Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость и, в частности, отражение учета налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты взимания НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 7
1.1 История развития НДС 7
1.2 Роль НДС при импорте и экспорте товаров 8
1.3 Место НДС в налоговых системах различных стран 11
2 Порядок исчисления и уплаты НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 16
2.1 Основные элементы обложения НДС 16
2.2 Учет и отчетность по НДС 19
2.3 Проблемы учета НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 21
3 Пути совершенствования налогообложения по НДС при
экспорте и импорте товаров (работ, услуг) 31
3.1 Совершенствование механизма начисления налога на добавленную стоимость 31
Заключение 36
Библиографический список 39

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)
  1. Налогообложение по нулевой ставке (ставка 0%) производится при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза; услуг по перевозке товаров, пассажиров и багажа за пределы территории РФ и др.
  2. Налогообложение по пониженной 10%-ной ставке применяется при реализации: продовольственных товаров (мясо, молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука и т. д.); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а также на лекарства и изделия медицинского назначения.
  3. Налогообложение по общей 18%-ной процентной ставке производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не упомянутых выше.

Порядок исчисления налога. Все плательщики НДС должны составлять счета-фактуры по установленной форме. Это является основанием для налоговых вычетов. Сумма НДС, исчисленная исходя из стоимости реализации товаров и услуг, может быть уменьшена на сумму НДС:

  • уплаченную поставщикам товаров (работ, услуг), приобретаемых для производственной деятельности или для перепродажи;
  • удержанную из доходов иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах;
  • по товарам, возвращенным покупателями;
  • по расходам на командировки (на авиабилеты, постельные принадлежности, жилье) — по ставке 18% :118%;
  • по авансам и предоплатам по экспортным поставкам;
  • по уплаченным штрафам за нарушение условий договора.

Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой НДС по реализованным товарам и услугам и произведенными из нее вычетами.

 

2.2 Учет  и отчетность по НДС

 

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Таможенным кодексом РФ допускается  возможность периодического декларирования вывозимых товаров. В этом случае согласно ст. 138 ТК РФ в таможенный орган первоначально подается временная таможенная декларация, а после убытия товаров с таможенной территории России экспортер представляет полную таможенную декларацию (приложение Б). Таким образом, помещение товаров под таможенный режим экспорта при периодическом декларировании осуществляется в соответствии с временной декларацией. Следовательно, исчисление 180-дневного срока, установленного для сбора пакета подтверждающих документов, при периодическом декларировании вывозимых товаров следует производить со дня помещения товаров под таможенный режим экспорта на основании временной декларации.

Превышение сумм налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ). Порядок возмещения сумм НДС экспортеру установлен п. 4 ст. 176 НК РФ.

Согласно этому пункту возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС по ставке 0% и документов, предусмотренных  ст. 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган проверяет обоснованность применения «нулевой» налоговой ставки и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налога (алгоритм рисунка 4).

При импорте товаров  в Россию из Белоруссии и Казахстана налогоплательщики подают отдельную  налоговую декларацию                     по форме, установленной российским законодательством.                                                 С 1 июля 2010 г. действуют новые правила взимания косвенных                       налогов при экспорте-импорте товаров (работ, услуг) в рамках Таможенного союза. 

Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н утверждена форма такой декларации, а также Порядок ее заполнения.

Днем представления декларации в налоговый орган считается:

- дата получения  в налоговом органе при ее  представлении лично или через  представителя;

- дата отправки почтового отправления с описью вложения;

- дата отправки  по телекоммуникационным каналам,  зафиксированная в подтверждении  при ее передаче.

В соответствии с нормами ст. ст. 27 и 29 НК РФ декларация может быть представлена налогоплательщиком через его законного или уполномоченного  представителя. Законными представителями  налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или учредительных документов.

Уполномоченным  представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное                    налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с           налоговыми (таможенными) органами, иными участниками                                 отношений, регулируемых законодательством о налогах и                                сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои обязанности на основании доверенности,                    выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.  

Декларация имеет следующую  структуру:

- титульный лист;

- раздел 1 "Сумма налога на добавленную стоимость,                                подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза";

- раздел 2 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза";

- Приложение  к декларации "Расчет налоговой базы по виду подакцизного товара".

