Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:46, реферат
Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного субъекта, а также сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Кроме того действующее законодательство предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
1. Введение
2. Сущность налогового планирования
3. Классификация, принципы и пределы налогового планирования
4. Этапы налогового планирования
5. Практика применения налогового планирования и перспективы развития
6. Заключение
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра экономики предприятия
и предпринимательской
ДОКЛАД
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Исполнитель М.А. Васильева
гр. ЭП и ПД-07-1
Руководитель И.В Гущина
Иркутск, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного субъекта, а также сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Кроме того действующее законодательство предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса плательщика налогов, места его регистрации и организационной структуры, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
Современная внешняя среда бизнеса характеризуется высокой скоростью изменений. В российской экономике подвижность среды обуславливается, прежде всего, переходным характером отечественного хозяйства, и, как следствие, нестабильностью социально-политической сферы. В этих условиях при принятии решений следует опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов. Следовательно, налоговое планирование должно охватывать большую часть хозяйственного цикла, чем раньше. Это позволит принимать адекватные изменениям внешней среды решения.
Из содержания предпринимательской
деятельности вытекает естественное стремление
хозяйствующих субъектов к
Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:
- недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях,
- оказываются в более
слабой позиции по сравнению
с другими участниками
- не обеспечивают должной системности в своем развитии,
- могут допускать существенные
ошибки в стратегическом развит
Применение налогового
планирования деятельности фирмы и
деловых отношений создает
- прояснение возникающих проблем,
- возможность анализа
и использования будущих
- подготовка фирмы к изменениям во внешней среде,
- стимулирование участников
налогового планирования к
- обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта,
- повышение финансовой
устойчивости и значимости
Процесс налогового планирования
для предприятий-
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Налоговое планирование хозяйствующих субъектов (или планирование на микроуровне) является частью финансового планирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств [1].
Налоговое планирование – совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования посредством разработки и внедрения различных законных схем снижения налоговых обязательств [2].
Налоговое планирование – составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ей оптимальное финансовое состояние [3].
Целью налогового планирования является максимизация прибыли (или точнее достижение ее приемлемого уровня с учетом фактора риска) посредством оптимизации налогового портфеля хозяйствующего субъекта [4]. Такая налоговая оптимизация не имеет ничего общего с узкопрактической направленностью на снижение налоговых поступлений. Минимизация налогов сама по себе не всегда отвечает стратегическим целям деятельности предприятия.
Вместе с налоговым
1) Уклонение от уплаты налогов (tax avasion) осуществляется ввиде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, сокрытия доходов, непредоставления или несвоевременного предоставления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов. Как «любви все возрасты покорны», так и утайкой налогов не брезгуют даже монархи, что показывает пример деятельности в Конго короля Бельгии Леопольда 2 [5]. При уклонении предприятие использует способы, запрещенные законодательством.
2) Обход налогов (tax avoidance) – ситуация, в которой предприятие не является налогоплательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами. Предприятие может использовать в этой ситуации такие незаконные способы, как нерегестрацию своей деятельности или неведение учета объектов налогообложения. Некоторые авторы отмечают, что введение понятия «обход налогов» является лишним. В данном случае действия налогоплательщика направлены также на минимизацию своих налоговых обязательств. При этом данные действия могут, как противоречить, так и не противоречить действующему законодательству. Поэтому указанные действия, исходя из их соответствия закону, следует квалифицировать или как налоговое планирование, или как уклонение от уплаты налогов [1].
3) Стандартный метод (standart method). Предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.
4) Налоговое планирование (tax planning). В этом случае проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами [5].
В начале становления рыночной системы
хозяйствования российские предприятия
зачастую принимали налоговое
Однако со временем налоговое законодательство становится более совершенным, практически ежегодно в Налоговый кодекс РФ вносятся поправки, изменения, дополнения, которые приводят законодательную налоговую базу в соответствие с реальной экономической действительностью. Кроме того большое число российских предприятий, особенно те, которые работают с зарубежными партнерами, в том числе крупные предприятия-экспортеры, для укрепления своих позиций на международном рынке вынуждены вести прозрачный финансовый учет, а значит, использовать только законные способы минимизации налогов [4].
Однако все еще распространены
так называемые «седые схемы», когда
не нарушена ни одна статья российского
законодательства, но в итоге налогоплательщик
получает налоговые преимущества по
сравнению с другими
В современных российских условиях можно выделить следующие основные группы хозяйствующих субъектов, наиболее остро нуждающихся в применении налогового планирования своей деятельности.
Прежде всего, это сложные корпоративные структуры: холдинги, финансово-промышленные группы и другие, имеющие разветвленную сеть дочерних и зависимых предприятий и где возникает круг дополнительных задач, связанных с оптимизацией, которые традиционно занимаются налоговым планированием и имеют самые серьезные разработки в данной области.
Во-вторых, это вновь возникающие частные фирмы. Главная проблема, связанная с применением планирования в данной сфере, недоверие к формальному планированию, основанному на мнении, что бизнес – это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие крупные частные фирмы начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, вводить должность плановика. Данная группа хозяйствующих субъектов стремиться жить по-новому и начинает осваивать процесс налогового планирования.
В-третьих, в планировании нуждаются государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия. Данная группа хозяйствующих субъектов уже не может жить по-старому, поэтому вынуждена осваивать новые приемы налогового планирования, несмотря на свою инерционность и консервативность.
В-четвертых, в налоговом планировании также остро нуждаются малые предприятия, использующие как традиционную, так и упрощенную систему налогообложения, в силу ограниченности своих ресурсов и сложностей, возникающих у них при внедрении рыночных механизмов.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ И ПРЕДЕЛЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В зависимости от уровня управления целесообразно выделять следующие виды налогового планирования: планирование на уровне государства (государственное), хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий, физических лиц (индивидуальное). Налоговое планирование может иметь смешанный характер.
Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов целесообразно классифицировать по видам следующим образом:
1) в зависимости от вида хозяйствующего субъекта следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т.д.
2) в зависимости от организационно-правовой формы имеется специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т.д.
3) в соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия, в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования), ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления).
4) с точки зрения временной определенности: долгосрочное – в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года, годовое и краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода.
5) Исходя из направленности
на перспективу, следует
6) с точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финанансово-хозяйственного состояния предприятия целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование.