Налоговые проверки некоторых категорий налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление проблем проведения налоговой проверки некоторых налогоплательщиков и определение возможных путей их решения. В соответствии с поставленной целью в данной курсовой работе были определены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность обособленного подразделения;
выявить особенности проведения проверки обособленных подразделений;
определить понятие крупнейшего налогоплательщика;
выявить особенности проведения проверки крупнейших налогоплательщиков;
проанализировать проблемы налоговой проверки некоторых налогоплательщиков.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые проверки некоторых налогоплательщиков.doc

— 301.50 Кб (Скачать файл)

Истребуемые документы  представляются в виде заверенных проверяемым  лицом копий. Речь здесь идет о  подписи ее руководителя (заместителя  руководителя) или иного уполномоченного  лица и печати этой организации. При  необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Теперь посмотрим, что делать, если проверяемое лицо не имеет возможности  представить документы в срок. В данном случае необходимо на следующий  день после получения требования письменно уведомить проверяющих лиц о невозможности передачи бумаг в назначенный промежуток времени, с указанием причины и новых сроков представления документов. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа своим решением вправе продлить сроки представления документов либо отказать в продлении сроков (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Обратите внимание: во время выездных проверок при необходимости налоговики могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осмотр помещений и территорий, используемых проверяемым лицом (п. 13 ст. 89 НК РФ). Причем при наличии у лиц, осуществляющих проверку достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих бумаг (п. 14 ст. 89 НК РФ).

В последний день выездной проверки проверяющий обязан составить соответствующую справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику либо его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В течение двух месяцев  со дня составления справки уполномоченные должностные лица налоговых органов  оформляют акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Далее указанный акт в течение пяти рабочих дней должен быть вручен налогоплательщику. Если проверяемое лицо уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражают в акте налоговой проверки и сам акт направляют по почте заказным письмом. В этом случае моментом вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Налогоплательщик в  случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, вправе в течение 15 рабочих дней со дня его получения акта представить в инспекцию свои письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту налоговой  проверки должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для направления письменных возражений. Причем указанный срок может быть продлен на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. При этом неявка налогоплательщика, уведомленного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Решение по акту налоговой  проверки должно быть вручено в течение 5 рабочих дней после дня его вынесения. При этом оно вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Учтите, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Президиум ВАС в постановлении  от 16.06.2009 г. № 391/09 обратил внимание на то, что участие лица, в отношении  которого проводилась налоговая  проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Отметим, что решение  инспекции может быть обжаловано налогоплательщиком. Здесь нужно  знать следующее:

  1. не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ);
  2. вступившее в силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2 НК РФ);
  3. решение может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Повторная выездная налоговая  проверка проводится независимо от времени  проведения предыдущей проверки по тем  же налогам и за тот же период. В данном случае может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке. При этом никакие ограничения о периодичности проверок не действуют (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Итак, повторная выездная налоговая проверка может быть проведена:

  • вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При этом проверяется только тот период, за который была представлена уточненная декларация.

Обратите внимание: если при проведении повторной выездной проверки будет выявлен факт совершения правонарушения, которое не было замечено при проведении первоначальной проверки, то к налогоплательщику не будут  применены никакие налоговые  санкции. Исключение составляют лишь случаи, когда невыявление правонарушения явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Процедура проведения камеральных  налоговых проверок прописана в  ст. 88 НК РФ.

Общие требования к камеральным проверкам:

  • место проведения – по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ);
  • основание – налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ);
  • период проведения проверки – в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Итак, налоговый орган  потребует с вас необходимые  пояснения или попросит внести соответствующие  исправления в случаях выявления  камеральной налоговой проверкой следующих несоответствий (п. 3 ст. 88 НК РФ):

  • ошибок в налоговой декларации (расчете);
  • противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.

Процедура истребования пояснений по камеральной налоговой проверке выглядит следующим образом:

  1. налоговый орган направляет налогоплательщику требование о предоставлении необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  2. налогоплательщик исполняет требование в течение пяти рабочих дней со дня его получения (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  3. если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, то должностные лица инспекции составляют акт проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган  пояснения, вправе дополнительно представить  в инспекцию выписки из регистров  налогового или бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Налоговики могут попросить  у проверяемого лица необходимые  для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Процедура истребования документов по камеральной налоговой проверке аналогична порядку, прописанному для  выездных проверок, поэтому мы не будем останавливаться на ней подробно.

Между тем в некоторых  случаях налоговики вправе при проведении камеральной проверки истребовать  документы и при отсутствии ошибок и несоответствий. Речь здесь идет о налогоплательщиках, использующих налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ), а также о тех, у кого при подаче декларации по налогу на добавленную стоимость заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Порядок принятия решения  по акту камеральной проверки и предоставление возражений аналогичен процедуре прописанной для выездных налоговых проверок.

