Налог на прибыль как объект налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состояла в том, чтобы на основе обобщения теоретических положений, накопленного практического опыта разработать методологические основы налогового контроля по налогу на прибыль организаций для повышения качества системы налогового контроля Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная налоги.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

– осуществление налогового контроля по исчислению и уплате налога на прибыль организаций, а при неисполнении обязанности – применение мер воздействия;

– разработка эффективного механизма и технологий сбора налога на прибыль организаций, для получения ожидаемых средств в бюджет;

– прогнозирование объемов поступлений налога на прибыль организаций.

Таким образом, налоговое администрирование  налога на прибыль организаций имеет  огромное значение для развития экономики, так как является условием создания и развития оптимальной национальной налоговой системы страны. Совершенствование  системы налогообложения прибыли  является одним из важнейших государственных  направлений преодоления финансового  кризиса внутри нашего государства.

Обобщая итоги проведенного исследования, представляется возможным сделать нижеследующий  вывод, развитие методологических основ  налогового контроля рассмотрено на примере налогового контроля за правильностью  исчисления налога на прибыль. В целях  уяснения довольно сложного процесса налогового изъятия части прибыли  у хозяйствующих субъектов, рассмотрено  экономическое содержание прибыли, служащее основой для улучшения  механизма использования этой категории  в процедуре налогового контроля, что в значительной степени определяет современное понятие прибыли  как объекта налогообложения. Возможно, ни один термин, ни одна концепция в  экономических дискуссиях не используется в таком ставящим в тупик многообразии хорошо установленных значений, чем  прибыль. Прибыль – это и одна из самых неоднозначных категорий  в экономической науке. Вышеперечисленное  в значительной степени определяет современное понятие прибыли  как объекта налогообложения, а  налог на прибыль является тем  налогом, с помощью которого государство  может наиболее активно воздействовать на развитие экономики.

 

2. Налоговый контроль  по налогу на прибыль

 

В настоящее  время теоретические аспекты  налогового контроля недостаточно проработаны. Требуется уточнить общие положения, на основании которых должен строится налоговый контроль, то есть его  принципы. К их числу относятся  юридические, экономические и специфические  принципы налогового контроля, непосредственно  связанные с сущностью налога на прибыль и методикой налогообложения  прибыли в современных условиях.

 

Таблица 1. Основные принципы налогового контроля по налогу на прибыль

Юридические принципы

Экономические принципы

Специфические принципы

Принцип обеспечения законности

Принцип независимости

Принцип всеобщности

Принцип юридического равенства

Принцип планомерности

Принцип единства

Принцип гласности

Принцип регулярности

Принцип презумпции невиновности налогоплательщика

Принцип ответственности

Принцип объективности  и достоверности

Принцип соблюдения налоговой  тайны

Принцип защиты прав

Принцип документального  оформления результатов налогового контроля

Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных  действий при проведении налогового контроля

 

Принцип взаимодействия

 

 

Для выявления  недобросовестных налогоплательщиков и формирования совокупности хозяйствующих  субъектов по проведению налогового контроля по налогу на прибыль организаций  выстроена система классификаций  налоговых аналитических процедур по нескольким признакам и в разрезе  элементов (Табл. 2).

 

Таблица 2. Классификация налоговых контрольных  процедур

Признак классификации  налоговых контрольных процедур

Элементы класса налоговых  контрольных процедур

Методические приемы

  1. Общенаучные
  2. Собственные эмпирические
  3. Специфические приемы смежных экономических наук

Стадии проведения

  1. Предварительные контрольные процедуры на этапе камеральной проверки
  2. Предварительные контрольные процедуры на этапе выездной проверки

Типы

  1. Неавтоматизированные
  2. Неполностью автоматизированные
  3. Полностью автоматизированне

Полнота охвата объекта

  1. Сплошные
  2. Выборочные

 

Методические  приемы, осуществляемые в ходе налоговых  контрольных процедур, разделены  на следующие приемы: общенаучные, собственно эмпирические и специфические приемы смежных экономических наук. Общенаучные  методические приемы налоговых контрольных  процедур представляют собой анализ достоверности бухгалтерской и  налоговой отчетности во всех существенных отношениях. Собственно эмпирические методические приемы налоговых контрольных  процедур включают в себя формальную и арифметическую проверку, способ обратного счета, экспертизы различных  видов, письменный и устный опросы и  др. Специфические приемы смежных  экономических наук содержат приемы экономического анализа и экономико-математические методы.

В зависимости  от стадии, на которой проводятся налоговые  контрольные процедуры, выделены предварительные  контрольные процедуры на этапе  камеральной проверки и предварительные  контрольные процедуры на этапе  выездной проверки.

Большое значение имеет также классификация  по типам налоговых контрольных  процедур. Неавтоматизированные налоговые  контрольные процедуры осуществляются непосредственно его субъектами без применения автоматических средств. Не полностью автоматизированные налоговые  контрольные процедуры осуществляются его субъектами с применением  автоматических средств регистрации. Полностью автоматизированные налоговые  контрольные процедуры осуществляются целиком в автоматическом режиме под управлением субъектов контроля.

Полнота охвата объекта налоговых контрольных  процедур включает сплошные и выборочные методы налоговых контрольных процедур. Сплошной метод очень трудоемкий, так как проводится сопоставление  всех отчетных данных налогоплательщика  с фактическим состоянием его  финансово-хозяйственной деятельности. Выборочный метод основан на принципе теории вероятностей, согласно которым  можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой  части.

Использование этих классификаций в процессе предварительных  налоговых аналитических процедур позволяет повысить качество налогового контроля.

Как отмечалось ранее, в процессе налоговой реформы, направленной на уменьшение налогового бремени налогоплательщиков, одной  из основных задач является усиление контроля со стороны налоговых органов. В этих условиях, несомненно, усиливается  роль и значимость камеральных проверок.

