Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:49, контрольная работа
Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.).
1. Налоговой контроль……………………………………………………………………2
1.1 Налоговый контроль, его понятие и значение……………………………….2
1.2 Формы и методы налогового контроля……………………………………….4
1.3 Виды налогового контроля…………………………………………………….5
1.4 Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля…...7
1.5 Основные направления совершенствования налогового контроля…………9
2. Законодательство по налогам и сборам и иные нормативные
правовые акты о налогах и сборах……………………………………………………...12
2.1 Международные договоры Российской Федерации………………………..14
2.2 Налоговый кодекс РФ………………………………………………………...14
2.3 Нормативные правовые акты органов исполнительной власти……………18
2.4 Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени………...18
Список использованных источников…………………………………………………...20
В разделе I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.
Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.
В разделе III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.
Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разделе IV.
В разделе V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.
Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.
Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.
Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.
К разделам части второй НК относятся:
– раздел VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);
– раздел VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);
– раздел IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);
– раздел X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).
Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)».
Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).
Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:
– гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;
– гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;
– гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;
– гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;
– гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;
– гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;
– гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;
– гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.
Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).
Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.
2.3 Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).
Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):
– Правительство РФ;
– федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;
– органы исполнительной власти субъектов РФ;
– исполнительные органы местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
2.4 Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК). Для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:
– акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
– все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:
– устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
– повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
– устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
– устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
– иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:
– устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
– устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:
– отменяющие налоги и (или) сборы;
– снижающие размеры ставок налогов (сборов);
– устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
– иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
Список использованных источников