 

2.1. Характеристика  ИФНС по г.Сургуту и отделов  осуществляющих налоговую проверку.

  

 Преобразование  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам в Федеральную  налоговую службу повлекло за собой изменения в системе налоговых органов г. Сургута. Приказом ФНС России от 10 октября 2004 года Инспекция МНС России по г. Сургуту преобразована в Инспекцию ФНС России по г. Сургуту. Место нахождения ИФНС России по городу Сургуту: 628400, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, г.Сургут, ул.Геологическая, д.2. По состоянию на 01 июля 2010 года на учете в Инспекции состоит 392125 налогоплательщиков, в том числе юридических лиц по месту нахождения -13721, филиалов - 1379, физических лиц - 377025, в том числе индивидуальных предпринимателей - 11451.

Структура инспекции - это перечень ее структурных подразделений  и распределение функций между  ними. Налоговая инспекция это  сложный механизм, выполняющий множество  функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников.

         В статье 102 Налогового кодекса  Российской Федерации установлено  и раскрыто понятие налоговой  тайны. В соответствии с этой статьей, практически вся информация, аккумулирующаяся в налоговой инспекции, представляет собой налоговую тайну, и налоговые органы несут ответственность за ее неразглашение. Структурирование инспекции на отделы позволяет обеспечить разграничение доступа сотрудников к информации в зависимости от задач, решаемых каждым из них, и способствует предотвращению утечки сведений на сторону. Защита информации, хранящейся в базах данных Инспекции по физическим и юридическим лицам, а также многой другой, осуществляется на достаточно высоком уровне - каждый сотрудник организации, работающий с этими данными, имеет индивидуальный пароль для доступа.

         Основной структурной единицей  ИФНС по г. Сургуту является  отдел. Отдел является самостоятельным  структурным подразделением инспекции, возглавляется начальником отдела, подчиняется руководителю или заместителю руководителя инспекции в соответствии с распределением обязанностей между ними. Отдел занимается более-менее обособленным направлением работы, но в тоже время информационно и технологически связан с другими подразделениями инспекции. Административно отдел подчиняется руководителю инспекции, а методически – соответствующему отделу в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Руководство отделом осуществляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от должности приказом руководителя инспекции по согласованию с управлением ФНС России по субъекту федерации. Назначение и освобождение от должности специалистов отдела производится приказом руководителя инспекции по согласованию с начальником отдела.

Для четкого  определения задач, функций, прав и  обязанностей отдела существует положение  об отделе. Это положение разрабатывается  при создании отдела, как правило, на основе типового положения об отделе соответствующего профиля, разрабатываемого ФНС России, и уточняется по мере необходимости. Утверждает положение об отделе руководитель инспекции.

Минимально  допустимая численность отдела составляет 5 человек. Если в составе инспекции  по тем или иным причинам невозможно выделить отдел такой численности, занимающийся одним направлением работы, то создается отдел, занимающийся несколькими направлениями работы, но с численностью не менее 5 человек.

Изменения в  системе налоговых органов города Сургута повлекли за собой изменения в структуре Инспекции. В настоящее время она состоит из 18 отделов, каждый из которых выполняет свои определенные функции.

 

Таблица 1

Структура ИФНС по городу Сургуту

№ отдела

Наименование  отдела

ФИО начальника отдела

01

Руководство

Крючина Л.И.

02

Отдел общего обеспечения

Пахотина А.М.

03

Отдел финансового  и хозяйственного обеспечения

Алтухова О.Г.

04

Отдел кадрового  обеспечения и безопасности

Семенченко  Г.С.

05

Юридический отдел

Вуколов И.Л.

06

Отдел регистрации  и учета налогоплательщиков

Маковкина Н.В.

07

Отдел работы с  налогоплательщиками

Хоменко Е.В.

08

Отдел информационных технологий

Литвинова О.Г.

09

Отдел ввода  и обработки данных

Парчевская  И.В.

10

Отдел учета  отчетности и анализа

Трофимова Е.В.

11

Отдел урегулирования задолженности

Криворучко  О.В.

12

Отдел выездных проверок № 1

Кузнецова Е.В.

13

Отдел выездных проверок № 2

Трубицына С.В.

14

Отдел камеральных  проверок № 1

Сабитов Л.Г.

15

Отдел камеральных  проверок № 2

Химяк Е.Л.

16

Отдел камеральных  проверок № 3

Кечин А.А.

17

Отдел камеральных  проверок № 4

Комратова И.Н.

18

Отдел оперативного контроля

Батраков А.С.

Информация о работе Налоговые проверки некоторых категорий налогоплательщиков