Можно выделить следующие особенности проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций:

1) Уточнение  контингента налогоплательщика;

2) Проверка  представления налоговой декларации  и правильности заполнения форм  отчетности по налогу на прибыль  организаций;

3) проверка  доходов (декларированных);

4) проверка  расходов (декларированных);

5) проверка  убытков (декларированных).

Однако, камеральные проверки не могут ограничиваться обнаружением лишь арифметических и  логических ошибок в налоговой отчетности для выявления возможного занижения  налоговой базы. Следует анализировать  в полном объеме всю информацию о  налогоплательщике как внутреннюю, так и поступившую из внешних источников.

На практике все требования представителей налоговой  службы, которые касаются регистров  по налогу на прибыль, подчас организации  игнорируют. Разрешение подобного рода проблем возможно путем внесения поправок в НК РФ. По нашему мнению, если бы обязанность вести налоговые  регистры была законодательно установлена, то это не только предоставило бы возможность  налоговым органам начислять  штрафы, но и в значительной степени  снизило трудоемкость проведения выездных проверок. Налоговые инспектора уже  на этапе углубленной камеральной  проверки могли бы запросить налоговый  регистр и выявить допущенные при расчете налоговых показателей  ошибки, определить основные направления  дальнейшей проверки, выявить те первичные  документы, достоверность которых  требуется проверить в первую очередь. В налоговых регистрах  должны отражаться результирующие налоговые  показатели, которые переносятся  в соответствующие строки налоговой  декларации.

Важным  является обязанность налогового органа, в случае выявления по результатам  проверки факта нарушения законодательства о налогах и сборах, составлять акт проверки. Эта процедура, безусловно, позволяет не только преодолеть имеющуюся  правовую неопределенность в вопросе  оформления результатов камеральных  проверок, но и обеспечить объективность  принимаемых по итогам этих проверок решений.

Наряду  с фискальной ролью, налоговое администрирование  в условиях финансового и экономического кризиса должно выполнять активную стимулирующую функцию. Основная потеря в доходной части бюджета –  от налога на прибыль предприятий и организаций (табл. 3).

 

Таблица 3. Поступления по налогу на прибыль  в бюджетную систему РФ за январь-август 2008–2009 гг.

 

январь-август 2008 года (млрд. руб.)

январь-август 2009 года (млрд. руб.)

в процентах к 2008 году (млрд. руб.)

Налог на прибыль организаций  всего

1 827,0

833,6

45,6

в федеральный бюджет

544,5

134,2

24,6

в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

1 282,5

699,4

54,5


 

Согласно  финансовой отчетности увеличилось  количество убыточных предприятий. Чтобы проверить достоверность  этих сведений, необходимо проводить  выездные проверки. Налоговые органы имеют возможность проверить  всего 5% предприятий.

Поэтому, чтобы соответствовать этим требованиям  стимулирующей функции, налоговое  администрирование должно быть принципиально  скорректировано. Основные дискуссии  в налоговой сфере ведутся  по вопросам, связанным с реформированием  налога на прибыль организаций. И  предлагаются классические меры стимулирования – «отменить», «снизить», «уменьшить», «предоставить льготы» и т.д. С  данными предложениями нельзя не согласиться. Но следует учитывать, что изменения в налоговом  законодательстве неизбежно предполагают трансформацию других элементов  налоговой системы, и, прежде всего, прав и обязанностей участников налоговых  отношений, налоговых агентов и  государства в лице налоговых  органов. Поэтому наряду с совершенствованием налогового законодательства второй важнейшей  составляющей налоговой реформы  является оптимизация налогового администрирования  в интересах повышения налоговой безопасности.

Несовершенство  налогового законодательства, налогового контроля и статистических данных обострили  проблемы налоговой недоимки и уклонения  от налогообложения. На сегодняшний  день основные нарушения в налогообложении  приходятся на долю лишь двух налогов  – налога на добавленную стоимость (47%) и налога на прибыль организаций (40%) доначисления по которым в муссе  составляют более 87% от общей суммы  доначисленных налогов и сборов в целом по Российской Федерации. Так величина недоимки служит показателем  эффективности администрирования  налогов. При этом она может быть проанализирована как в абсолютных показателях, так и относительно объема сбора налогов. Объемы недоимки, исходя из информации фискальных органов, могут быть легко дифференцированы по различным видам существующих налогов. Для оценки влияния сложности  нормативной базы на объем недоимки, необходимо сопоставить объемы недоимки и число появившихся нормативных  документов за сопоставимые периоды  в разрезе основных налогов. Хотя такой подход и дает представление  о закономерности исследуемого явления, он имеет два существенных недостатка. Во-первых, фискальные органы обладают информацией лишь о выявленной недоимке, фактически, из-за тенизации экономики, реальная ситуация иная, и в силу специфики, может быть оценена лишь экспертными методами с той или  иной степенью достоверности. Во-вторых – затруднена количественная оценка нормативной базы. Само по себе количество нормативных документов дает представление  о сложности нормативной базы, но в данном случае игнорируются особенности  того или иного документа.

В целях совершенствования  процедур налоговых проверок предлагается упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность  налогового органа направлять налогоплательщику  уведомление в случае выявления  существенных расхождений между  показателями текущей отчетности и  показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут  быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких  документов.

Таким образом, становится необходимостью разработка направлений применения налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль, которые позволят: проводить оптимальные предпроверочные  контрольные процедуры; достичь  высокого уровня эффективности проведения камеральной проверки; анализировать  информацию о налогоплательщиках для  рационального их отбора на выездную проверку; проводить качественно  выездную проверку.

Информация о работе Налог на прибыль как объект налогового администрирования