Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость и, в частности, отражение учета налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты взимания НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 7
1.1 История развития НДС 7
1.2 Роль НДС при импорте и экспорте товаров 8
1.3 Место НДС в налоговых системах различных стран 11
2 Порядок исчисления и уплаты НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 16
2.1 Основные элементы обложения НДС 16
2.2 Учет и отчетность по НДС 19
2.3 Проблемы учета НДС при экспорте и импорте
товаров (работ, услуг) 21
3 Пути совершенствования налогообложения по НДС при
экспорте и импорте товаров (работ, услуг) 31
3.1 Совершенствование механизма начисления налога на добавленную стоимость 31
Заключение 36
Библиографический список 39

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

8) Законодательство должно  предусматривать обязательное предоставление  информации о предприятиях —  зарегистрированных плательщиках НДС, включая данные о собственниках предприятия.

9) Необходимо ввести  положение, ограничивающее возможности  вновь создаваемых предприятий  выпускать счета-фактуры с указанием  НДС до регистрации сделки  в налоговых органах либо установить  критерии, согласно которым фирмы со сроком существования менее определенного срока (срока первой обязательной налоговой проверки, например) уплачивают НДС, указанный в счете-фактуре, за покупателя.

10) Необходимы регулярные  налоговые проверки предприятий,  освобожденных от уплаты НДС.

11) Необходима разработка  системы критериев сопоставления  поступлений НДС и зачета по  НДС для отдельного налогоплательщика  с целью выявления отклонений  и использования этих критерием  в качестве сигнала для начала  внеочередной налоговой проверки.

Фальсификация бухгалтерских  записей. Этот вид нарушения законодательства используется только одним налогоплательщиком и состоит в искажении записей в учетных регистрах либо в счетах-фактурах. Основным методом борьбы с подобным методом уклонения от уплаты налогов являются регулярные сплошные и выборочные налоговые проверки, т.к. умышленное искажение производится в масштабах одной фирмы. Для уменьшения нагрузки на налоговые органы при осуществлении проверок, возможно принятие следующих мер:

1) Законодательно установленные правила ведения бухгалтерского учета, включая правила учета и хранения счетов-фактур и особые правила бухгалтерского учета для малых предприятий.

2) Законодательно установленные  форма и содержание счетов-фактур.

3) Установление нижних границ оборота, необходимого для регистрации предприятий в качестве плательщика НДС. Такие ограничения необходимы для поддержания количества налогоплательщиков на уровне, не обременительном для проведения качественных проверок квалифицированными налоговыми инспекторами, а также для устранения большой группы потенциальных подозреваемых в уклонении от уплаты НДС.

Некорректная квалификация типа сделки. Подобный вид налогового правонарушения возможен в результате сговора сторон сделки, выражающемся в проведении множества сделок, уменьшающих общую величину налогового обязательства. Так, предприятие может поставить контрагенту продукцию по искусственно заниженной цене, а взамен получить кредит, который, возможно, никогда не будет погашен. В базу НДС тем временем включены только поступления от реализации товаров и услуг, но не полученные ссуды, из чего следует, что поставщик получает полную стоимость реализованной продукции, но его налоговые обязательства по НДС ниже, чем если бы оплата была произведена в полном объеме. В то же время заниженная величина кредита по налогу у покупателя может не оказать влияния на его финансовое положение, в случае если он освобожден от уплаты НДС или имеет большую сумму НДС к возмещению.

Для борьбы с подобной практикой существуют следующие механизмы:

1) Разработка общего  положения закона о противодействии  уклонению от уплаты налога.

2) Разработка и составление  перечня стандартных рыночных  цен, используемого для проверки  подозрительных сделок. Если фактурная  цена продукции и услуг ниже  цены на аналогичную продукцию, указанной в перечне, а между контрагентами наблюдается большой объем коммерческих операций, от налогоплательщика необходимо потребовать обоснование низкой цены реализации.

3) Предоставление налоговым  органам права повторной квалификации сделки в соответствии с ее экономической сущностью в результате налоговой проверки

Реимпорт товаров (ложный экспорт). В некоторых случаях предприятия могут поставлять товары и услуги на экспорт, а затем, пользуясь слабостью таможенного и пограничного контроля в некоторых пограничных пунктах, реимпортировать ранее вывезенную продукцию. В этом случае налогоплательщик получает право на возмещение всей суммы НДС, уплаченной при изготовлении экспортируемого товара, но в то же время может избежать уплаты налога при обратном ввозе товара в страну путем его продажи на черном рынке либо через прямое уклонение от уплаты НДС при таможенном оформлении. Иногда экспортируемый товар вообще не покидает территории страны, что сводит проблему уклонения к скорейшему получению суммы возмещения.