Титульный лист и разд. 1 заполняют все налогоплательщики, принявшие на учет в отчетном месяце импортированные товары, или у  которых в отчетном месяце наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором (контрактом) лизинга.

Приведем пример расчета  НДС:

ООО «Витязь» заключило контракт на поставку материалов белорусского производства (не подакцизных) на сумму 1 000 000 руб. По условиям договора расходы по доставке до границы Республики Беларусь несет поставщик, а после – покупатель. Для перевозки материалов от границы до своего склада ООО «Витязь» заключило договор с российской транспортной компанией.  

Бухгалтер ООО «Витязь» принял ввезенные материалы на учет 20 марта 2008 года. Расходы на их перевозку по территории нашей страны составили 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).В налоговую базу для расчета НДС бухгалтер ООО «Витязь» помимо стоимости приобретенных материалов включил затраты на доставку. Сумма налога, которую нужно заплатить за ввезенные из Республики Беларусь ценности, составила:

(1 000 000 руб. + 23 600 руб. – 3600 руб.) х 18% = 183 600 руб.

Налог был перечислен 2 апреля 2008 года.

Бухгалтер ООО «Витязь» сделал следующие проводки.

20 марта 2008 года:

Дебет 10 Кредит 60 – 1 000 000 руб. – приняты к учету ввезенные материалы;

Дебет 10 Кредит 76 – 20 000 руб. (23 600 – 3600) – отражены затраты на доставку;

Дебет 19 Кредит 76 – 3600 руб. – учтен НДС, предъявленный  перевозчиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 3600 руб. – принят к вычету НДС по транспортным расходам;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС при импорте товаров из Республики Беларусь» – 183 600 руб. – начислен НДС при ввозе белорусских материалов;

2 апреля 2008 года:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС при импорте товаров из Республики Беларусь» Кредит 51– 183 600 руб. – уплачен начисленный НДС.

18 апреля 2008 года бухгалтер  ООО «Витязь» сдал в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам за март 2008 года, заявление о ввозе товара и другие необходимые документы.

Рассмотрим пример и  при импорте из Республики Беларусь.

В ноябре 2010 года оптовая  компания ЗАО «Шуз» импортировала  в Россию из Республики Беларусь партию товаров (обуви). Стоимость партии по договору поставки - 44 000 долл. США.

11 ноября фирма приняла  товары на учет, а 17 ноября оплатила  их.

Предположим, что курс доллара на даты совершения операций составляет:

- 11 ноября – 31 руб. за долл. США;

- 17 ноября – 30 руб.  за долл. США.

Бухгалтер фирмы записал:

Дебет 41 Кредит 60 - 1 364 000 руб. (44 000 USD  х 31 руб/USD) - приняты на учет товары;

Дебет 60 Кредит 52 - 1 320 000 руб. (44 000 USD х 30 руб/USD) - оплачены товары поставщику;

Дебет 60 Кредит 91 - 44 000 руб. (1 364 000 - 1 320 000) - отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет  «Расчеты по НДС»

- 245 520 руб. (1 364 000 руб. х 18 %) - начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет;

Дебит 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51 - 245 520 руб. - перечислен «ввозной» НДС в бюджет.

 

 

   

 

 

 2.3 Проблемные аспекты НДС при экспорте и импорте

товаров (работ, услуг) 

 

Ниже представлено описание основных методов уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость  и способов борьбы с ними, используемых в странах, применяющих НДС. Предваряя рассмотрение вопросов уклонения от уплаты НДС, следует отметить, что некоторые из приведенных ниже способов могут использоваться налогоплательщиками в целях, иных чем уход от налога на добавленную стоимость. Намерением компании может быть уклонение от уплаты других налогов — таких как налог на прибыль или на имущество юридических лиц, а также выход из-под ограничений валютного или банковского контроля. Другими словами, противодействие подобным видам деятельности предприятий может иметь значение с точки зрения повышения собираемости других налогов, а также повышения исполняемости финансово-банковского законодательства.

