Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь, а также анализ её влияния на развитие экономики в целом и в частности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность фискальной политики;
определить цели фискальной политики;
осветить виды, типы и инструменты фискальной политики;
проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;
Управление долгом практически не сопряжено с управлением государственными активами. В управлении государственным имуществом отсутствует комплексность и подходы, опирающиеся на оценку эффективности. Все перечисленные проблемы требуют серьезной реформы бюджетного законодательства.
Исходя из выше сказанного основными целями бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие — повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Основные задачи включают:
1.совершенствование структуры
и механизмов взимания
2.радикальное упрощение
процедур налогового
3.оптимизацию бюджетных
расходов и повышение
4.повышение эффективности
управления государственным
Реализация указанных задач бюджетно–налоговой политики позволит довести долю налоговых доходов консолидированного бюджета в ВВП до 25,4 процента, уменьшить дефицит консолидированного бюджета до 1,5 процента от ВВП.
При формировании проекта бюджета на 2011 год рост реального ВВП был оценен на уровне 110%, предполагаемая инфляция - на уровне 8% за год.
Отличительными характеристиками проекта бюджета- 2011 стали:
По словам Андрея Кривошеева: «Бюджет 2011 года, совмещает две, на первый взгляд, несовместимые концепции. С одной стороны, он социальный, т.е. предусматривает значительные финансовые ресурсы на выплату зарплат бюджетникам, поддержку медицины, образования, науки и культуры. С другой - инновационный, т.е. предполагает расширение финансирования новых инновационных проектов и технологий».[12]
Главными приоритетами бюджетной политики в 2011 г. стали устойчивость бюджетов всех уровней при полном выполнении бюджетных обязательств с концентрацией ресурсов на финансировании национальных приоритетов и государственных программ.
Налоговая политика в 2006 - 2015
годах будет формироваться, исходя
из необходимости существенного
упрощения налоговой системы, поэтапного
снижения налоговой нагрузки, качественного
улучшения налогового администрирования,
повышения рациональности, прозрачности,
справедливости и стабильности налоговой
системы. Справедливость и нейтральность
налоговой системы
Существенные реформы
произошли в налоговом
С 2011 года полностью отменены:
Это позволит снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,4% к ВВП. В распоряжении предприятий останется более 700 млрд. рублей, которые станут дополнительными инвестициями и оборотными средствами в экономике.
Сняты ограничения на применение инвестиционных льгот по основным налогам (налогу на прибыль и НДС):
прибыль, направляемая на капитальные
вложения, будет освобождаться от
налогообложения по факту инвестиций
без увязки с использованием амортизационного
фонда, как это происходит сейчас.
Действие этой льготы будет распространено
и на займы, которые белорусские
организации получают от нерезидентов,
что создаст более
плательщики смогут принимать к вычету «входной» НДС, уплаченный при капитальных вложениях. В 2011 году такие налоговые вычеты предоставляются плательщикам без учета фактических оборотов по реализации в размере 1/12,т.е. в течение одного финансового года. В последующие годы планируется свести такой зачет к минимуму. Это увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов.
Налог на прибыль в Беларуси в 2012 году снизится с 24% до 18%.
С 2011 года улучшено налоговое администрирование:
Работа по улучшению налогового администрирования по многим моментам выходит за рамки Кодекса. Поэтому для комплексного решения вопроса по упрощению налоговой системы до конца текущего года в этой сфере планируется принять дополнительные меры. Они направлены на:
В Результате реализации предлагаемых мероприятий основу налоговой системы Беларуси, как и в большинстве европейских стран, составят налоги на потребление (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. Из них обычный плательщик будет уплачивать только 5 налогов, причем преимущественно ежеквартально.
Исходя из изложенных мер налоговой политики, доходы консолидированного бюджета в 2011 году определены в сумме 54,5 трлн. рублей, или 118% к оценке 2010 года. Структура доходов не изменится. Основную долю доходов бюджета приносят НДС (35,1%), налог на прибыль(10,1%), доходы от внешнеэкономической деятельности(13,3%), акцизы(9,9%).
Проектом бюджета допускается предельный уровень дефицита в размере 6,0 трлн. рублей, или 3% к ВВП, что соответствует международным и национальному стандартам финансовой безопасности. Его финансирование будет осуществляться за счет остатков средств бюджета, привлечения ресурсов на внешних и внутренних финансовых рынках.
В пределах прогнозируемых ресурсов бюджета первоочередном порядке будет обеспечен рост заработной платы в бюджетной сфере, который учитывает общее повышение заработной платы для всех категорий бюджетник. Расходы на эти цели возрастут почти в 1,5 раза.
Конечно же, подобное целевое повышение заработной платы в бюджетном секторе приводит к существенному изменению структуры расходов бюджета и оказывает наибольшую на него нагрузку.
В целом характеризуя бюджет, четыре статьи его расходов, таких, как заработная плата, начисления на нее, трансферты населению и обслуживание государственного долга составляют в 2011 году почти 50% бюджетных расходов (в 2010 -40%, в 2009 – до 34%).[17]
На основе комплексного
и многостороннего исследования
организации доходов бюджета и исполнения
бюджета можно наметить основные направления
развития бюджета в перспективе. Развитие
рыночных отношений, усиление роли
государственного бюджета в
условиях трансформационной экономики
в Республике Беларусь требует
За последние три года Беларусь
имела положительную динамику продвижения
в рейтинге "Ведение бизнеса". В прошлом
году Республика Беларусь занимала 58-е
место, улучшив свой рейтинг на 24 пункта
по сравнению с данными Doing Business-2009, после
рывка на 33 позиции в 2008 году (со 115-го места).
Нынче эксперты Всемирного банка и Международной финансовой
корпорации пересмотрели структуру показателей,
из которых складывается итоговый рейтинг,
исключив из него индикатор "Трудовые
отношения". Поэтому по итогам прошлого
года Беларусь заняла 64-е, а не 58-еместо.
Стоит также отметить,
что власти Беларуси придают большое значение
этому рейтингу. Так, президент Лукашенко
поставил задачу в течение ближайших лет
войти в число тридцати стран с наилучшими
условиями для ведения бизнеса. В августе
Минэкономики выразило надежду на улучшение
позиций Беларуси в рейтинге Doing Business-2011
на 10 пунктов. Однако эксперты Международной финансовой
корпорации и Всемирного банка были иного мнения.
В реформах, которые были проведены в Беларуси
в период с июня 2009 года до июня 2010 года,
эксперты не увидели положительной динамики
по ряду показателей. Не произошло изменений
и в сфере "Обеспечение исполнения контрактов",
где Беларусь по-прежнему находится на
12-м месте.
В двух показателях
Беларусь сбавила обороты: "Ликвидация
предприятий" – 93-е место (75-е место
в прошлогоднем рейтинге), "Защита прав
инвесторов" – 109-е место(108).
Положительная динамика наблюдалась в следующих сферах: "Создание предприятий" – 7-е место (8-е в прошлогоднем рейтинге), "Международная торговля" – 128-е место (129), "Регистрация собственности" – 6-е место (9), "Получение разрешений на строительство" – 44-е место (54), "Получение кредита" – 89-е место (109).
По позиции «Налогообложение» Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения.
В частности, в оценке Всемирного банка учитываются:
1. применение в 2009 году “оборотного” налога с выручки (отменен с 2010 года);
2. применение налога с продаж (отменен с 2010 года);
3. ежемесячные сроки уплаты
налога на прибыль и налога
на добавленную стоимость (
4. применение транспортного сбора (полностью отменяется с 2011 года).
Информация о работе Налогово-бюджетная политика: понятие, цели, инструменты