Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:17, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Для решения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретико-методологические основы налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
— исследовать порядок и проблемы применения специальных налоговых режимов в хозяйствующих субъектах;
— рассмотреть основные пути совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 6
1.1. Историко-теоретический аспект специальных налоговых режимов 6
1.2. Специальные налоговые режимы: сущность понятия, виды и потенциал развития 15
1.3. Место и роль налоговых режимов в системе налогообложения государства 19
2. ПОРЯДОК И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ 31
2.1. Организационно – экономическая характеристика деятельности межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Краснодарскому краю 31
2.2. Анализ системы налогообложения Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю 47
2.3. Правовое регулирование специальных налоговых режимов в России 56
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 60
3.1. Сравнение преимуществ и недостатков действующих специальных налоговых режимов в России и стран СНГ 60
3.2. Основные направления совершенствования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов 70
3.3. Расчет показателей эффективности совершенствования налогообложения России 77
Заключение 83
Библиографический список 89
Поступление налога на имущество организаций сократилось на 17% (-0,8 млрд. руб.) относительно уровня 2011 года, составив 4 млрд. руб.
Доходы от других налогов поступили в сумме 40 млрд. руб. и выросли на 29% (+9 млрд. руб.).
Неналоговые доходы сократились на 21% (-6 млрд. руб.), составив 24 млрд. руб.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в объеме 171 млрд. руб., с ростом на 62% (+66 млрд. руб.), что составляет 43% доходов.
Сельское хозяйство играет одну из важнейших функций в развитии Краснодарского края. Оно оказывает комплексное влияние на динамику развития территории. Для региона активно развивающееся сельское хозяйство, это:
– наличие продуктов питания, выращенных в непосредственной близости от потребителя;
– реализация мер, направленных на снижение продовольственной безопасности региона, государства;
– снижение уровня безработицы в сельских поселениях и городах, расположенных поблизости;
– рост численности предприятий различных форм собственности, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство и животноводство;
– рост объемов налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;
– рост социально-экономического развития региона и уровня жизни населения.
Важность развития сельского хозяйства в стране неоднократно озвучивалась на различных уровнях государственного управления. В настоящее время действует государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. В рамках действующей программы в регионе действует государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Краснодарского края на 2013–2020 гг. В регионе действует целый комплекс ведомственных программ, направленных на развитие растениеводства и животноводства в области. В 2012 году на территории региона действовало 25 инвестиционных проектов. В частности 17 из них направлено на строительство комплексов по развитию животноводства, шесть инвестиционных проектов связано с развитием растениеводства и четыре направлены на развитие птицеводства в крае.
В регионе действуют программы, направленные на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и потребительских кооперативов. По состоянию на 01.01.2012 г. в крае было зарегистрировано 270,0 тыс. личных подсобных хозяйств граждан и свыше 2,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Численность организаций, относящихся к виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» на конец 2012 г. составила 1,3 тыс. ед. (рис. 5).
За период с 2003 по 2012 гг. наблюдалось сокращение численности организаций. Число организаций, относящихся к виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», в 2012 г. составило 36,4 % от уровня 2003 г.
Противоположная тенденция наблюдается с ростом численности индивидуальных предпринимателей в этом виде экономической деятельности.
Их число достигало максимального уровня в 2011 г. (4,1 тыс. чел.), а в 2012 г. произошло резкое снижение на 39,4 % и их численность в конце года составила 2,5 тыс. чел. Сокращение численности предпринимателей является максимальным среди прочих видов экономической деятельности в Краснодарского края по состоянию на 01.01.2013 г.
Рис. 5. Количество организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в статистический регистр хозяйствующих субъектов по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (на конец года, ед)16
За период с 2000 по 2012 гг. произошел рост продукции сельского хозяйства в 6,3 раза. По предварительным оценкам, в 2012 г. объемы 8026202продукции составили 55,4 млрд. руб. [37]. В структуре выпускаемой продукции по категориям хозяйств наблюдается тенденция роста объема продукции, произведенной сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями (рис. 6).
За период с 2000 по 2012 гг. доля продукции, произведенной сельскохозяйственными организациями и крестьянскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, возросла в 4,2 раза.
Малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными производителями, не редко являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Причем доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также выполненных работ по ее переработке не должна превышать 70 %.
Рис. 6. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств, %17
Налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 %. За период с 2006 по 2012 гг. наблюдался рост поступлений ЕСХН в 7,71 раза (с 4,38 до 33,81 млн. руб.) (рис. 7).
Рис. 7. Динамика поступлений ЕСХН в консолидированный бюджет Краснодарского края18
Рост удельного веса ЕСХН в поступлениях налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет происходил неравномерно. Стремительный рост анализируемого показателя с 2006 по 2008 гг. заменяется незначительным снижением. В последующие годы было отмечено его незначительное колебание в пределах от 0,14 до 0,16 %.
Удельный вес ЕСХН в поступлениях налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет региона в 2011 г. составил 0,14 % и превысил уровень 2006 г. в 10 раз (рис. 8).
Рис. 8. Динамика удельного веса β ЕСХН в поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Краснодарского края19
Научные и теоретические работы отечественных и западных специалистов убедительно доказывают возможность малого предпринимательства более гибко реагировать на изменяющиеся запросы рынка, и быстрее адаптироваться к внешней и внутренней среде. На рис. 9 представлены преимущества и недостатки малого бизнеса.
Такие свойства предпринимательства обусловлены тем, что: во-первых, малое предприятие имеет менее диверсифицированную организационную структуру; во-вторых, деятельность малого предпринимательства более прозрачна с точки зрения финансовой отчетности и возможности корректировки управленческих решений; в-третьих, малое производство имеет меньший спектр ключевых бизнес-процессов, а значит, может не проводить их глобальный реинжиринг в рамках существующей стратегии развития; в-четвертых, малые предприятия быстрее реагируют на изменяющуюся рыночную конъюнктуру.
Рис. 9. Преимущества и недостатки малых предприятий20
Проведенное исследование показало, что поскольку малому предпринимательству свойственна гибкость и более высокая адаптивность, он больше приспособлен к работе в сфере инновационного предпринимательства. Вместе с тем, автор исходит из того, что данную характерную черту, как инновационность, необходимо анализировать обособленно, прежде всего, по отношению к проводимой регионами политике и наличию соответствующей инфраструктуры для данной сферы предпринимательства.
Существующие научные работы в сфере инновационного предпринимательства свидетельствуют, что роль малого предпринимательства в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые предприятия нередко лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии) в других - (преимущественно в сырьевом секторе), скорее присутствуют формально, поскольку не могут конкурировать с крупными наукоемкими производствами.
С позиции автора, даже наличие недостатков у малого предпринимательства, таких, как: сравнительно более высокие риски снижения финансовой устойчивости и потери конкурентоспособности вследствие экономических спадов на рынке; достаточно высокая зависимость от финансовой поддержки более крупных компаний и финансовых институтов; более низкая квалификация менеджмента и рядовых сотрудников обусловленная постоянным снижением операционных и управленческих затрат; финансовые сложности и проблемы связанные с адаптацией на новых рынках; более низкий коэффициент обновления основных фондов в сравнении с крупным бизнесом и слабая мотивация малого предпринимательства при вовлечении в инновационные проекты по причине отсутствия налоговых стимулов, позволяет утверждать, что предпринимательская деятельность, наиболее адаптивна к условиям внешней и внутренней среды, в связи с чем, именно в малом предпринимательстве, возникает такой сегмент как инновационное предпринимательство.
Международные статистические сопоставления убедительно свидетельствуют, что роль малого предпринимательства в основных параметрах развития нашей страны значительно ниже по сравнению с индустриальными странами. Так, по числу малых предприятий Россия отстает от США в 93 раза, от Японии - в 7,7 раза, от Италии - в 4,7 раза; по доле вклада малых предприятий в ВВП - от Франции в 5,6 раза, от США - в 4,7 раза; по доле занятых в малом предпринимательстве - от Японии - в 8,1 раза, от Италии - в 7,6 раза, от США и Франции в 5,6 раза. В Индии число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии - 9 млн. В США малое предпринимательство дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест21.
Зарубежная практика доказывает, что специфика малого предпринимательства (социальная значимость и массовость) должна определять и особенности его налогообложения, в первую очередь, ориентированное на долгосрочные цели экономического развития и реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. Изучение опыта индустриальных стран в области стимулирования развития субъектов малого предпринимательства показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предприятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. В отличие от западных стран, в России не предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения, что отрицательно сказывается на деятельности малых предприятий. Кроме того, как отмечает автор в нашей стране более низкий уровень налоговой культуры, по этой причине дополнительные льготы и снижение ставок в рамках упрощенного режима налогообложения не приводят к желаемому эффекту (расширению налогооблагаемой базы и росту налоговых поступлений). Проводимая в России политика в области регулирования малого предпринимательства не обеспечивает необходимой поддержки и приоритетного развития малого инновационного предпринимательства в стране, и, как следствие, удельный вес инновационных предприятий в этом секторе составляет менее 6%, в то время как малое предпринимательство в сфере торговли и услуг превышает 80%.
Таким образом, нами был исследован теоретический аспект реализации специальных налоговых режимов в Российской Федерации, а именно:
– проанализирована эволюция становления специальных налоговых режимов на территории РФ, начиная с 1991 года;
– кратко отражена динамика изменений определения понятия «специальный налоговый режим» в законодательстве Российской Федерации;
– дано авторское определение понятия «специальный налоговый режим»;
– предложены общие базовые принципы реализации специальных режимов налогообложения;
– выделены цели введения специальных налоговых режимов на территории Российской Федерации и позитивные моменты применения вышеуказанных режимов.
Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Краснодарскому краю является территориальным органом ФНС и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Межрайонная инспекция ФНС России № 9 по Краснодарскому краю расположена по адресу: Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Ленина, 29.
Основными направлениями деятельности Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю являются:
— контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств;
— осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских и фермерских хозяйств;
— ведение учета налогоплательщиков;
— предоставление в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов РФ по обязательным платежам и денежным обязательствам;
— взыскание в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам;
— предъявление в суд исков о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушение налогового законодательства;
— обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.
Организационная структура Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю представлена на рисунке 10.
Рис. 10. Организационная структура Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю
Руководит работой Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю ее начальник. В его функции входит руководство структурными подразделениями в целях исполнения выше названных задач. В непосредственном подчинении начальника работают три заместителя.
Структурными подразделениями Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Краснодарскому краю являются следующие отделы:
1. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.
Его основные задачи:
а) осуществление в пределах компетенции Инспекции действий по государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей;
б) ведение в пределах компетенции Инспекции в установленном порядке учета налогоплательщиков;
Информация о работе Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов