Налоговой контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Главными задачами налогового контроля являются:
обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
Обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
выявить и пресечь налоговые правонарушения.3

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………....…………………….………..............3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.……………….…….…….5
1.1. Понятие и особенности налогового контроля……………...…….…….…….5
1.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль………...……….............…..7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………….…...9
2.1. Формы и виды налогового контроля….…………….…….………..................9
2.2. Камеральная и выездная налоговые проверки..…………………...…….....14
2.3 Действия налоговых органов при проведении проверки и оформление результатов налоговой проверки …………………………………………………..…19

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ....25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……….....................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……….................31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК НАЛОГИ.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

- периоды, за которые проводится  проверка;

- должности, фамилии и инициалы  сотрудников налогового органа, которым поручается проведение  проверки.

Форма решения руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые органы не вправе проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2-х выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Проверка не может  продолжаться более 2-х месяцев Указанный  срок может быть продлен до 4-х  месяцев, иногда до 6 месяцев.

В рамках проверки налоговый  орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить  самостоятельную выездную налоговую  проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Налоговый орган может проводить проверку филиалов и представительств только по одним налогам в один период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более 2-х выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В этом случае срок проверки не может превышать 1 месяц.

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых  органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

- изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения;

- вызывать и допрашивать свидетелей;

- осматривать помещения,  территорию налогоплательщика;

- привлекать специалистов  и (или) переводчиков;

- привлекать понятых;

- назначать экспертизу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Действия налоговых органов при проведении проверки и оформление результатов налоговой проверки

Выемка документов и предметов

Выемка документов производится на основании мотивированного письменного постановления должностного лица налогового органа, проводящего проверку, которое должно быть предъявлено до начала выемки. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Выемка документов и  предметов производится в присутствии  понятых и лиц, у которых она производится. Изъятые документы перечисляются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с их точным указанием. Копия протокола выемки должна вручаться проверяемому лицу.

НК РФ вводит следующие  ограничения на процедуру выемки документов:

  • не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;
  • изыматься могут только те предметы и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки.

Закон предоставляет  право проверяемому лицу требовать  дополнительной проверки (назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или повторной экспертизы (назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности).17

 Участие свидетеля

В качестве свидетеля  для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут  быть известны обстоятельства, имеющие  значение для осуществления налогового контроля, кроме:

  • лиц,  которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лиц, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи свидетельских показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

О производстве осмотра  составляется протокол, в котором  должны быть указаны в соответствии со ст. 99 НК РФ:

  1. место и дата производства конкретного действия;
  2. время начала и окончания действия;
  3. должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
  4. Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
  5. содержание действия, последовательность его проведения;
  6. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол подписывается  всеми лицами, участвующими в осмотре. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Осмотр

На основании статьи 92 НК РФ  проверяющие вправе производить  осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которых проводится налоговая проверка. К таким помещениям и территориям относятся производственные, складские торговые и иные площади, используемые для извлечения дохода либо связанные с содержанием объекта налогообложения.

Осмотр производится в присутствии понятых и лица (его представителе), в отношении которого проводится проверка, а также специалистов.

Экспертиза

Экспертиза назначается  постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперт приглашается на договорной основе.

При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо вправе:

  • заявить отвод эксперту
  • просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц
  • представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта
  • присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту
  • знакомится с заключением эксперта.

По результатам проверки эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.18

Привлечение специалиста  и участие переводчика

Специалист и переводчик привлекаются на договорной основе не заинтересованный в исходе дела. Так  же при проведении проверки специалист может являться и свидетелем. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей или ложный перевод.

Участие понятых

Понятые вызываются в  количестве не менее 2-х человек. Понятым  может выступать любое лицо, не заинтересованное в исходе дела. Не могут быть понятыми лица налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, проводившихся в их присутствии.19

 Оформление результатов налоговой проверки

Результаты документальной проверки расчетов по налогу должны оформляться справкой или актом.

По окончании проверки контрольным органом составляется справка о проведенных процессуальных мероприятиях, в которой отражаются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручается налогоплательщику.

Не позднее 2-х месяцев после составления данной справки должностное лицо налогового органа обязано оформить результаты выездной налоговой проверки в виде акта.

В случае выявления нарушений  законодательства о налогах и  сборах в ходе проведения камеральной  налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки и передан в течение 5 дней лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта налоговая проверка (его представителем).20

Во вступительной части  акта указываются характеристика предприятия, должностные лица, вид проведенной проверки.

Описательная часть  акта включает изложение фактов и  действий, связанных с нарушениями. При этом детализируют каждый факт неправомерных действий со ссылками на конкретные первичные документы, нормативные инструкции, положения закона. Налоговый инспектор может изъять документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов налогообложения.

В результативной части  акта обобщаются выявленные факты, подсчитывается и фиксируется сумма недоплаты  по каждому конкретному налогу. В случае выявления в ходе проведенной проверки налоговых правонарушений в акте проверки обязательно отражаются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, а так же указываются статьи НК, на основании которых квалифицируются деяния налогоплательщика.

Запрещается включать в  акт квалификационную оценку действий.

В изложении акта документальной проверки должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета налогов, при этом по каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующий нормативный документ.

Налогоплательщик имеет  право не подписывать акт налоговой  проверки предоставить письменное объяснение о причинах подобного отказа. В случае несогласия налогоплательщика с фактами или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, он имеет право в течение 15 дней представить в налоговый орган письменные возражения по акту. Контролируемый субъект также вправе приложить к своим возражениям документы, свидетельствующие об обосновании его возражений.

Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и  с протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр проверяющему, второй - под расписку руководителю проверяемого предприятия.

По общему правилу запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одному и тому налогу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период.  Исключение из этого правила составляют 2 случая:

  • проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • проведение налоговой проверки вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего первичную проверку.

Все материалы проверок (акт проверки, справка, протокол об административном правонарушении и др.) не позднее следующего дня, по прибытии проверяющего передаются в налоговую инспекцию.

Далее материал проверки передается начальнику отдела, а в необходимых случаях - начальнику налоговой инспекции или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям.

В таком же порядке, должны осуществлять документальную проверку расчетов по налогам налоговые органы по месту нахождения филиалов, отделений и других обособленных подразделений предприятий, находящихся на территории Российской Федерации, имеющих расчетные счета в учреждениях банков, и самостоятельно реализующих за плату - товары, работы и услуги.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Эффективный контроль за исполнением налогового законодательства требует адекватных мер налогового регулирования, обеспечивающих справедливость и прозрачность в планировании и проведении выездных налоговых проверок.

В целях повышения  обоснованности включения объектов в план проведения выездных налоговых  проверок и улучшения предпроверочной  подготовки целесообразен переход  к перспективному годовому планированию, включающие следующие этапы:

Информация о работе Налоговой контроль в РФ