Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:10, контрольная работа
Цель работы: изучение организации налогового контроля в Российской Федерации. Задачи:
дать определение термину налоговый контроль;
рассмотреть формы налогового контроля;
кратко охарактеризовать основные виды налоговых проверок;
выявить возможные дополнительные мероприятия при проведении налогового контроля.
I. Теоретическая часть
3
Введение
3
1. Понятие, объект, предмет, цели и задачи налогового контроля
4
2. Формы и методы налогового контроля
6
2.1. Налоговая проверка
6
2.2. Проверка данных учета и отчетности
9
2.3. Прочие формы налогового контроля
10
2.4. Формы налогового контроля во временном разрезе
13
2.5. Методы налогового контроля
13
3. Дополнительные мероприятия при проведении налогового контроля
15
Заключение
18
II. Расчетная часть
19
Налогоплательщик вправе в 2-х недельный срок со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. В течение 14 дней по истечении срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний и объяснений налогоплательщика выносит решение по материалам проведенной выездной проверки.
Согласно ст.31 и 93 НК РФ налоговые органы должны требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. При этом лицу вручается требование о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения проверяемому лицу соответствующего требования. Этот срок может быть продлен в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный срок. Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.
Истребование документов возможно только в рамках налоговой проверки, причем содержание истребуемых документов должно быть так или иначе связано с предметом самой проверки. При проведении налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать или получить у налогоплательщика только те дополнительные сведения, объяснения и документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В соответствии с п.5 ст.93 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы (пункт 5 ст.93 НК вступает в силу с 1 января 2010 года и применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2010 года).
В силу ст.93.1 НК должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента), эти документы (информацию). Истребование таких документов (информации) может проводиться также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Как видим, данное контрольное мероприятие фактически представляет собой не что иное, как встречную проверку.
Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, налоговики вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) и копию поручения об истребовании документов (информации). Требование должно быть исполнено получившим его лицом в течение 5 дней со дня получения. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в пятидневный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок их представления.
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.129.1 НК РФ.
В ст.82 НК упоминается такая форма налогового контроля, как получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора. Кроме того, согласно п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменных уведомлений налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими налогового законодательства. Пояснения в зависимости от конкретных обстоятельств предоставляются налогоплательщиком в устной или письменной форме. К пояснениям могут прилагаться необходимые документы (накладные, внутренние приказы и распоряжения, счета-фактуры и др.).
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить такую форму налогового контроля, как инвентаризация имущества налогоплательщика. Порядок проведения инвентаризации регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденным Приказами Минфина РФ от 10.03.99 № 20н и МНС РФ от 10.03.99 № ГБ-3-04/39. Возможность проведения инвентаризации в ходе камеральной налоговой проверки законом не предусмотрена.
Распоряжение о проведении инвентаризации, порядке и сроках ее проведения, перечне имущества, подлежащего инвентаризации, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа. Основными целями инвентаризации являются: а) выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; б) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; в) проверка полноты отражения в учете обязательств.
Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика, а также материально ответственных лиц, которые дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества определяется путем подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
Инвентаризационные описи
Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить форму налогового контроля – осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Поводом к проведению осмотра может явиться наличие у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, и в других аналогичных случаях. П. 2 ст. 92 НК РФ устанавливает, что должностными лицами налогового органа может быть произведен осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки, в случае если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо когда получено согласие владельца этих предметов. Необходимо иметь в виду, что возможность осмотра должностными лицами налогового органа территорий, помещений налогоплательщика вне рамок выездной налоговой проверки не предусмотрена.
Осмотр производится в присутствии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при осмотре лично либо через своего представителя. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки.
Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемым при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства, применяемые сотрудниками контролирующих органов при его осуществлении. Выделяют документальный и фактический налоговый виды контроля, методы которых могут существенно различаться:
Документальный контроль реализуется в первую очередь посредством и в процессе камеральных (то есть проводимых по предоставленным субъектом контроля бухгалтерским и иным юридически и фискально значимым документам, без выезда на место) проверок; его основные методы:
Фактический контроль связан с проведением выездных налоговых проверок. Основной формой (способом) налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить своевременность, полноту и правильность исчисления фискальнообязанным лицом своих обязанностей. Остальные формы используются в качестве вспомогательных для выявления налоговых правонарушений или применяются для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки (истребование документов, получение пояснений налогоплательщика и показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц с их доходами, экспертиза, учет налогоплательщиков).
налогового контроля
Налоговые проверки указаны в п. 1 ст. 82 НК РФ в качестве одной из форм проведения налогового контроля. Наряду с налоговыми проверками существуют дополнительные мероприятия проведения налогового контроля.
При проведении контрольных мероприятий, прежде всего, в ходе налоговых проверок, должностные лица налоговых органов наделены полномочиями осуществлять различного рода процессуальные действия. Для соблюдения прав и законных интересов частных лиц при осуществлении этих действий должны строго соблюдаться установленные законом правила и процедуры. В противном случае доказательства, полученные в ходе контрольных мероприятий, могут быть признаны недопустимыми.
Выемка документов и предметов производится должностным лицом налогового органа в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставления в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ). До начала выемки должностное лицо налогового органа обязано предъявить постановление о производстве выемки и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ). В п. 4 ст. 94 НК РФ предусмотрены добровольный и принудительный порядок производства выемки документов и предметов.