Налоговые льготы и особенности их применения по НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:29, контрольная работа

Краткое описание

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Содержание

Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Возникновение и сущность НДС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Субъект, объект НДС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Ставка НДС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Льготы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Современные проблемы, связанные с НДС, и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 
 
 

Кафедра: Налогообложения и учета 
 
 

Контрольная работа по: Налогам и налогообложению 
 
 
 
 

Тема: Налоговые льготы и особенности их применения по НДС 
 
 
 
 
 

. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2011 г. 

 

      Содержание

         Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

  1. Возникновение и сущность НДС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
  2. Субъект, объект НДС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  3. Ставка НДС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
  4. Льготы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
  5. Современные проблемы, связанные с НДС, и возможные пути их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

         Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  24

         Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 
     

 

ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  возникли с появлением государства  как один из методов мобилизации  денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

     Таким образом, налоговая система- это  важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных отношений в стране, способствовать развитию предпринимательства и  в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

     Налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. А это несомненно вызывает вопросы связанные с использованием налоговых льгот, ведь как показывает практика, каждый налогоплательщик пользуется той или иной налоговой льготой или стремится получить ее.

     Практически все современные налоговые системы  используют сходные наборы различных  налогов. 

     НДС является косвенным налогом и  по сути своей представляет налог  на потребление, поскольку этим налогам в основном облагаются товары и услуги по пути к потребителю. Конечный потребитель здесь выступает не только как частное лицо, этот налог уплачивают и потребители непроизводственной сферы. 

     НДС и акцизы зарекомендовали себя во многих странах с рыночной экономикой не только эффективными фискальными инструментами бюджета, но и как обеспечивающими равноправные условия хозяйствования для всех предпринимателей.

 

      1 . Возникновение и сущность НДС

     Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

     НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары. Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю). 
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

     В настоящее время НДС взимается  более чем в сорока странах  мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

     Систему налогов, поступающих в бюджеты  разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.

     Прямые  налоги – это налоги, взимаемые  государством непосредственно с  доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.

     Косвенные налоги – взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним  относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

     Несмотря  на  значительные преимущества прямых налогов, полная замена ими косвенных  налогов представляется нереальной даже в условиях экономики благосостояния, не говоря уже о слаборазвитых  странах.

     Для достижения известного в экономической теории оптимума по Парето в налогообложении должно выполняться условие, когда пределы использования регрессивных по своей сути косвенных налогов в обществе будут ограничены рамками прогрессивного прямого налогообложения. Но при этом следует иметь в виду, что излишняя прогрессивность прямого налогообложения также недопустима. Только в этом случае можно говорить об экономике благосостояния и о социальном равенстве. Соотношение между двумя группами налогов в конкретный исторический момент и в конкретной стране будет зависеть от экономических, национальных и территориальных особенностей развития государства.

     Универсальным косвенным налогом является налог  на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.

     Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).

     Фискальная  монополия – специфический вид  косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются исключительной монополией государства. Государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления – табак, спички, соль и т.п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной – монополизирует или только производство, или только реализацию какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В настоящее время в Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.

     Таможенные  пошлины – косвенные налоги, применяемые  во внешнеэкономической деятельности.

     НДС, акцизы и таможенные пошлины входят в состав федеральных налогов.

     Федеральные налоги – основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты  налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов  и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами РФ в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

     2. Субъект, объект  НДС

     Говоря  о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о субъектах налога (плательщиках). Плательщиками НДС на основании статьи 2 Закона РФ от 06.12.1991 №5142-1 «О налоге на добавленную стоимость» являются:

  1. Организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, учреждения, другие виды организаций), осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  2. Предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  3. Индивидуальные частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
  4. Филиалы, отделения, и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ;
  5. Международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

     Объектами НДС являются: 

     1) обороты по реализации на территории РФ товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, выполненных работ и оказанных услуг;

     2) обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

     3)  обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям или физическим лицам;

     4) обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

     5) обороты по реализации предметов залога;

     6) товары, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными режимами, установленными российским таможенным законодательством.

     Нельзя  не сказать об определении облагаемого  оборота: на основании статьи 4 Закона РФ от 06.12.1991 №5142-1 «О налоге на добавленную стоимость» облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС. В него входят также любые денежные средства, получаемые предприятиями, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары).

     Хотелось  бы обратить внимание, что при исчислении облагаемого оборота относительно подакцизных товаров, то в него включается сумма акциза. Это очень важно, так как в связи с этим возникает своеобразная проблема, которая будет рассмотрена мною ниже в соответствующей главе.

     Если  товары были реализованы без оплаты их стоимости величина облагаемого  оборота определяется условным методом, который рассматривает  три случая:

     1. Обмен одних товаров (работ, услуг) на другие, то облагаемый оборот определяется: при возможности установить цены обычной реализации продукции, то определяется средняя цена за месяц до обмена, если же такой возможности нет, то за основу берутся фактические рыночные цены за аналогичную продукцию;

     2. При совершении сделки дарения: товар передается также без оплаты его стоимости; облагаемый оборот определяется так же, как и для договора обмена товаров;

     3. Внутреннее потребление налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При невозможности подсчета средней цены такой продукции облагаемый оборот исчисляется на основе ее фактической себестоимости.

3. Ставка НДС

     В России НДС действует с 1992. Порядок исчисления налога и его уплаты в настоящее время регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100, что говорит о казуистичности и недоработанности законодательства в этой области.

Информация о работе Налоговые льготы и особенности их применения по НДС