Налоговый контроль: вопросы теории и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:11, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………….. 3
2. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля ……………………………………………………………….. 4
3. Проблемы и направления совершенствования налогового контроля …………………………………………………………………………. 16
4. Заключение
5. Тест
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОПОДНИ.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

2. Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ. Уместно отметить, что прежнее законодательство не регламентировало правил проведения налоговых проверок, ограничиваясь только указанием на периодичность проверок для всех организаций — не реже одного раза в два года. Налоговый кодекс отказался от концепции тотального налогового контроля, во-первых, по причине его практической невозможности и, во-вторых, нецелесообразности с точки зрения ресурсозатрат и в большей степени регламентировал порядок их проведения, частоту, продолжительность и максимальный хронологический период, который может быть охвачен в рамках налоговой проверки. 

3. Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

4. Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

5. Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ. 

Статья 76 НК РФ предоставляет налоговым органам права приостановления операций, как по счетам организаций, так и по отношению к индивидуальным предпринимателям при неисполнении ими обязанности по уплате налога или не предоставлении ими налоговых деклараций на протяжении более двух недель после истечения установленного срока. В части прав налоговых органов по аресту имущества НК РФ устанавливает, что если денежных средств на счетах организации не хватает для покрытия ее задолженности, на покрытие которой выставлено требование, то взыскание может быть обращено на ее имущество, и для обеспечения. Этой цели на имущество может быть наложен арест. Арест имущества может быть также проведен с согласия суда при обращении налогового органа в суд с исковым требованием о взыскании штрафных санкций.

6. Осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации. По поводу данного порядка необходимо отметить, что он определен законодательно и утвержден совместным приказом Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 10.03.1999 г. № 20н (ГБ-3-04/39). Важно отметить, что, несмотря на право налоговых органов на осмотр и обследование всех помещений, используемых налогоплательщиком для экономической деятельности, они в соответствии со ст. 91 НК РФ не имеют права доступа в жилые помещения против воли проживающих там лиц даже во время проведения налоговых проверок. Вместе с тем при отказе налогоплательщика представителям налоговых органов в доступе в жилое помещение он должен отдавать себе отчет в том, что в этом случае причитающаяся к уплате сумма на7югов может быть исчислена расчетным путем и эта расчетная сумма может оказаться значительно больше суммы, которая фактически подлежала бы оплате. 

7. Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчётным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить налоги.

Расчетная сумма налогов определяется на основе данных налогового органа по иным аналогичным налогоплательщикам, согласно правам, предоставленным налоговым органам действующим законодательством. Естественно, подобный подход повлечет за собой судебные тяжбы по вопросам аналогичности сравниваемых лиц и будет разрешен, вероятно, исключительно в судебном порядке. Следует отметить, что такая норма содержалась и ранее в п. 4 ст. 7 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе», но применялась крайне редко, поскольку наделяла налоговые органы подобными полномочиями только в случае прямого отказа граждан предоставить помещения для обследования их сотрудниками налоговых органов. Кодекс предусматривает возможность применения косвенных мер не только в отношении граждан, но и в отношении организаций, например при запущенности, у них учета.

8. Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

9. Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ. С 1 января 2007 г. налоговым органам возвращено право взыскания в безакцептном порядке, кроме санкций с физических лиц, не являющихся предпринимателями.

10. Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней. Взыскание может быть в бесспорном порядке обращено как на денежные средства на счетах, так и на имущество организации должника в порядке, определенном ст. 46 и 47 НК РФ. Налоги же, штрафы и пени с физических лиц взыскиваются при отказе налогоплательщика добровольно их погасить только в судебном порядке.

11. Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

12. Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. По этому поводу следует отметить, что появление фигуры свидетеля до начала производства по делу о налоговом правонарушении способно существенно ущемить конституционные права граждан-налогоплательщиков, и поэтому трудно переоценить значение ограничений на получение налоговиками информации, являющейся налоговой тайной, в частности от аудиторов и адвокатов.

13. Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. Недоработкой настоящего пункта является, на наш взгляд, отсутствие регламентации оснований для таких ходатайств (кроме ст. 60 НК РФ, установившей основания для обращения в ЦБ РФ по вопросам аннулирования банковских лицензий).

14. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: 

- о взыскании недоимки, пени и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом;

- о возмещении ущерба, причиненного государству и/или муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пени и штрафам;

- о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; 

- в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. 

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные законодательством.

Существенным результатом налоговой реформы стало лишение ФНС права без согласования с Министерством финансов издавать инструкции, письма и указания, в которых сформирован подход налогового ведомства к вопросам, имеющим неясную или двойную трактовку. Можно предположить, что после налоговой реформы позиции ФНС и Министерства финансов в основном не будут расходиться. 

Обязанности налоговых органов определены законодательством, исходя из присущих им функций и необходимости соблюдения правил, установленных в нормативной правовой базе. 

Налоговые органы, в частности, обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 

2) осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пени и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ; 

6) соблюдать налоговую тайну; 

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. 

Кроме того, с 1 января 2007 г. налоговые органы обязаны: руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства; доводить до налогоплательщиков сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пени и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; не только соблюдать налоговую тайну, но и обеспечивать ее сохранение.

 

Проблемы  и направления

совершенствования налогового контроля.

Налоговый контроль – установленная законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Налоговый контроль охватывает действия налоговых органов по надзору за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по осуществлению мер для предотвращения и устранения нарушений, а также по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Государственное управление налогообложением и налоговый контроль признаются частью государственного управления и финансового контроля. Необходимость стабилизации финансовой системы, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами обусловила обособление особого направления государственного финансового контроля – налогового контроля.

Известно, что одной из функций налогообложения наряду с фискальной, распределительной (социальной) и регулирующей является контрольная функция, которая позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы. Реализуется эта функция посредством налогового контроля.

Очевидно, что несовершенство налогового законодательства, его недостаточная отработанность, систематическое внесение изменений в законодательные документы и другие подобные факторы не способствовали укреплению налоговой дисциплины.

Зачастую налогоплательщик просто не успевает отслеживать момент внесение новых дополнений и изменений в законодательные и нормативные акты, что, естественно, сказывается на правильности исчисления налогов. В то же время следует принимать во внимание и дефицит квалифицированных кадров на предприятиях и в организациях.

Это обстоятельство оказывает отрицательное воздействие на полноту и своевременность выполнения организацией своих обязательств по уплате налогов. Причем такой недостаток испытывали и налоговые органы.

В связи с чем, появилась необходимость в механизме, который смог бы стабилизировать полноту и своевременность поступления налоговых поступлений. Таким механизмом стал налоговый контроль.

Важнейшим направлением в борьбе с налоговой преступностью является предупреждение налоговых правонарушений путем выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Количество возбуждаемых дел о налоговых преступлениях не отражает истинных масштабов явления.

Из-за несовершенства законодательства за налоговые правонарушения и преступления привлекается к ответственности ничтожно малое количество налогоплательщиков. Нежелание юридических и физических лиц уплачивать налоги подталкивает их на поиск преступных форм сокрытия доходов от налогообложения. Зачастую нарушения налогового законодательства сопровождаются подлогами, злоупотреблениями, хищениями, взяточничеством и другими преступлениями, совершаемыми должностными, материально-ответственными и иными лицами. Повышенную общественную опасность представляют факты коррупции в системе налоговой службы, преступные связи отдельных сотрудников с коммерческими структурами. Курс на либерализацию уголовных наказаний за малозначительные и не представляющие большой общественной опасности преступления нередко переносятся и на такие крайне опасные преступления, как взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями, хищения в особо крупных размерах. Большинство лиц, ранее специализировавшихся на спекуляции стали заниматься изъятием из оборота и накоплением товаров с целью создания искусственного дефицита и завышения цен на них.

Информация о работе Налоговый контроль: вопросы теории и практики