Предотвращение подобного  рода нарушений возможно лишь при  тесной координации действий органов  налогового и таможенного контроля. Таможенные органы обычно осведомлены  о деятельности предприятий, одновременно осуществляющие как экспортные, так и импортные операции, и особо внимательно работают с теми из них, чьи внешнеэкономические операции вызывают подозрение. Борьба с ложным экспортом также является эффективной при функционировании такого порядка возмещения НДС, когда выплата суммы возмещаемого налога или ее зачет в счет других налоговых платежей невозможна до момента пересечения экспортируемым товаром таможенной границы государства.

Короткоживущие предприятия. Такого рода фирмы могут существовать в течение одного или нескольких месяцев, совершать операции, ведущие к возникновению налоговых обязательств, после чего прекращать свою деятельность. Уклонение от уплаты налогов осуществляется с помощью подобных механизмов при оказании такими предприятиями услуг, трудно поддающихся точной стоимостной оценке, а также при существовании связей (или сговора) между короткоживущей фирмой-поставщиком и предприятием-покупателем услуг. Обычно компания создает аффилированное предприятие, оказывающее материнскому предприятию некие услуги, подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость. Материнское предприятие производит платежи за оказанные услуги и получает право на кредит по уплаченному НДС, а аффилированное предприятие сворачивает деятельность до уплаты налогов в государственный бюджет, сохраняя таким образом в распоряжении владельцев как сумму налога, так и средства, уплаченные по договору оказания услуг.

Борьба с этим механизмом ухода от исполнения своих налоговых  обязательств не может быть успешной в результате принятия мер только налоговой политики или налогового администрирования. Тем не менее, наиболее эффективными в данном случае являются следующие шаги:

1) Необходимо с осторожностью  относится к предоставлению статуса  налогоплательщика вновь созданным  предприятиям, по поводу которых  есть подозрение в аффилированности с другими плательщиками НДС.

2) Прежде чем предоставить  статус плательщика налога на  добавленную стоимость органы  налогового администрирования должны  удостовериться в соответствии  характера деятельности предприятия  его статусу путем выяснения, имеет ли вновь созданное предприятие постоянное место ведения деятельности, персонал, а также не имели ли собственники предприятия отношения к делам по уклонению от уплаты налогов в прошлом.

3) В случае если  статус плательщика НДС предоставлен вновь созданному предприятию, в начальный период необходим особый контроль за его деятельностью со стороны налоговых органов, имеющий целью удостовериться в своевременности внесения налоговых платежей, а также в намерении вести дела в течение длительного времени.

4) В некоторых случаях  возможно введение для вновь  создаваемых предприятий системы  авансовых платежей, которая предусматривает  регистрацию предприятия в качестве  плательщика НДС при условии  предварительного внесения прогнозных  сумм налоговых обязательств для нескольких месяцев первоначального функционирования предприятия. В случае превышения авансовых платежей фактически возникших налоговых обязательств, налоговые органы обязаны возместить сумму превышения с учетом процента за пользование денежными средствами.

5) В некоторых случаях  возможна регистрация предприятия-поставщика  некоторых видов услуг в качестве  плательщика НДС с оговоркой,  заключающейся в том, что сумма  налога на добавленную стоимость,  указанная в счете-фактуре, перечисляется  покупателем напрямую на счета налоговых органов, а налогоплательщик (поставщик услуг) впоследствии имеет право на возмещение сумм налога, уплаченных при приобретении сырья и материалов.

Другими словами, возможен следующий порядок налогообложения  оказываемых услуг. Необходимо законодательно определить список услуг, оказание которых требует дополнительного лицензирования для регистрации предприятия – поставщика услуг в качестве плательщика НДС. При взаимоотношениях с лицензированными предприятиями взимание налога производится в обычном порядке. В случае заключения договора об оказании услуг с предприятием, не имеющим необходимой лицензии, для потребителя услуг можно установить два варианта налогообложения сделки:

а) Потребитель услуг  уплачивает НДС на оказываемые услуги напрямую в государственный бюджет. В этом случае возникает необходимость возмещения отрицательной величины обязательств по налогу для поставщика услуг.

б) Потребитель услуг  обязан уплатить аванс по налогу на прибыль в размере 10% от оборота  предприятия для получения права на кредит по НДС и включения стоимости приобретенных услуг в затраты предприятия.