Ложные счета-фактуры. Спрос на счета-фактуры порождается введением НДС, уплачиваемого по фактурному методу. Стоимость счета-фактуры эквивалентна указанной в нем сумме налога на добавленную стоимость, что создает предпосылки для возникновения черного рынка счетов-фактур. Спрос на этом рынке предъявляют налогоплательщики, имеющие обязательства по НДС, возникшие в результате реализации продукции, изготовленной с применением налогооблагаемого сырья и материалов. Такие налогоплательщики стремятся уменьшить свои налоговые обязательства перед государством путем увеличения предоставляемого кредита по НДС, указанному в ложном счете-фактуре. Доход налогоплательщика после уплаты НДС, таким образом, увеличится на сумму недоначисленного налога на добавленную стоимость за вычетом издержек на приобретение ложного счета-фактуры. Предложение на рынке ложных счетов-фактур обеспечивают лица, чья деятельность заключается в производстве и сбыте фальшивых документов, либо налогоплательщики с отрицательной величиной обязательства по налогу на добавленную стоимость при плохо организованной системе возмещения отрицательных обязательств по НДС из государственного бюджета. Отрицательное обязательство по НДС может возникнуть у юридического лица по ряду причин, среди которых можно отметить неполучение экспортером возмещения уплаченного налога при экспорте, возникающие периодически отрицательные значения добавленной стоимости у предприятий, занимающихся поставками продукции на внутренний рынок, и не получающих возмещения из государственного бюджета, а также непредоставление кредита налогоплательщику освобожденному от уплаты НДС и обложение реализованной продукции по ставкам, более низким, чем применяющиеся к сырью и материалам.

Для борьбы с возникающими стимулами к применению ложных счетов-фактур возможно принятие следующих мер:

1) Необходимо, чтобы закон  "О налоге на добавленную стоимость" или иной нормативный акт по вопросам налогового администрирование содержал положение, ограничивающее круг юридических лиц, имеющих право выставлять счета-фактуры с указанием уплаченного НДС плательщикам налога. Необходимо, чтобы выставление счета-фактуры с указанием НДС предприятием, не зарегистрированным в качестве плательщика НДС, или предприятием, освобожденным от уплаты НДС, являлось противоречащим закону.

2) Закон о налоге  на добавленную стоимость или  иной нормативный акт содержал  положение, запрещающее изготовление  и сбыт ложных счетов-фактур, с  определением ответственности за  эту деятельность.

3) В законодательстве  об НДС должно содержаться описание формы и содержания счета-фактуры, применяемого для определения обязательства по НДС. В частности, такой счет-фактура должен содержать:

- порядковый номер  счета-фактуры;

- идентификационный номер  налогоплательщика и наименование  поставщика;

- идентификационный номер  налогоплательщика и наименование  покупателя;

- краткое описание  поставляемых товаров и услуг  в соответствии с их классификацией  в целях налогообложения (неналогооблагаемые, облагаемые по основной ставке, облагаемые по особой ставке и т.д.);

- сумму НДС к уплате  в соответствии с установленными  ставками по каждому виду поставляемых  товаров или услуг;

- количество экземпляров  выставляемого счета-фактуры (обычно  счет-фактура составляется в трех  экземплярах);

- общую сумму НДС к уплате.

4) Законодательство должно  содержать положения, регламентирующие  порядок учета и хранения счетов-фактур  перед их выставлением, уже выставленных  счетов-фактур (по поставленным и  закупленным товарам и услугам), а также период хранения счетов-фактур налогоплательщиком.

5) Необходимо проведение  регулярных общих налоговых проверок  плательщиков НДС, а также выборочных  проверок порядка учета счетов-фактур  и правильности их составления.

6) В случае подозрений  налоговых органов необходимо  проведение перекрестных проверок предприятий с целью установления соответствия друг другу различных экземпляров счетов-фактур.

7) Необходима сквозная  проверка предприятий, подозреваемых  в использовании ложных счетов-фактур. Проверка должна касаться оборотных  активов предприятия, правильности ведения бухгалтерского учета, сопоставления записей в учетных регистрах с отдельными экземплярами счетов-фактур.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость