Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель курсовой работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых;
- определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе страны;
- описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
- исследовать особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых на практических примерах.
Введение
Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых
1.1 Субъект налога на добычу полезных ископаемых
1.2 Объект налога на добычу полезных ископаемых
1.3 Добытое полезное ископаемое
1.4 Налоговая база и порядок определения количества добытого полезного ископаемого
1.5 Налоговая ставка
Глава 2. Налог на добычу полезных ископаемых: анализ судебной практики
2.1 Общие положения
2.2 Конкретные примеры
Заключение
Список литературы
НОУ «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»
Псковский филиал
Очное отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Налоговое право
Тема: «Налог на добычу полезных ископаемых»
Псков
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых
1.1 Субъект налога на добычу полезных ископаемых
1.2 Объект налога на добычу полезных ископаемых
1.3 Добытое полезное ископаемое
1.4 Налоговая база и
порядок определения
1.5 Налоговая ставка
Глава 2. Налог на добычу полезных ископаемых: анализ судебной практики
2.1 Общие положения
2.2 Конкретные примеры
Заключение
Список литературы
Введение
Среди экономических рычагов,
при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место отводится налогам. Налоги
являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента
возникновения государства. Неотъемлемой
частью налоговой системы являются
ресурсные платежи. Актуальность выбранной
темы курсовой работы заключается в
том, что плата за природные ресурсы,
как форма реализации экономических
отношений между собственником
природных ресурсов и их пользователем,
занимает центральное место в
экономическом механизме
Актуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин. Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России. Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды). Начиная с 2000 г. и по настоящее время в Российской Федерации реализуется пакет мер полномасштабной налоговой реформы. К числу задач налоговой реформы можно отнести: упрощение процесса уплаты и сбора налогов, уменьшение налогового бремени путем снижения предельных ставок налогов, повышение горизонтальной справедливости налоговой системы путем расширения налоговой базы за счет сокращения льгот по налогам, повышение прогрессивности налога в результате сокращения возможностей уклонения от уплаты налога высокодоходными группами населения. В рамках налоговой реформы с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Цель курсовой работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых;
- определить место и
роль налога на добычу
- описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
- исследовать особенности
исчисления налога на добычу
полезных ископаемых на
Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых
1.1 Налогоплательщики
Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Налогоплательщики, осуществляющие
добычу полезных ископаемых на континентальном
шельфе Российской Федерации, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации,
а также за пределами территории
Российской Федерации, если эта добыча
осуществляется на территориях, находящихся
под юрисдикцией Российской Федерации
(либо арендуемых у иностранных государств
или используемых на основании международного
договора) на участке недр, предоставленном
налогоплательщику в
Особенности постановки на
учет налогоплательщиков в качестве
налогоплательщиков налога определяются
Министерством финансов Российской
Федерации, а именно приказом МНС
России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731 "Об утверждении
особенностей постановки на учет в
налоговом органе организации или
индивидуального
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление недр в
пользование оформляется
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации от 8 августа 2008г. № 126 лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
Пользователи недр подлежат постановке на учет в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (на арендуемых территориях или на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации) налогоплательщики, добывающие полезные ископаемые на данной территории, подлежат постановке на учет по месту своего нахождения.
1.2 Объект налога на добычу полезных ископаемых
Объектом налога на добычу
полезных ископаемых признаются полезные
ископаемые, добытые из недр на территории
Российской Федерации, ее континентального
шельфа и исключительной экономической
зоны, а также за пределами территории
Российской Федерации, если эта добыча
осуществляется на территориях, находящихся
под юрисдикцией Российской Федерации
(а также арендуемых у иностранных
государств или используемых на основании
международного договора), на участках
недр, предоставленных
Полезные ископаемые, извлеченные
из отходов горнодобывающего и связанных
с ним перерабатывающих производств,
признаются отдельным объектом налогообложения
только в том случае, когда на
использование указанных
Не признаются объектом налогообложения:
1) общераспространенные
полезные ископаемые и
2) добытые (собранные)
минералогические, палеонтологические
и другие геологические
3) полезные ископаемые, добытые
из недр при образовании,
4) полезные ископаемые, извлеченные
из собственных отвалов или
отходов (потерь) горнодобывающего
и связанных с ним
5) дренажные подземные
воды, не учитываемые на
1.3 Добытое полезное ископаемое
Для правильного определения налоговой базы при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в гл. 26 НК РФ дано как общее определение добытого полезного ископаемого, так и определение отдельных видов полезных ископаемых.
Полезным ископаемым признается
продукция добывающих отраслей промышленности,
содержащаяся в фактически добытом
(извлеченном) из недр (отходов и
потерь) минеральном сырье (породе,
жидкости и иной смеси), первая по своему
качеству соответствующая
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
2. Видами добытого полезного ископаемого являются:
1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
2) торф;
3) углеводородное сырье:
нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
газовый конденсат из всех
видов месторождений
газ горючий природный (растворенный
газ или смесь растворенного
газа и газа из газовой шапки) из
всех видов месторождений
газ горючий природный
из всех видов месторождений
4) товарные руды:
черных металлов (железо, марганец, хром);
цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы, не предусмотренные в других группировках);
редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);
многокомпонентные комплексные руды;