Бартер. Регулярное осуществление встречных торговых операций, и в частности бартер, может вызвать зачет обязательств по НДС для обеих сторон сделки, т.е. при одинаковом для обеих сторон объемов продаж НДС на продажи будет равен НДС на реализацию. Налоговые преимущества использования бартерных сделок появляются при различных позициях контрагентов по уплате налога на добавленную стоимость. К примеру, одна сторона сделки может иметь превышение НДС к возмещению над НДС к уплате, а другая — иметь регулярные чистые обязательства по НДС перед налоговыми органами.

В таком случае создается  стимул для поставки товаров и  услуг по заниженным ценам предприятию  с чистым НДС к возмещению и по высоким ценам — предприятию с чистыми обязательствами по налогу, что приведет к сокращению как задолженности государства перед одним предприятием, так и налоговых обязательств другого (при этом может быть осуществлен сторонний платеж для компенсации потерь одной из сторон, возникших вследствие заниженной цены товаров и услуг).

Возможно использование  следующих мер по предотвращению использования подобных ситуаций:

1) Принятие общего  положения по противодействию  уклонению от уплаты налога.

2) Принятие положения,  согласно которому оценка сделок  по реализации товаров и услуг  для каждой из сторон бартерной  операции осуществляется по максимальным  ценам для каждой из встречных  поставок, что позволит свести  к нулю перераспределение налоговых обязательств.

3) Установление особых  правил контроля за операциями  между отдельными видами экономических  субъектов: в частности, между  плательщиком НДС и предприятием, освобожденным от уплаты налога, между аффилированными предприятиями,  между импортерами и экспортерами, между предприятиями с отсутствием обязательств по НДС и фирмами со значительными суммами НДС к уплате.

3  Пути совершенствования налогообложения по НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг)

 

3.1 Совершенствование механизма начисления

налога на добавленную  стоимость

 

Государственные органы должны реализовать комплексное  решение проблемы правонарушений налогового законодательства в части уплаты и возмещения НДС по следующим  направлениям:

-ужесточить ответственность  за осуществление операций, направленных исключительно на уход от налогов и хищение средств из бюджета; ужесточить порядок создания и ответственность (в том числе уголовную) за регистрацию фирм-однодневок;

-ужесточить порядок  возмещения НДС при экспорте - ввести условия, по которым налог можно будет возмещать только после предоставления экспортеров доказательств уплаты поставщиками сумм НДС, на возмещение которых экспортер претендует. И хотя эта мера далеко не либеральна, зато она направлена на усиление налоговой дисциплины, особенно учитывая актуальность вопроса.

Важная роль в этом отводится таможенным органам. На сегодняшний  день особо актуально разработка новых принципов взаимодействия налоговых и таможенных органов  в части взимания НДС.

Государственные органы давно пытаются пресечь схемы лжеэкспорта, при которых компании возмещают НДС по фиктивным поставкам. В 2006 года Министерство финансов РФ и ФНС РФ предложили внедрить для этого систему специальных НДС-счетов. В этом случае предприятие в дополнение к расчетному счету обязано открыть еще и специальный счет для уплаты НДС и при расчетах переводить сумму налога на него. Со спецсчета деньги могут быть направлены только для уплаты НДС (сразу в бюджет или другому поставщику). Благодаря этой мере Минфин рассчитывал собрать в бюджете 2007 года дополнительно до 30 млрд. руб. налога, который сейчас минует казну. К сожалению, мера не нашла поддержки в законодательном собрании и внедрена не была. Но по мнению многих авторов она актуальна и сейчас и может сокраить потери бюджета от неправомерного и чрезмерного возмещения НДС.

Минэкономразвития и  торговли РФ разработало другой способ борьбы с лжеэкспортом, путем введения электронной системы контроля за экспортируемыми товарами. Каждый экспортер  должен будет получить специальную  электронную карточку - аналог таможенной декларации - и предъявлять ее на внутренней таможне. Оттуда эта информация будет немедленно передаваться в таможенные и налоговые органы, которые смогут незамедлительно вернуть НДС добросовестному экспорту. Суть этого нововведения состоит в том, чтобы объединить информационные базы ФТС и ФНС РФ и ввести автоматизированную систему, включающую весь цикл от вывоза товаров до получения НДС. Экспортер получает разрешение на вывоз, вывозит товар, налоговые органы сверяют эту информацию с данными таможенных органов, после чего экспортер может обратиться за возвратом НДС. К сожалению сейчас такого рода единой базы у ФТС и ФНС нет, а единая база данных не только позволит ускорить возврат НДС, но и даст время налоговым органам более тщательно проверить экспортера.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость