Налоговое регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение

1.Налоговая система в регулируемой рыночной экономики.
2.Ресурсные платежи.
Выводы.
Практическая часть.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

2)  Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3)  Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4)  Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5)  Налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6)  Налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

       Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

         Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью – ”налоговое право”. Совокупность нормативных актов образует налоговое законодательство.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый – когда  объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника. Этот налог  вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится  до получения дохода, причем получатель  дохода получает его уменьшенным  на сумму налога. Например, подоходный  налог с физических лиц, выплачиваемый предприятием или организацией-работодателем, когда до выплаты заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет.

           Налоговая система Украины

          К сожалению, о целостной налоговой системе на Украине говорить не имеет смысла, не говоря уже о привязке к механизму кредитования и бюджетного регулирования. Совершенствование налоговой системы сводится к изменению отдельных ее элементов (размеров ставок, льгот, объектов обложения, усиления или замены одних видов налогов на другие).

       Формирование налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и на короткий период.

      Несовершенство налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.

        В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые ставки, множественность налогов, сложность их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как сумма основных налогов, механизмы их изъятия) вряд ли изменится, так как в основном соответствует мировой практике.

         Однако спад производства и углубление кризиса платежей на фоне попыток развертывания механизмов рыночной саморегуляции требует внесения в налоговую систему серьезных корректив.

        Основной целью реформирования системы налогообложения является не изменение ее как таковой, а содействие стабилизации материального производства, повышения его эффективности и на этой основе удовлетворение государственных и социальных потребностей. Система налогообложения, как уже отмечалось ранее, должна обеспечить эффективное использование и оптимизацию структуры распределения и перераспределения национального дохода.

         Поэтому программой действий Кабинета министров Украины “Реформы ради процветания” предусмотрены следующие мероприятия в области налогообложения]:

1 содействие принятию  “налогового кодекса” (НК), обеспечение стабильности, равномерности налогового бремени на различные категории плательщиков с одинаковым уровнем дохода, унификация подходов к плательщикам налогов независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности;

2 снижение налогового бремени путем постепенного снижения ставки по налога на добавленную стоимость и начислений на фонд оплаты труда, отказ от обязательных взносов в инновационный фонд;

3 совершенствование системы  налогообложения малого и среднего  предпринимательства;

4 отмена картотеки и закрепление права налогоплательщиков самостоятельно распоряжаться собственными средствами.

        Любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным принципам.

       Ряд принципов, характеризующих как налогообложение в целом, так затем и систему налогообложения был выделен английским экономистом А. Смитом. Этими правилами руководствуется и налоговая система Украины. Анализ их позволяет сформулировать принципы, отражающие особенности и тенденции современной налоговой системы.

      Принципы построения и назначения налоговой системы нашего государства закреплены в Законе Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.:

1)  стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности – предполагает введение льгот по налогообложению прибыли, направленной на развитие производства (или – формирование экономических и правовых интересов в осуществлении определенной деятельности);

2)  обязательность –  введение норм уплаты налогов  и др. обязательных платежей, определенных  на основе достоверных данных, и установление ответственности  плательщиков налогов за нарушение  налогового законодательства;

3)  равнозначность и пропорциональность – обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равную прибыль и пропорционально больших налогов и сборов – на большие доходы;

4)  равенство, недопущение  каких-либо проявлений налоговой  дискриминации – предполагает  одинаковое отношение к субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов;

5)  социальная справедливость  – обеспечение социальной поддержки  малообеспеченных слоев общества  на основе введения дифференцированного  и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие доходы

6)  стабильность – предполагает  неизменность основных налоговых  платежей, их ставок, а также и  налоговых льгот на протяжении  бюджетного года;

7)  экономическая обоснованность  – предполагает установление  налогов и сборов на основе показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей, учитывая необходимость сбалансированности расходов бюджета с доходами;

8)  равномерность уплаты  – установление таких сроков  уплаты налогов и сборов, которые  обеспечат своевременность поступления средств в бюджет;

9)  компетенция – установление  и отмена налогов является  прерогативой ВРУ и советов  соответствующих уровней;

10)  единый подход –  предполагает обеспечение единого  подхода к разработке налогового  законодательства;

11)  доступность – удобство  для плательщиков норм налогового  законодательства.

        К вышеперечисленным традиционным принципам, связанным с идеями А. Смита, можно добавить и несколько более узких, используемых в Украине правил

- налоги и затраты на  их взимание должны стремиться к минимуму;

- исключение двойного  налогообложения;

- порядок взимания налогов  должен предусматривать минимум  вмешательства в частную жизнь  налогоплательщика;

- обсуждение проектов, законов  о налогообложении должно носить  гласный, открытый характер.

         Налог можно выделить с одной стороны и как простейшее отношение в сфере государственных финансов. Вместе с тем, налог – универсальная исходная категория, которая выражает основные сущностные черты и свойства финансов в любой развитой экономической системе рыночного типа. Не случайно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма в системе финансовых отношений становится преобладающей.

         Анализ налогов как исходной категории дает правильный ориентир для познания структуры финансовых отношений, рассмотрения различных финансовых понятий и категорий в строгом соответствии с объективным ходом исторического процесса, внутренней логикой развития финансов.

        Посредством налогов государство изымает часть чистого дохода общества и доходов населения и распределяет ее в соответствии с экономическими, политическими и социальными целями.

       Налоги в настоящее время выступают не только средством образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования экономических отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.

        Относительно общий подход при характеристике налога сохраняет и действующее законодательство. Так в статье 2 Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г. дается следующее понятие налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды – это “обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях определяемых законами Украины о налогообложении”. Однако, необходимо разграничить налог, сбор и обязательный платеж налогового характера, как схожие, но все же различные изъятия в бюджет.

        Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки :

*  вид платежа, регулируемый  актом компетентного органа государственной  власти;

*  сумма, изымаемая с  помощью налогового механизма, вносится в бюджет соответствующего уровня или целевой фонд. Распределение налогов по бюджетам и фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией (может происходить двумя путями: закрепление за бюджетом или распределение между бюджетами разных уровней);

*  нецелевой характер  налогового платежа – означает  поступление его в фонды аккумулируемые  государством и используемые  на удовлетворение государственных  потребностей. При этом фактически  теряется грань от какого субъекта  они поступили и на какие цели будут использованы;

*  индивидуальная безвозмездность  или односторонний характер налогового  платежа. В основе этого признака  заложено однонаправленное движение  средств от плательщика к государству, вне зависимости от получения каких-либо услуг или благ со стороны государства;

*  безусловный характер  налога является продолжением  предыдущего признака и опять-таки  означает уплату налога, не связанную  ни с какими встречными действиями  со стороны государства;

*  обязательный характер налога – предполагает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.

      Вся совокупность налогов и сборов, составляющих налоговую систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие классификации, закреплённой законодательством Украины :

        1. По отношению к бюджетному устройству государства (или – в зависимости от органа, осуществляющего взимания и распоряжение налогом):

Информация о работе Налоговое регулирование экономики