообложения 4
1.2 Классификация налогов 7
2. Социальная дифференциация и ее показатели 10
3. Конспект статьи из журнала экономического содержания 14
Заключение 25
Социальная дифференциация есть разделение людей по показателям общественного положения и соответствующее объединение в более или менее однородные группы лиц, социальная дистанция между которыми незначительна, не фиксируется ни в форме права, ни в иных социальных нормах, а их общая позиция служит критерием самоидентификации.
Социальная дифференциация выполняет в рыночной экономике ряд функций, таких как экономическое стимулирование производственной деятельности; сохранение и развитие человеческого потенциала; сохранение и обеспечение социальной стабильности в обществе. Для определения степени неравенства в мировой практике используется кривая Лоренца (рис. 19.1).
Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации доходов по группам населения. На рисунке видно, что в случае равномерного распределения доходов попарные доли населения и доходов будут располагаться на диагонали квадрата, что и будет означать полное отсутствие концентрации доходов, или абсолютное равенство в обществе. В реальной жизни не существует ни абсолютного равенства в распределении доходов, ни абсолютного неравенства, когда все население, за исключением одного домохозяйства (человека), не имеет доходов.
Кривая Лоренца строится на основе расчета коэффициента Джини.
Расчет коэффициента Джини производится на основе данных о распределении домохозяйств по уровню среднего на домохозяйства дохода. Вся совокупность получателей делится на пять равных групп и определяется, какой долей дохода владеет каждая группа домохозяйств. При равномерном распределении дохода каждая 20%-ная группа имела бы пятую часть дохода. Чем больше отклонение кривой Лоренца от диагонали (прямой абсолютного равенства), тем большая поляризация доходов в обществе.
Сам индекс Джини определяется как отношение площади фигуры между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства к площади треугольника ОАВ. Коэффициент концентрации доходов варьируется от нуля до единицы, или от 0 до 100%. Более высокое значение коэффициента говорит о более неравномерном распределении доходов.
После начала рыночных реформ (1991) имущественное расслоение общества в России значительно увеличилось, что можно проиллюстрировать на графике кривой Лоренца. Так, в 1991 г. распределение доходов среди населения было наиболее близко к равномерному. Спустя 16 лет дифференциация доходов значительно увеличилась, что видно по возросшему изгибу кривой Лоренца, построенной на основе данных 2007 г. (рис. 19.2). Доля в населении
По данным Правительства РФ, в течение 2000 г. по выборочному обследованию домохозяйств наблюдалась высокая дифференциация населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов. Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% населения с низким уровнем материальной обеспеченности возросло с 9,6 раза в III кв. 2000 г. до 10,2 раза в IV кв. На половину обследованных домохозяйств приходилась четвертая часть общего фонда ресурсов. Существовало также некоторое сглаживание распределения доходов, которое выражалось в сокращении общего уровня доходов пятой 20%-ной группы населения в 2000 г. по отношению к уровню 1999 г. с 47,8 до 47,2% и увеличению доходов четвертой 20%-ной группы с 20,8 до 21,2% за тот же период. Это косвенно указывает на возникновение и укрепление позиций так называемого среднего класса. Соотношение доходов пятой и первой 20%-ных групп населения стабилизировалось, и их разница составляла в 2000 г. 7,7 раза. В настоящее время неравенство в распределении доходов населения сохраняет тенденцию к дальнейшему увеличению.
Неравенство в доходах порождает проблему бедности, которая не является чисто экономическим понятием. Длительное отсутствие средств для нормальной жизнедеятельности означает для определенной части общества воспроизводство состояния бедности. В России порог бедности, за которым следует нищета, рассчитывается на основе прожиточного минимума. В нашей стране появились так называемые «новые русские бедные», к которым относятся социальные группы, имеющие высокое образование, квалификацию и никогда ранее не входившие в более низкие слои общества. Это учителя, врачи, инженеры и другие слои населения, работающие преимущественно в бюджетной сфере.
Борьба с бедностью является важнейшей задачей общества, поскольку оказывает непосредственное влияние на экономический рост. Падение доходов населения сужает внутренний рынок, совокупный спрос и вызывает падение темпов развития национальной экономики. Для обеспечения экономического роста доля заработной платы в национальном доходе должна быть увеличена до мирового уровня — 60%, тогда как в России она составляет 35%.
Составной частью доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты населению в связи с ростом потребительских цен.
Выплаты осуществляются посредством политики индексации, которой подлежат денежные доходы населения, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, стипендии, пособия, оплата труда.
Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности (от акций и других ценных бумаг, доходы от ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Следует отметить, однако, что индексация доходов, как правило, либо отстает от роста цен, либо в лучшем случае позволяет в течение определенного периода поддержать доходы на прежнем уровне. Хотя с 2000 г., когда в России индекс потребительских цен составлял 120,2%, к 2006 г. он снизился до уровня 109%. Действующий механизм индексации доходов населения не позволяет эффективно решать данную проблему.
Конспект составлен на основе статьи журнала «Проблемы современной экономики», № 4 (40), 2011. Автор статьи Соловьева О. А. доцент кафедры экономико-правовых основ управления Челябинского государственного университета, кандидат экономических наук. Тема статьи «Особенности механизма государственного регулирования экономики».
В статье изложена авторская трактовка понимания механизма государственного регулирования экономики, что позволяет по-новому обосновывать необходимость и целесообразность его применения государством в условиях рыночной экономики.
Механизм государственного регулирования экономики можно определить как совокупность конкретных экономических форм хозяйствования, методов управления, организационных структур и правовых форм, посредством которых осуществляется регулирование экономического развития общества. При этом любому уровню развития производительных сил соответствует ряд общих форм организации производства и ведения хозяйства, независимо от специфики производственно-экономических отношений: организационные структуры управления предприятиями (объединениями), эффективные формы межотраслевых взаимосвязей, территориальной организации производства, и т.д.
Механизм государственного регулирования, отражая специфику систем хозяйствования, включает следующие основные характеристики: во-первых, поверхностные формы производственно-экономических отношений (системы цен, налогов, заработной платы и т. д.); во-вторых, организационно-управленческие отношения (система органов управления экономикой, распределение прав и обязанностей между уровнями хозяйствования, формы самоуправления и участия трудящихся в управлении экономикой и т.д.); в-третьих, систему экономических рычагов и стимулов; в-четвертых, совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения в обществе.
Существенное влияние на формирование механизма государственного регулирования оказывает общее положение экономической системы в стране, поскольку она определяет условия становления конкурентного рынка и предпринимательской среды, на которые направлено его действие.
Основополагающим началом формирования механизма государственного регулирования экономики служат конкретные объекты и субъекты регулирования. Объекты воздействия государственных органов власти определяются системой стратегических целей, установленных в процессе формирования государственной экономической политики. Процесс формирования механизма государственного регулирования экономики можно представить в виде следующей последовательности:
— определение конкретных объектов регулирования и целей, трансформированных в критерии регулирования (количественный аналог целей);
— выявление факторов регулирования, определяющих элементы объекта регулирования и их связи;
— установление оптимальных методов воздействия на факторы регулирования, которые конкретизируют инструментарий, способы, технологии достижения поставленных задач;
— предоставление совокупности необходимых ресурсов (материально-технических, финансовых, социальных, институциональных и др.) для регулирования объекта, при использовании которых реализуются методы регулирования, и обеспечивается выполнение стратегической цели.
Несомненно, что для формирования механизма государственного регулирования требуются стабильность политической системы в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.
Сущностные характеристики механизма государственного регулирования раскрываются в его функциях. В качестве основополагающих характеристик можно выделить следующие:
— поддержание соответствия между непрерывно развивающимися производительными силами и конкретными формами производственно-экономических отношений;
— обеспечение экономической реализации отношений собственности, при этом надо иметь в виду, что применение неадекватных сущностным характеристикам собственности форм хозяйствования неизбежно ведет к ее деформации;
— согласование интересов агентов общественного производства, что не может быть осуществлено путем подчинения одних другими, а требует их сочетания;
— реализация социально-экономической политики при условии, что ее цели и задачи формируются как объективный результат функционирования конкретных производительных сил и производственно-экономических отношений, в противном случае они не смогут быть фактором развития и не будут реализованы.
Функционирование механизма государственного регулирования возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой подсистемы (среды), не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности (ответственность) и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью.
Большое влияние на функционирование механизма государственного регулирования оказывает общественная подсистема (общественное мнение), которое формируется в средствах массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать). Несмотря на широкую известность и относительную изученность значимости механизма государственного регулирования экономики, само понятие остается в теории экономики недостаточно четко определенным. В целом механизм государственного регулирования экономики рассматривают, как наиболее активный компонент системы государственного регулирования экономики, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности регулируемого объекта.
Вопрос о структуре механизма государственного регулирования экономики в настоящее время остается дискуссионным.
Государственное регулирование осуществляется следующими основными методами: прямого регулирования хозяйства; косвенного воздействия на экономику через кредитно-денежную сферу.
Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем разработки законодательных актов необычайно разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогового кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимонопольных законов) и т.п.
Прямое государственное регулирование экономики получает преимущественное развитие во время войн. Методы такого регулирования могут быть самые разнообразные. Государство объединяет предпринимателей по отраслям, присваивает правлению картеля функции государственной монополии, берет на себя закупку сырья на внешних рынках, вводит карточную систему распределения потребительских товаров и т.д.
Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование прав собственности и свободы принятия экономических решений. В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы национального хозяйства. Административные методы подразделяются на меры запрета, меры разрешения и меры принуждения.
Косвенное вмешательство предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
Косвенное регулирование экономики осуществляется посредством использования кредитно-денежной системы. Государство принимает меры для предотвращения банкротства промышленных и банковских монополий, выдает субсидии и льготные кредиты. Государство вмешивается в процесс воспроизводства путем изменения процентной ставки в кредитных учреждениях и величины налогов на частные состояния, стимулируя или замедляя капиталовложения. Деятельность государства направляется на поддержание хозяйственной конъюнктуры, преодоление трудностей, диспропорций, возникающих в ходе производства.
Информация о работе Налоговая система как инструмент государственной политики